Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

пресса

06 октября 2004 года

Заголовки

Глава из книги "Как преподносить новости"

Заголовки, как мы уже видели, гораздо более важны, чем иногда об этом думают студенты. Помимо того, что они являют собой краткое содержание статьи, их размер говорит о важности либо степени интереса статьи. Конечно же, заголовки в первую очередь привлекают внимание читателя. Их написание иногда вызывает определенные проблемы, связанные прежде всего с внутрииздательскими вопросами (об этом мы поговорим позже). В дополнение к этому, создание заголовков подчиняется ряду правил, большинство из которых создано для того, чтобы гарантировать их максимальную ясность.

Сходство заголовков с телеграммами в том, что как в одних, так и в других второстепенные члены предложения зачастую опускаются ради экономии места.

ПОКАЗ ПРОЙДЕТ В МУНИЦИПАЛИТЕТЕ

Правильно построенный заголовок может быть превращен в нормальное, грамматически верное предложение, если в него будут вставлены все вышеупомянутые недостающие элементы, а читатели настолько привыкли к их отсутствию, насколько они привыкли к этому в телеграммах.

Существует общепризнанное мнение, что в идеале заголовок должен состоять из подлежащего и сказуемого, выраженного в действительном залоге.

БУРНЫЕ ПОТОКИ ПОДВЕРГАЮТ ОПАСНОСТИ НОВЫЕ РАЙОНЫ

Потоки - это подлежащее, а подвергают - сказуемое. Вид заголовка, известный как "требующий" (или "глагольный"), не нуждается в подлежащем. Он довольно часто используется в газетах, но его употребление не очень поощряется.

СПАСТИ ЖЕНЩИН ОТ ПЛАМЕНИ

Справедливо или нет, "требующий" заголовок зачастую ассоциируется с некой сенсацией. Подлежащим в данном заголовке, по-видимому, должно быть слово "пожарник", но читатели не могут быть в этом полностью уверены. Защитники такого стиля заголовков утверждают, что подлежащее не всегда имеет ключевое значение и что "требующий" заголовок иногда помогает выражать сложную мысль наиболее кратким образом.

Критики такого стиля заголовков говорят, что они выглядят как заявления в повелительном наклонении, что как будто бы они побуждают читателя что-то сделать ("Закрыть дверь", например). Подобные аргументы кажутся беспочвенными, поскольку, как видно из приведенного примера, читатели вряд ли подумают, что они обладают навыками спасения женщин из огня. Некоторые газеты разрешают использование "требующего" заголовка, когда подразумевается одно подлежащее.

ЗАКРЫВАЕТ МУЖА В ВАННОЙ КОМНАТЕ

Это позволяет избежать эффекта "размытости" субъекта действия (подлежащего) и не оставляет сомнения читателям в том, кто же был субъектом действия. Однако факт остается фактом - лишь некоторые издания разрешают публиковать на своих страницах "требующие" заголовки.

Несмотря на то что употребление глагола в заголовках желательно, так называемые "этикеточные" заголовки, не имеющие их, можно встретить на страницах хорошо отредактированных газет.

ТЕНДЕНЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВОСУДИИ

ВОССТАНИЯ В СВЯЗИ С УБИЙСТВАМИ В ТЮРЬМАХ

Формы английского глагола to be (быть, существовать) - is, are, to be, will be, также в основном опускаются, даже если они являются сказуемыми.

УЧИТЕЛЯ В ГВАТЕМАЛЕ (НАХОДЯТСЯ) В СОСТОЯНИИ 72-ЧАСОВОЙ ЗАБАСТОВКИ

ДЕВОЧКА ИЗ ГЛЕНДОРЫ - (ЯВЛЯЕТСЯ) ВТОРАЯ(ОЙ) В ШТАТЕ

Наличие места

Самая большая сложность при написании заголовков заключается в том, чтобы разместить их на газетной странице в рамках доступного места. Опытные редакторы становятся настоящими экспертами в этом деле и способны быстро подобрать более краткие синонимы.

Основной причиной недовольства начинающих редакторов становится нехватка места; они зачастую настаивают на том, что заголовок не может быть помещен в столь малодоступное пространство. Тем не менее настоящий профессионал всегда в силах придумать подходящий заголовок. Нормы написания заголовков не меняются во имя их упрощения.

Математика

Буквы, напечатанные на машинке, и буквы, набранные на печатной странице, варьируются по ширине. К примеру, буква i английского алфавита заметно уже буквы m. Однако печатная машинка действует таким образом, что оставляет равное количество места для каждого знака, так что если вы по ошибке набрали i, то вам не составит труда заменить ее буквой m - и она уместится. Совершенно не так обстоят дела при типографском наборе. Буквы занимают место пропорционально их размеру. Все это надо иметь в виду при написании заголовков и подсчете знаков по специальной системе.

Первое, что должен знать редактор о заголовке, который ему предстоит написать, так это то, что надо уметь хорошо считать, т.е. другими словами, сколько знаков он может занять. В целом, каждая строчная буква английского алфавита соответствует цифре 1, за исключением f, l, i, t, j (а также, в зависимости от типа шрифта, иногда буква r), каждая из которых соответствует 1 единице, а также букв m и w, составляющих 1,5 единицы. Заглавные буквы соответствуют 1,5 единицы, за исключением I и J, соответствующим 0,5 единицы, а также M и W, размер которых равен 2 единицам. Знаки препинания точно соответствуют 0,5 единицы, за исключением тире и вопросительного знака, равным 1 единице. Пробел между словами равен 0,5 единицы. Цифры занимают 1 единицу, за исключением цифры 1, равной 0,5 единицы. Описанный способ подсчета знаков применим практически во всех случаях, однако он не абсолютен. Существуют некоторые типы шрифтов, в которых строчная буква r настолько узка, что ее считают за 0,5 единицы, а в некоторых шрифтах цифры настолько широки (за исключением 1), что их считают как 1,5. Эта информация, конечно же, важна для начинающих редакторов.

Подсчет знаков в заголовках может показаться довольно сложным и утомительным делом, однако он быстро станет вашим вторым "я". Каждая строка заголовка должна соответствовать по своему размеру числу допустимых знаков.

В некоторых газетах заголовки выровнены по левому краю статьи, и в связи с этим подсчет знаков допускает некоторое максимальное их количество, оставляя при этом возможность "втиснуть" еще несколько справа, в конце строчки. В этих условиях редактор должен знать, какое максимальное количество знаков допустимо и не должен превышать его. Слишком длинные и не умещающиеся заголовки создают большие проблемы, поскольку они должны быть переписаны. Некоторые компьютеры работают таким образом, что не допускают чересчур длинные заголовки. Редакторы, пишущие слишком длинные заголовки, вряд ли завоюют любовь редактора отдела новостей или наборщика. Подсчет знаков в строчках заголовков, выровненных по левому краю, должен вестись таким образом, чтобы их число отличалось на несколько единиц в целях избежания некрасивой неровности. Подзаголовки, выстроенные "лесенкой", должны состоять из определенного количества единиц или отличаться на 0,5 единицы. В противном случае, пропадает собственно эффект "лесенки".

Поскольку строки подзаголовков размером в две колонки набираются более мелким шрифтом, подсчет знаков в них не должен вестись так же точно, как и в обычных заголовках. Каждый знак можно воспринимать как одну единицу. В заголовке размером в 15-20 знаков половинные, полуторные и двойные единицы обычно компенсируют друг друга. Это правило применимо только к крупным заголовкам, занимающим несколько колонок и большим по размеру.

Подзаголовки

Предполагая, что подзаголовки прочитаны или могут быть прочитаны (дискуссионный вопрос, о чем мы говорили выше), их создание подчиняется специфическим правилам. Подзаголовки могут и не быть неким перефразом основной мысли главного заголовка, они должны "подхватывать" его мысль и развивать ее, снабжая читателей дополнительной важной информацией. Кажется, было бы хорошо "запихать" все в подзаголовок и больше ни о чем не думать. Но такому искушению поддаваться нельзя, так как в серьезных изданиях это запрещено.

В подзаголовке и заголовке не должны встречаться одинаковые слова или даже однокоренные (проголосовали, голосование). В газетах, где разбивка заголовка недопустима, этот запрет не распространяется на подзаголовки. (Что такое разбивка заголовка, мы расскажем вам далее в этой же главе.) Подзаголовок может обойтись и без подлежащего и начинаться со сказуемого, принимая форму "побудительного" заголовка, если подразумевается, что подлежащее фигурировало в основном заголовке. Подзаголовок может быть и независимым, дополнительным заявлением:

ПРОГРАММА ШКОЛЬНЫХ ОБЕДОВ ИЗМЕНЕНА ДЛЯ МАЛОИМУЩИХ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПОД ДАВЛЕНИЕМ КОНГРЕССА ПОДНЯЛА
МИНИМАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ОБЕДА ДО 45 ЦЕНТОВ

Либо подзаголовок может служить продолжением заявления, сделанного в заголовке:

КАИР НЕ ПОЙДЕТ НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРА О КАНАЛЕ
НО США ДО СИХ ПОР НАДЕЕТСЯ НА КОМПРОМИСС,
НЕСМОТРЯ НА ПОЗИЦИЮ ЕГИПЕТСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ООН

В следующем примере тем не менее подзаголовок принимает форму независимого оборота, поскольку он не может быть тесно связан с заголовком; в этом случае теряется смысл его отдельного написания.

ЖЕСТКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ОРУЖИЯ НЕОБХОДИМА В ШКОЛАХ
ПОСЛЕ УБИЙСТВ ОКОЛО ШКОЛ. 40 СЛУЧАЕВ ЗА 25 ДНЕЙ

Фраза "после убийств около школ" тесно связана с мыслью, выраженной в основном заголовке, и поэтому портит подзаголовок. Подзаголовок также может начинаться со сказуемого, подчиненного тому же подлежащему, что и в основном заголовке.

Кикер

Классический кикер (короткая строка над заголовком, набранная мелким кеглем) должен содержать и подлежащее и сказуемое, а также представлять собой независимое сообщение (как и подзаголовок). Однако подлежащее в кикере можно опустить, если оно такое же, как и в заголовке. Кикеры несут иногда специальную нагрузку: сообщают об авторстве материала или обозначают принадлежность к рубрике. Иногда они не выравниваются по левому краю, а находятся в центре, если речь идет о материале, который занимает несколько колонок.

Так как кикер расположен над основным заголовком, то возникает затруднение, что читать первым? Кажется логичным предположить, что основной заголовок должен быть прочитан в первую очередь, несмотря на свое несколько "подчиненное" положение, так как он набран более крупным кеглем и соответственно первым бросается в глаза. Отсюда вывод: основную мысль должен содержать главный заголовок, а не кикер. Главный заголовок должен быть самостоятельной смысловой единицей. А кикер не должен представлять собой предложный оборот, который подводит или из которого вытекает главный заголовок. В этом случае кикер превращается в некую вводную часть главного заголовка, будучи тесно с ним связанным, или в его продолжение, объединяющее эти два элемента:

В городе Святого Петра
Студенческая критика обращается
против них самих

Было бы лучше, если бы в данном случае кикер был построен иначе:

ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕКАНА

Кикер в приводимом ниже примере является реальным продолжением главного заголовка. Кикер "Прошло три месяца с момента исчезновения в море" - был бы более уместным, чем:

3 месяца в море
Говорят два старых моряка,
чуть не умершие от голода

Выполнение задачи

У большинства газет есть отпечатанный каталог заголовков, который представляет собой сборник примеров всех употребляемых заголовков. Заголовки иногда классифицируются по так называемой описательной системе. Например: 2-36 TB. Первая цифра обозначает ширину заголовка, измеряемую количеством колонок, которое он занимает. Вторая - размер заголовка в пунктах. Буквы же представляют собой сокращение названия шрифта: Tempo Bold (Темпо полужирный). Каталог заголовков дает информацию и о количестве знаков в каждом заголовке. Новички-редакторы быстро обучаются их обозначениям и числу знаков в часто употребляемых заголовках и поэтому редко прибегают к каталогу заголовков. Иногда в заголовках встречаются некоторые условные знаки или цифры: А, Б, В, № 1, № 2, № 3. Каталог заголовков в этом случае показывает, как они выглядят.

Новичок, сталкивающийся с трудным заголовком, иногда считает поставленную задачу не решаемой. Но для профессионала не существует "нерешаемых" заголовков. Новичок сконфужен, возможно, даже изумлен, наблюдая, как быстро умелые руки расправляются с проблемой. Тем не менее даже опытные профессионалы наталкиваются на большое количество трудностей со сложными заголовками, и иногда даже с чрезвычайно сложным заголовком и необходимостью срочно сделать эту работу. В этом случае можно объединить усилия.

Некоторые люди обладают даром к написанию заголовков; немного попрактиковавшись, они могут легко подобрать для него слова. Другие же напротив считают это трудным делом. Любой достаточно образованный и хорошо владеющий языком человек в состоянии научиться писать четкие, приемлемые заголовки, но никакие уроки или опыт не могут наделить человека даром, полученным с рождения, таким как музыкальный слух, например.

Любопытно, что талантливые писатели не всегда хорошие авторы заголовков или редакторы. Причина, видимо, в том, что талантливые писатели заняты лишь своим авторством, и им становится скучно, когда перед ними ставится задача внимательно отредактировать чей-либо труд. Рамки заголовков зачастую больше раздражают таких авторов, а не воодушевляют их на подвиги.

Времена и люди

Большая часть информации, содержащейся в газете, рассказывает об уже случившихся событиях. Логично, что рассказ об этих событиях обычно ведется в прошедшем времени, а вот заголовки практически всегда - в настоящем:

БАСТУЮЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ В АРИЗОНЕ ГОЛОСУЮТ ЗА ТО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В КЛАССЫ

МЭР ОТМЕНЯЕТ СВОЮ ПОЕЗДКУ В ЕВРОПУ

Даже люди, редко берущие газету в руки, настолько привыкли к этому, что будут удивлены, увидев в заголовках употребление более подходящего по смыслу прошедшего времени:

БАСТУЮЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ В АРИЗОНЕ ГОЛОСОВАЛИ ЗА ТО, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ В КЛАССЫ

МЭР ОТМЕНИЛ СВОЮ ПОЕЗДКУ В ЕВРОПУ

Настоящее время

Строго говоря, время, используемое в большинстве заголовков в английском языке, не простое настоящее время, а некое "историческое" настоящее, которое характеризуется использованием настоящего времени для описания событий, произошедших в прошлом. К этому приему иногда прибегают авторы художественных произведений: "Сейчас полночь, и я крепко сплю в кровати. Вдруг раздается ужасный грохот. И я уже на ногах - мчусь вниз по лестнице". Читатель прекрасно понимает без лишних слов, что действие относится к прошлому. Задача автора в данном случае - используя "историческое" настоящее, передать сцену более красочно и живо.

Так же поступают и авторы заголовков, использующие настоящее время для достижения эффекта приближения действия к настоящему времени. Происхождение этого приема неизвестно. Употребление настоящего времени помогает редактору при написании заголовков, так как форма глаголов настоящего времени короче, чем форма прошедшего времени, например: требует - требовал; голосует - голосовал.

Проблемы и исключения

Часто встречающаяся ошибка, которую допускают начинающие и попросту неопытные авторы заголовков, заключается в том, что они используют настоящее время для рассказа о грядущих событиях. Читатель видит заголовок: "Сенатор выступает на собрании" и далее, вчитываясь в статью, обнаруживает, что оно (собрание) еще даже не состоялось, как ему дали понять, а только должно состояться. В этом случае следует четко разграничить употребление настоящего времени для рассказа о грядущих и прошедших событиях. В связи с этим в данном контексте следовало бы употребить "выступит". Заголовки и так иногда бывают слишком путанными, чтобы еще нагружать их временной неразберихой. Однако существует исключение из данного правила: "Сенатор выступает здесь завтра". Такой заголовок достаточно ясен и допускает употребление настоящего времени с указанием на будущее (завтра).

Если в заголовке уже существует указание на прошедшее время, употребление сказуемого в прошедшем времени было бы более логичным. Эта ситуация часто возникает в заголовках к статьям, приводящим статистические данные.

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ УНЕСЛИ 113 000 ЖИЗНЕЙ В ПРОШЛОМ ГОДУ

СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ ВЫРОСЛА В АВГУСТЕ

Указаниями на прошедшее время в вышеприведенных примерах являются фразы: "в прошлом году" и "в августе". Иногда в статьях рассказывается о событиях, не произошедших в недавнем прошлом, а случившихся довольно давно. Соответственно в таких случаях заголовок должен быть в прошедшем времени:

КРАСНОРЕЧИЕ ЧЕРЧИЛЛЯ СПЛОТИЛО АНГЛИЮ

Время от времени употребляется настоящее продолженное время для описания действия, которое продолжается во время чтения статьи:

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗРАБАТЫВАЕТ СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД БУДУЩЕГО

Сказуемое здесь может звучать как "занимается разработкой". Однако ради экономии места используется более краткая форма. Еще раз повторим: выбор между различными формами глагола падает на более краткую.

В заголовках предпочтение отдается действительному залогу ("Полицейский отчитал водителя"), а не страдательному ("Водитель был отчитан полицейским"). Причина в том, что действительный залог красноречивее.

Тем не менее и страдательный залог довольно часто встречается в заголовках. Уместность его употребления можно проверить исходя из того, что является первостепенным - тот, кто совершает действие, или объект. Если первое не имеет значения, то страдательный залог вполне употребим. Многие заголовки "звучат" лучше в страдательном залоге:

ПРЕДЛОЖЕН ПЛАН СОКРАЩЕНИЯ КРАЖ В ГОРОДСКИХ ПАРКАХ

Изучающие журналистику студенты поначалу считают, что употребление страдательного залога в заголовках недопустимо. Подобное представление навеяно школьными учителями журналистики, переборщившими с излишней приверженностью к действительному залогу. Такие преподаватели, видимо, редко обращали внимание на заголовки в газетах. Нет такой газеты, в которой не появлялись бы заголовки в страдательном залоге. По данным одного из исследований, около 20% заголовков написаны в страдательном залоге.

За некоторыми исключениями, в американских газетах запрещается так называемая "разбивка заголовков" или прерывание логической мысли заголовка из-за переноса на другую строку. Это же относится и к разделению определенных грамматических элементов между строками. Ярким примером неверной разбивки заголовков является завершение первой строки предлогом, привязанным к дополнению, которым начинается новая строка. Также ошибкой является разбивка частей составного сказуемого.

Газета "Лос-Анджелес таймс" (Los Angeles Times) не запрещает разбивку заголовков, как многие другие газеты. Опытный редактор, не так давно работавший в этой газете, был удивлен, увидев такое количество "разбитых" в неверных местах заголовков. Спросив, почему это происходит, он получил ответ: "Мы просто не обращаем внимание". "Только редактор, которого учили, в каких местах можно переносить заголовок, а в каких нет, обратит внимание на разбивку заголовка. Среди миллионов подписчиков очень мало редакторов".

Тем не менее в связи с тем, что американские газеты строго следуют правилам разбивки заголовка, считается необходимым, чтобы студенты учились правильно его разбивать. Разделение, например, частей имени собственного, запрещено в любом издании.

Здравый смысл позволит избежать появления подобного заголовка:

ПЬЯНЫЙ ВОДИТЕЛЬ - СУДЬЯ РАССМАТРИВАЕТ ДЕЛО

Слишком часто редакции доверяются слепому поклонению специальным правилам, в то время как большинство проблем можно решить, следуя здравому смыслу.

Аббревиатуры и сокращения

Газеты, стремящиеся к совершенству, устанавливают еще несколько правил написания заголовков. Одно из них гласит, что нельзя сокращать слова для того, чтобы они уместились в заголовке: "сек-рь" вместо "секретарь", "пр-во" вместо "правительство". В целом сокращения, которые вряд ли будут использованы или разрешены в тексте статьи, соответственно не должны встречаться и в заголовке. Это обычно означает, что ни названия дней недели (Пн., Вт), ни названия месяцев (Авг., Сент.) не могут быть сокращены, если они стоят отдельно. Если же название месяца сопровождается числом (25 авг.), то все зависит от стиля, которого придерживается газета. Большинство изданий рекомендуют употребление сокращений. Обычно стилистическим исключением является написание числительных либо цифрой, либо ее буквенным выражением, вне зависимости от их величины (6, шесть).

Некоторые аббревиатуры, употребление которых не встретишь в статье (обычно это географические названия), разрешены в заголовках: С.-Пб. - Санкт-Петербург, Н. Новгород - Нижний Новгород, Б. Садовая - Большая Садовая, Амурская обл. - Амурская область.

Приемлемость заголовка зависит от того, соответствует ли содержащаяся в нем информация информации статьи, естественно, в более развернутой форме, восстанавливая пропущенные в заголовке слова. Если заголовок искажает структуру предложения, порядок слов, то он считается несовершенным. Если заголовок сам по себе содержит четкую и значимую идею, он считается хорошим (об этом мы говорили выше). Заголовок бесполезен, когда для его понимания необходимо прежде прочесть статью. Это относится к новостным материалам и не всегда к очеркам и эссе.

"Довески"

Ошибка, связанная с употреблением лишних слов в заголовках, называется "довеском". Самыми явными примерами этого служат слова: здесь и сейчас. Очевидно, что газета, выпускаемая в каком-либо городе (или регионе), в первую очередь будет посвящать свои материалы местным новостям, а события, происшедшие во вне, будут сопровождаться соответствующей ссылкой. Новости должны быть свежими, поэтому употребление слова "сейчас" является признаком многословия. К подобным словам необходимо прибегать, когда существует опасность введения читателя в заблуждение или если необходимо противопоставить данное место и время какому-либо другому для придания большей ясности. "Довески" лишь занимают место, которое можно было бы употребить с большей пользой для дополнительной информации. В общем, любая излишняя информация в заголовке считается "довеском". Необходимо руководствоваться следующим правилом - места так мало, что его надо использовать с максимальной пользой.

Заключение

Как мы выяснили, существует система подсчета пунктов в заголовках, с тем чтобы обеспечить их "умещаемость" в доступное пространство. Мы также рассмотрели некоторые правила написания заголовков. Некоторые из них общепризнаны (либо почти общепризнаны), другие же - индивидуальны для каждого издания.

National Press Institute, 2000

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Печать флаеров тут на заказ в краткие сроки.
Сайт создан в системе uCoz