Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

пресса

10 октября 2004 года

Пишите правильно

Глава из книги "Как преподносить новости"

Признаться и признать. Многие считают, что эти два слова взаимозаменяемы. "Грин признал, что молодежь составляет большинство членов партии", "Она признала, что в детстве была невыносимым ребенком", "Он признает, что он гурман". Однако следует запомнить, что признаться в чем-либо, а признаем мы что-либо.

Когда обвиняемый оправдан, обычно пишут "обвинения были сняты против Джонса". Эта конструкция неудачна. Было бы лучше сформулировать предложение так: "обвинения против Джонса были сняты". Иногда с подозреваемых снимается обвинение в чем-либо. Здесь было бы неправильно употребить предлог "за". Таким же образом, признать себя виновным в чем-либо, а не за что-либо.

"Снова предлагается заметное снижение поверх разовых тарифов". Неправильное употребление в этом предложении слова "поверх" полностью искажает смысл, так как снижение не может идти по нарастающей, что предполагает значение слова "поверх". "Снижение чего-либо" - таково построение этой фразы.

Стандартизация, заключающаяся в унификации механических частей, дала большой толчок промышленной революции. Такие же процессы наблюдаются и в языке в течение столетий. Специалисты в этой области называют этот процесс не стандартизацией, а сглаживанием различий. То есть различные формы, которые выполняют одни и те же или сходные функции, имеют тенденцию к объединению или к изживанию друг друга. Одним из свидетельств этого процесса может служить исчезновение таких слов, как "сей - этот", "токмо - только", "глаголить - говорить", "ведать - знать", "перси - грудь" - т.е. лексических архаизмов из активного лексического запаса и употребляемых только в случае стилистической необходимости.

Синтаксическая ассимиляция

Синонимические (близкие по значению) слова и словосочетания могут управляться разными падежами. Это вынуждает с особой тщательностью относиться к грамматическим и стилистическим функциям этих слов и словосочетаний. В газетах часто встречаются случаи так называемой синтаксической ассимиляции, то есть неправильности выбора падежа управляемого слова. Так, например, в предложении "На смену устаревших методов хозяйствования пришли новые - рыночные" в результате подобной аналогии неправильно употреблен родительный падеж вместо дательного. Правильно это предложение звучит так: "На смену устаревшим методам хозяйствования пришли новые - рыночные". Чтобы избежать подобных ошибок, надо уметь различать управление при следующих синонимических словах и словосочетаниях:

  • Адресовать кому? (другу), предназначать для кого? (для друга), рассчитывать на кого? (на друга).
  • Беспокоиться о ком? (о сестре), тревожиться за кого? (за сестру).
  • Вера во что? (в дружбу), уверенность в чем? (в дружбе).
  • Вслушиваться во что? (в игру пианиста), прислушиваться к чему? (к советам)
  • Внушать доверие кому? (людям), вселять доверие в кого? (в людей).
  • Произносить, излагать, повторять что? (речь); рассказывать, описывать что? (случай), говорить, сообщать что? и о чем? (факты, о событиях).
  • Гордиться, горд кем? чем? (товарищем, достижениями); гордость за кого? за что? (за товарища, за достижения).
  • Дать оценку чему? (произведениям), оценить что? (мастерство).
  • Делать различие между чем и чем? (между новыми и старыми подходами); отличать что от чего? (музыку от пения); различать что и что? (прибой и шторм).
  • Достоин, достойный чего? (похвалы); достигнуть чего? (славы).
  • Жажда чего? (знаний), потребность в чем? (в знаниях), стремление к чему? (к знаниям).
  • Заслужить что? (уважение), заслуживать чего? (уважения).
  • Жаловаться на что? (на отсутствие аппетита); обжаловать что? (решение суда).
  • Избегать чего? (курения), уклоняться от чего? (от обязанностей), обходить что? (опасные места).
  • Интерес к чему? (к русскому языку), интересоваться чем? (техникой).
  • Мешать, препятствовать чему? (развитию), тормозить что? (развитие).
  • Наградить чем? (грамотой); удостоить чего? (звания).
  • Надеть что на кого? (пальто на мальчика); одеть кого во что? (девочку в платье).
  • Недоволен, недовольна чем? (собой); разочарован, разочарована в чем? (в политике).
  • Нужда в чем? (в инвестициях); нехватка чего? (инвестиций).
  • Обвинять в чем? (в бездействии), осуждать за что? (за лень).
  • Обратить внимание на что? (на недостатки), направить внимание на что? (на детали), уделять внимание чему? (работе над словом), задерживать внимание на чем? (на событиях).
  • Опираться на что? (на опыт); базироваться на чем? (на фактах).
  • Отчитываться в чем? (в проделанной работе), отдать себе отчет в чем? (в трудностях); предоставить отчет о чем? (о поездке); подвести итог чего? (работы).
  • Осужден на что? (на забвение); приговорен к чему? (к штрафу).
  • Поражаться чем? (достижениями), удивляться чему? (успехам).
  • Поступаться чем? (своими правилами); уступать что? (место).
  • Превосходство над кем? (над противником), в чем? (в профессиональных навыках); преимущество чего перед чем? (рыночных методов хозяйствования перед административными).
  • Предупреждать о чем? (об опасности), предостерегать от чего? (от простуды).
  • Презирать кого? что? (труса, подхалимство), презрение к чему? (к зазнайству).
  • Примириться с кем? чем? (с обидчиком, с неудобствами), смириться перед кем? чем? (перед победителем, перед могуществом).
  • Потребность в чем? (в инвестициях); спрос на что? (на товар).
  • Разрешить кому что? (сотрудникам - уходить в оплачиваемый отпуск один раз в год); допускать что для кого? чего? (допускать использование бюджетных средств для финансирования предприятий).
  • Уверять, заверять кого в чем? (партнеров в своих честных намерениях).
  • Управлять чем? (машиной); регулировать что? (движение).
  • Упрекать кого в чем? (правительство в бездействии), попрекать кого чем? (человека совершенными ошибками).
  • Характерен для кого? чего? (для политиков, для правительства); характеризуется чем? (высоким уровнем экономического развития); свойственен или присущ кому? чему? (экономистам, данной стране); типичен для кого? чего? (для предпринимателей, для этого климата).

National Press Institute, 2000

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz