Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

интернет

11 октября 2004 года

Журналистика в эпоху "Всемирной паутины"

Онлайновая журналистика отличается злостью и воинственностью. Но ее стиль и круглосуточный цикл подачи новостей заставляют задуматься над тем, каким образом кибержурналистика в своих репортажах могла бы достичь высших стандартов журналистики.

Ведущие информационные службы борются за применение к "Всемирной паутине" старомодных новостных стандартов, но обнаруживают, что не так-то просто привнести такие положительные качества обычной журналистики, как точность, сбалансированность и четкость, в среду, где главное - это оперативность и своевременность.

Веб-технологии укрепили традиционные "сторожевые" функции журналистики, снабдив журналистов эффективными средствами для более глубокого зондирования в поисках информации. Возможности поиска документов, составления фактологических и исторических справок и выявления авторитетных источников расширили инструментарий журналиста. Они также ввели принципиально другую культуру, построенную на принципах интерактивности и сокращения числа действующих правил и ограничений.

Некогда оперативностью и своевременностью могли похвастать и газеты. Телеграфные информационные агентства завоевывали свою репутацию тем, что первыми сообщали о важнейших событиях, о которых читатели обычно узнавали из местных газет. Телевидение с его непосредственной подачей материала лишило прессу этого преимущества. И вот теперь "Всемирная паутина" установила новые стандарты оперативности и своевременности, позволив при этом газетам выйти на новый уровень своего развития, публикуя важнейшие новости и расширяя свою аудиторию с помощью таких новаторских проектов, как онлайновые послеполуденные издания.

На пересечении традиционной журналистики и "Всемирной паутины" попытки применить стандарты традиционного отдела новостей наталкиваются на другие ценностные ориентиры: вседозволенность, непочтительность, защита определенной точки зрения и установки. Веб-журналисты утверждают, что в Интернете "олимпийский" стиль традиционной прессы не работает. Они отождествляют свою новую среду с истинным духом Первой поправки к Конституции США, гарантирующей свободу слова, печати и собраний. Интернет-авторы отмечают, что их новая среда напоминает им о том времени, когда газеты были злыми и боевыми. Энн Комптон из ABCNews.com описывает принципиальную разницу между "онлайновыми" сотрудниками и тележурналистами ее компании следующим образом: "Мы пишем ярче. Мы используем больше сленга. Освещению событий в Интернете присуще богатство творческих идей, которое просто невозможно реализовать на телевидении". Аналогичные сравнения можно провести между вебсайтовскими и ежедневными газетами.

Совместимо ли такое "богатство творческих идей" с высшими стандартами журналистики? Может ли раскованная, провокационная и не признающая авторитетов природа "Всемирной паутины" адаптироваться к культуре, традиции которой сформированы более трезвой и структурированной средой?

Процесс установления стандартов в Интернет-журналистике продвигается вперед под влиянием трех движущих сил. Во-первых, реальность такова, что ведущие новостные веб-сайты находятся и будут находиться в ведении старых, традиционных средств массовой информации - таких, как ежедневные газеты, журналы, теле- и радиовещательные сети и крупные компании кабельного телевидения. Такое положение вещей определяет рынок, который весьма жестко отнесся к стремительному взлету Интернет-компаний. Те, у кого недостаточно капитала, неоднозначная репутация в журналистском мире или слабые маркетинговые стратегии, безжалостно "отбраковываются". Среди уцелевших - ведущие информационные службы, располагающие необходимыми ресурсами для создания мощных веб-сайтов и обеспечения того, чтобы эти платформы отвечали строгим стандартам, в соответствии с которыми пишутся и редактируются их печатные публикации.

Во-вторых, Интернет-журналисты сами стараются разработать стандарты для "Всемирной паутины". Ассоциация Интернет-новостей приступает к выработке жестких правил, включая рекомендации по их применению и контролю за их соблюдением. Предоставленный Фондом Джона С. и Джеймса Л. Найтов грант позволит Ассоциации Интернет-новостей нанять руководителя проекта и закончить разработку правил в намеченный срок - к октябрю 2001 года.

"Этот проект имеет богатую предысторию", - говорит президент Ассоциации Интернет-новостей и главный редактор "Уолл-стрит джорнэл интерэктив" Рич Ярословский. По его словам, слишком много решений по Интернет-новостям принимается необоснованно. "Мы надеемся разработать такой документ, который не предписывал бы, а убеждал", - заявляет он, имея в виду не только журналистов, но и людей, работающих в других Интернет-структурах и разграничивающих новости и коммерцию.

Третьей и, быть может, наиболее мощной силой, влияющей на журналистские стандарты, является интерактивность, которая возникает тогда, когда журналисты публикуют во "Всемирной паутине" свои адреса для электронной корреспонденции. Электронная почта обеспечивает мгновенный отклик читателей на только что опубликованный материал, а также на газетные статьи, которые прочитываются утром за чашкой кофе. Некоторые журналисты воздвигают барьеры на пути такого общения с читателями, предпочитая вовсе не иметь адреса для электронной корреспонденции или оградиться от окружающего мира фильтром, пропускающим только те сообщения, которые им хочется получать.

Электронная почта позволяет журналистам и редакторам получать информацию от людей, которые могут что-то знать о теме публикации и поделиться авторитетным мнением, предоставлять дополнительные источники или поднимать вопрос о возможной несбалансированности или несправедливости публикации. В основе такой интерактивности лежит то, что она может способствовать повышению эффективности журналистской деятельности.

Веб-комментатор Джон Кац, который пишет материалы для сайта Slashdot.com, говорит: "Меня удивляет та степень ответственности, которую читатели возлагают на меня за то, что я делаю. Что бы вы ни писали, содержание вашей колонки становится известно людям, лучше всего осведомленным о данном предмете… Вы начинаете понимать, что ваша колонка - это не последнее слово, это первое слово".

Боб ДЖАЙЛС,
издатель "Ниман рипортс",
Ниманский фонд журналистики, Гарвардский университет

Материал сайта "Электронные журналы Госдепартамента США"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz