Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

цитата в тему

Учиться всегда

Журналисты могут быть тяжелыми людьми. Я устал от нытья других. Я устал даже от собственных стенаний. Но факт остается фактом: писать, имея опыт, не становится легче, потому что вы постоянно повышаете собственные "планки" и одновременно узнаете все больше и больше способов отображения одного и того же события... Журналист заслуживает понимания и уважения за все тяготы своего специфического ремесла. Вы можете научиться выполнять работу редактора, - видимо, это возможно, но я абсолютно уверен, что писать вы не научитесь никогда. Вы всегда будете учиться, всегда будете чувствовать себя уязвленным из-за провалов, и вас всегда будут из-за них ставить в угол.

Дон Мюррей


пресса

14 сентября 2004 года

Подготовка материала: ремесло и процесс

Глава из книги
"Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы"

Самое тяжелое в жизни начинающего журналиста - это те стрессовые моменты, когда перед ним чистый лист бумаги или пустой дисплей компьютера и редактор сердито требует готовый материал, а слова не приходят. И тут же, рядом, опытные коллеги-журналисты с кажущейся легкостью "выпекают" прекрасные материалы. В такие моменты новички начинают подумывать о том, почему они не выбрали в свое время менее нервное занятие - прыжки с парашютом, например.

У начинающих журналистов будет меньше поводов для отчаяния, если они поймут, что написание информационного материала - это процесс, состоящий из пяти определенных этапов. Знание их поможет новичкам, и даже ветеранам, понимать, на каком этапе создания материала они находятся и как выйти из ступора, когда "не пишется".

Одна из причин уныния новичков - это то, что хорошо написанный материал выглядит так, как будто работать над ним было очень легко. В мастерски написанной статье не видно следов тяжкого труда, поисков лида и подтверждающих фактов, многочисленных переработок.

Неудивительно, что, когда у новичков получается очередное топорное и неуклюжее "произведение", они начинают сомневаться, достойны ли они хотя бы того, чтобы с них брали налоги как с журналистов.

Можно ли вообще стать хорошо пишущим журналистом? Ответ, в общем, положителен, потому что журналистика является таким же ремеслом, как, скажем, столярное дело. Но только самые лучшие умеют превращать ремесло в искусство.

Реквизиты хорошего стиля

Что требуется для приобретения хорошего стиля? Краткий ответ: интеллект и умение компоновать частности. Кроме того, необходимы практика и умение пользоваться некоторыми основными принципами работы, не говоря уже о любви к языку и абсолютной грамотности. Все это должно стать настолько естественным, чтобы проявляться рефлекторно под прессом сроков сдачи материалов.

По истечении некоторого времени новички начинают работать лучше, но только после осознания того, что именно у них не получается. Конечно, практика и упорный труд тоже делают свое дело. Вскоре мы расскажем о некоторых принципах работы, но сначала попробуем исследовать процесс написания материала.

Как уже отмечалось, он состоит из пяти этапов. Иногда, особенно у новичков, эти этапы должны идти последовательно друг за другом, но автор должен знать, на каком из них он в данный момент находится. Иногда этапы смешиваются или автор переходит к следующему, не закончив предыдущий. Набрав опыт, можно молниеносно пробегать их все, не особо задумываясь над самим процессом создания материала.

Речь идет о следующем:

1) оформление идеи материала,
2) сбор фактов,
3) анализ фактов и составление плана материала,
4) набрасывание черновика,
5) переработка и отделка текста.

Часто затруднения журналистов объясняются недостаточно хорошей работой на одном из ранних этапов работы. В таком случае приходится возвращаться назад и переделывать все заново. Давайте последовательно пройдем по всем стадиям работы над конкретным материалом.

Первое: идея. Часто она бывает самоочевидной. Разбивается самолет или проходит заседание городского совета - и газета должна дать материал об этом. У журналиста, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически. Но репортер высокого класса находит идеи вне пределов обыденного. Предположим, что в один прекрасный день в вашем городе появляется стая грачей. Никогда прежде вы не видели такого количества этих птиц сразу. К чему бы это? У вас созревает идея материала, и вы делитесь ею со своим редактором.

Вместе вы начинаете планировать, как подать эту идею. У кого следует взять интервью? У орнитологов? Есть ли хоть один в местном университете? У отдельных сограждан, которые тоже не могли не заметить "нашествия"? У представителей городской санэпидемстанции, которая может столкнуться с проблемой птичьего помета как в смысле количества, так и в плане угрозы повышения уровня заболеваемости в городе? Увеличилась ли численность птиц в близлежащих городах? Есть ли план их изгнания? Случалось ли нечто подобное раньше; может быть, стоит покопаться в редакционной библиотеке? Фотографии? Самое время позаботиться об иллюстративном материале.

Итак, идея обрастает плотью, и вы начинаете планировать сбор фактов для материала, переходя таким образом ко второму этапу.

На втором этапе, собирая информацию, вы можете уже продумывать переход к третьему этапу и начинать составлять план статьи. Фраза, оброненная специалистом-орнитологом, охотником или домохозяйкой, может показаться вам настолько удачной, что вы вынесете ее в лид статьи. Отмечайте все в памяти или в блокноте. Каждое наблюдение или интервью выводит вас на новые источники информации.

"Чердак" журналиста

Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся.

Все время помните, что материал - это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия. И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.

И вот вы в редакции и переходите к третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала. Что будет квинтэссенцией вашей статьи? - спрашиваете вы себя.

О чем она на самом деле? Иногда полезно определить суть статьи одним кратким предложением. Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок.

Держите редактора в курсе

Кратко проинформируйте редактора, давшего вам задание, о положении дел, ведь в конце концов именно он решает судьбу вашей статьи - объем, место на полосе и т.д. Объясните редактору свою концепцию. Если таковой не имеется или ее формулировка ускользает от вашего возбужденного сознания, он может предложить свой, быть может, лучший вариант. И если вас заносит куда-то не туда, редактор направит вас в нужную сторону.

На третьем этапе вы должны принять несколько решений. Какие факты наиболее яркие? Какие резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашей статье?

Вы вдруг понимаете, что в собранной информации налицо явный пробел. Вы не узнали, например, в какое время года грачи выводят потомство и сколько у них обычно бывает птенцов. Вы брали интервью у орнитолога, который должен это знать. Вы звоните ему, получаете информацию и заполняете таким образом пробел.

Есть и другие важные решения. Каким будет тон статьи? Если нет угрозы здоровью людей и грачи, по всей вероятности, скоро улетят, вы, скорее всего, захотите подать это событие в беззаботно-легком тоне. Если же существует потенциальная угроза здоровью людей, юмористический тон не подойдет. Тон должен соответствовать содержанию материала.

О структуре материала. Один из вариантов - "перевернутая пирамида", когда самые важные факты сконцентрированы в лиде, а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости. В варианте "перевернутая пирамида" в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему. Также - как.

"Перевернутая пирамида", широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца. Другой вариант - очерковый лид, иногда называемый затяжным лидом. Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки моста па полосе. В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.

Пользуйтесь планом, который работает на вас

Разные журналисты составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения. Другие готовят простую схему, перечисляя "обязательные" факты и располагая их по номерам - 1, 2, 3... Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.

Каким бы ни был ваш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать все родственные так, чтобы подать их в одной связке. Главным недостатком многих статей является то, что родственные факты разбросаны. Без плана вы обязательно запутаетесь. Если вы выбрали очерковый вариант лида, вы должны написать концовку материала до того, как приметесь за лид. В противном случае ваша статья в конце "обвиснет".

Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал.

Третий этап - это проверка вашего умения компоновать детали. Журналистика похожа на архитектуру, и прихотливая игра слов не заменит крепкую структуру.

Подготовив ее, вы садитесь за устрашающую вас пишущую машинку, с тем чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертый этап. Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и пишущая машинка (или дисплей компьютера). Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то. Вы не гравируете золотом на мраморе.

Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать. Ваши первые пять вариантов лида никуда не годятся? Ничего страшного. Скомкайте бумагу или загоните этот мусор с экрана куда-нибудь подальше в электронные внутренности компьютера и - начните заново.

Сколько журналистов до вас страдало из-за груд скомканной бумаги под ногами...

Одной из причин возможного ступора может быть страх создать что-то не соответствующее придуманным вами же стандартам. Это все та же неосознанная боязнь того, что все написанное будет тут же высечено на мраморе. Черновик - отправная точка. Поэтому напишите для начала хоть что-нибудь.

Здесь, на четвертом этапе, вы можете неожиданно осознать, что ваш план неполноценен. В таком случае вам придется вернуться на третий этап и переработать структуру. И лучше вовремя вернуться, чем рваться вперед - к неминуемому провалу.

При обсуждении четвертого этапа уместно проанализировать старый принцип "пиши так, как говоришь". Он не совсем верен. Редко можно встретить человека, который говорит точными, краткими, "написанными" предложениями. Цель заключается в следующем - писать так, чтобы создавалось впечатление, что вы рассказываете, но без обычных в разговоре "ахов", "охов" и вступлений типа "Ну, ты понимаешь..."

Создание эмоциональной отстраненности

Ура! Вот вы и закончили писать первый черновик. Но - будьте осторожны. Эмоции созидания могут соединить вас с этим черновиком так же крепко, как пуповина соединяет мать и дитя. Отделять свое творение от себя очень больно. Будет лучше, если вы достигнете некой эмоциональной отстраненности.

Журналисты советуют "замораживать" статью, отпускать ее от себя спокойно. Завтра вы сможете увидеть в ней недостатки, не замеченные сегодня. Жесткие сроки обычно не допускают такой роскоши. И все же в вашем распоряжении если не часы, то хотя бы минуты. Выпейте что-нибудь освежающее. Полистайте комиксы. Смастерите себе ожерелье из бумажных полосок. Сделайте что-нибудь, что поможет снять эмоциональную пелену с ваших глаз. Если ваш редактор не занят, обратитесь к нему за советом. Это поможет сберечь время в дальнейшем.

Следующий - пятый - этап: переработка черновика. Может быть, понадобится только легкая шлифовка. Может быть, нужно будет переписывать материал полностью. Приложите все свои усилия и доделывайте его до тех пор, пока редактор не потребует готовый продукт. При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля, список которых вы найдете ниже.

Практикуясь, вы сможете быстро обнаруживать многие недостатки материала, а редактор укажет вам на оставшиеся.

Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошей журналистики, которыми являются точность, краткость и ясность. Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить. Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю. И наконец, ясность - если сообщение может быть понято неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то общаетесь с будущим читателем без обратной связи.

Много раз, когда чей-то текст казался мне неясным и запутанным и я обращался к его автору, я заранее знал, что он скажет: "Ну, понимаете, вот что произошло..." Автору не удалось изложить на бумаге то, что так ясно складывалось у него в голове. Вы должны убедиться в том, что факты "легли" на бумагу.

Иногда мне попадались и такие журналисты, которые в разговоре смущенно признавались, что не вполне поняли то событие или явление, о котором написали статью. Запутывать читателя - это большой журналистский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру.

И еще раз: черновики - не надпись, высеченная на камне. Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно. И только после этого сдавайте вашу статью.

Если вы сделали все возможное на этих пяти этапах, то можно считать, что вы достигли цели: точности, краткости, ясности.

Журналисты прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы. Следовательно, этому стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в вашей работе:

1. Используйте действительный залог. Он более энергичен, чем страдательный.

2. Полагайтесь в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают "картинку" в воображении читателя.

3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями: подлежащее, сказуемое, дополнение.

4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.

5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.

6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль - одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов.

7. Проверяйте согласование времен глаголов.

8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.

9. Используйте особенные, "повествующие" детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.

10. Дайте необходимую предысторию. Каждый материал должен "стоять на собственных ногах".

11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.

12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.

13. Если вы знакомите читателя с кем-то в начале статьи, сделайте это еще раз при повторном упоминании этого человека, например: "Джонс, бухгалтер".

14. Не оставляйте без ответа ни одного вопроса. Старайтесь отвечать на них сразу после того, как они были заданы.

15. Не делайте голословных утверждений. Например, если вы говорите об уме человека, приведите красноречивый пример.

16. В драматических материалах соблюдайте сдержанный тон.

17. Показывайте, а не рассказывайте. Не "Он гневался", а - "Он молотил по столу кулаками, и глаза его сверкали".

18. Помещайте самые значительные слова предложения в его начале и конце.

19. Не злоупотребляйте прямым цитированием. Приводите цитаты только в том случае, если что-то было сказано в своеобразной манере или есть необходимость привести фразу точно. Обычно пересказ экономит слова.

20. Перед приведением цитаты укажите ее источник.

21. Уберите все несущественные детали. Выразительный стиль - краток.

22. Не растягивайте материал. Большинство тем нуждаются в простом и кратком изложении.

23. При переходе от одной части материала к другой используйте связующие слова и предложения.

24. Прочитайте статью вслух - так легче обнаружить неуклюжие места.

Если вы будете следовать этим советам, ваша проза, которая была тяжеловесной, многословной и запутанной, приобретет выразительность, краткость и ясность. Давайте посмотрим, чего можно достичь, следуя некоторым из них.

"Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают "картинку" в воображении читателя". Например, не "Машина сбила дерево", а "Желтый "фольксваген" врезался в огромный дуб". Глагол во втором варианте более выразителен, характерные черты машины и дерева также способствуют созданию картинки.

"Средняя длина предложения - не более 18 слов". Исследования показывают, что понимание читателем текста растет по мере сокращения количества слов в предложениях. Не обязательно каждое предложение должно быть коротким, но сложных, длинных предложений лучше избегать вообще. Если же вы пользуетесь такими предложениями, поищите подходящие союзы - лучше всего "и" и "но". Сложноподчиненные предложения лучше трансформировать в сложносочиненные.

Другие пункты списка также помогут вам отшлифовать ваш стиль. Сделайте эти советы частью себя - и вы сможете пользоваться ими автоматически, даже если вы пишете на сумасшедшей скорости при поджимающих сроках.

Главное - крепкая структура

Хотя вышеприведенные советы и могут творить чудеса в отдельно взятом предложении или абзаце, ваша статья может оказаться неудачной, если ее структура слабовата. Еще раз подчеркнем: хороший материал - это архитектура и структура. Коснемся структуры еще раз.

Структура материала в форме "перевернутой пирамиды" очевидна. В лиде вкратце приводится главный факт или факты материала. Затем следует подтверждение. Написать лид такой статьи нетрудно, если в статье всего один или два основных элемента. Проблемы растут с увеличением их количества.

Когда нужно отразить сразу несколько важных элементов в первом абзаце или в двух, следует избегать употребления длинных и сложных предложений. Иногда хорошие результаты дает разбивка сложных предложений на два (или более) простых.

Едва ли стоит "набивать" все существенное в один абзац, ведь лид может состоять и из двух-трех абзацев.

Вот пример двух многоэлементных материалов, построенных в виде "перевернутой пирамиды". День первый и день второй. "Ассошиэйтед Пресс" плавно излагает факты:

"Лондон. В четверг жестокий ураган с проливным дождем и ветром, достигавшим скорости 110 миль в час, оставил за собой полосу разрушений в южной части Англии и на континенте. Погибли по меньшей мере 62 человека в пяти странах.

Лондон. В пятницу бригады спасателей были подняты по тревоге, чтобы восстановить линии электропередач и очистить автострады от разбитых машин после жестокого урагана, пронесшегося по Западной Европе. Погибло более 90 человек".

Если в сложном материале требуется упомянуть несколько фактов сразу, лид может состоять из нескольких абзацев, как в следующем материале об историческом событии, опубликованном в "Вашингтон пост":

"Кейптаун, ЮАР. Лидер черных националистов Нельсон Мандела вышел сегодня из тюрьмы свободным человеком после 27 лет заключения и заявил приветствовавшим его сторонникам, что их вооруженная борьба против господства белого меньшинства должна стать более интенсивной. 71-летний Мандела, с которым правительство надеется вступить в переговоры, чтобы прекратить позорную расовую дискриминацию в стране, признал "честность" человека, подписавшего приказ о его освобождении, но сказал, что у черных "нет иного выбора, кроме продолжения" борьбы за политические права.

Он также призвал к тому, чтобы международные экономические санкции против Претории продолжались до тех пор, пока полностью не будет ликвидирована система апартеида".

Теперь давайте представим себе миллион способов, с помощью которых можно было бы начать наш материал о грачах с затяжно или очеркового лида. Каким бы ни был выбор, первые четыре-пять абзацев, не раскрывающих всего содержания статьи, должны заинтриговать читателя и заставить его решить, стоит ли читать дальше.

Но читатель долго ждать не любит. Поэтому где-то к пятому абзацу ему нужно кратко объяснить суть дела. Такой абзац часто называют абзац-орех. Например, лид открывается сообщениями двух-трех удивленных людей о стаях грачей. Ага, у читателя появился интерес. Тогда вы пишете:

"Со всех концов города поступают подобные сообщения. Весь округ наводнен грачами. Никто не может с уверенностью сказать, откуда они взялись, как долго пробудут здесь и представляет ли это угрозу здоровью людей".

Такая статья, конечно, не потянет на премию, но в ней есть идея. Теперь вы можете один за другим ставить вопросы, которые обсуждали со своим редактором на первом этапе создания материала, а также те, что возникали в ходе сбора информации.

Один блок - затем другой

Последовательно отвечая на вопросы, вы используете блочную структуру, как будто строите башню из детских кубиков. Расположите вопросы и ответы в наиболее логичном порядке - так, чтобы один блок информации плавно переходил в другой. В данном материале первым вопросом мог бы стать следующий: откуда прилетели эти птицы? Затем следуют пояснения: знают ли специалисты о подобных явлениях и т.д.

Есть и другие структуры, например, хронологическая, но она хороша только для определенных материалов. Еще вариант - можно взглянуть на ситуацию глазами разных людей. Вариантов множество. Неизменно одно - наличие крепкой структуры, которая не позволит материалу рассыпаться и свяжет воедино все родственные факты.

Вне зависимости от варианта структуры мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения. Все перемены направления должны быть обозначены яркими, понятными знаками.

Когда автор статьи "меняет направление" и переходит к следующему вопросу, он должен сигнализировать об этом читателю. Помогают абзацы, но часто этого недостаточно. Поэтому необходимы связующие звенья. Без этого читатель обязательно собьется с курса и хорошо еще, если ненадолго.

Следующие слова и словосочетания могут служить хорошими связующими звеньями: и, но, итак, тем не менее, все же, все-таки, конечно, разумеется, понятно, следовательно, фактически, желательно, общепризнанно, очевидно, поэтому, более того, далее, с другой стороны, действительно, вдобавок и т.д.

Иногда требуется нечто более сильное, чтобы направлять читателя. Один из методов называется "крючок" абзаца. Кончается абзац, и последнее его слово вставляется в первое предложение следующего абзаца. Это помогает ввести новую идею. "Крючком" может быть и слово, и фраза. Иногда "крючок" засаживается на несколько абзацев раньше. Но чем ближе, тем лучше - пока слово или фраза еще свежи в памяти читателя. В любом случае связующие звенья помогают читателю не сбиваться с дороги мысли автора.

Без крепкой структуры статья "провисает" и даже может развалиться. Опытные журналисты много работают над структурой, что мы советуем делать и вам.

Неофициальный сайт журфака МГУ

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz