Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

пресса

10 октября 2004 года

Редактор и печатное дело

Глава из книги "Как преподносить новости"

Ранее преобладал набор "отливным шрифтом" ("горячий набор" - отлитый на буквоотливной наборной машине). Этот метод носил такое название, поскольку шрифт отливался путем залития расплавленного металла в соответствующие формы. Процесс был дорогим, медленным и грязным. В компьютеризированной системе процесс верстки и редактирования статей происходит на дисплее компьютера. Система дает фотографическое изображение колонок шрифтов и заголовков, из которого потом получаются металлические или пластиковые печатные пластины. Этот процесс называется "холодным набором".

Компьютеры являются неотъемлемым элементом этой технологии. Помимо всего прочего, они запрограммированы таким образом, что самостоятельно решают, как переносить слова в конце строк. Этот процесс называется выравниванием по ширине (т.е. выравниванием строк по левой и правой границе). Старая технология требовала от наборщиков, работавших на буквоотливных машинах, решений, где делать перенос на каждой строчке. После того, как изображение колонок и заголовков сделано в виде фотоизображения, их разрезают и помещают на листы картона для создания шаблона с указанием их местоположения на макете. Макет - это небольшой дизайн страницы, сделанный редактором и указывающий на местоположение материалов на странице.

Логично, что процесс "сборки" отдельных материалов на листах картона называется монтажом или выклеиванием матриц. Новые технологии позволили проводить набор и вычитку непосредственно в редакционных комнатах, а монтаж, в свою очередь, уже дело технического отдела. Компьютерная верстка дала газетчикам больший контроль, и, соответственно, большую ответственность за технической аккуратностью. Она также значительно ускорила процесс производства и снизила его стоимость. Фактически, снижение затрат стало главной причиной спроса на новую технологию.

Компьютерные технологии по-разному используются в разных газетах. Ален Г. Ньюхарт (Allen H. Neuharth), президент компании "Ганнет", предсказывал, что "любая стена, стоящая между производством и редакцией, разрушается". "Наступит время, - продолжал он, - когда процесс от выпуска до печати будет занимать не более 10 минут". Уже сейчас страницы верстаются с помощью компьютеров, пришедших на смену ручному труду.

Журналисты, в частности, работающие в качестве редакторов, должны быть знакомы с процессом выпуска газеты. Он подразделяется на два основных этапа. Первый касается подготовки материалов (верстки); а второй - это собственно печать и выпуск издания.

Печать

Печать или тиражирование при издании газеты могут быть проведены тремя разными способами. Методы печати варьируются в зависимости от поверхности, переносящей изображение на бумагу. Самый старый способ называется высокой печатью, при нем изображение переводится на бумагу с приподнятого над общей поверхностью шрифта и иллюстраций, на которую нанесена краска. Этот метод почти повсеместно используется при горячем наборе. Высокая печать является методом горячего набора, поскольку печатные формы страниц целиком отливаются из горячего металла. Эта технология требует использования огромных печатных станков, которые чрезвычайно дороги. Газета "Лос-Анджелес таймс" несколько лет назад подсчитала, что стоимость ее печатного оборудования составляет 65 миллионов долларов. Газета решила перейти на офсетный способ печати, который больше подходит для компьютерной верстки. Так же поступили многие другие издания.

Офсетная печать, в отличие от высокой, производится с ровной поверхности печатной формы. Может показаться, что при печати с плоской поверхности на бумагу переносится лишь прямоугольное пятно, залитое краской. Однако печатная форма была обработана таким образом, что изображение - шрифт или графика - и пробелы разделены. Химическая реакция притягивает краску на те места, где расположено изображение, а на пробелы - влагу.

Третий способ известен как глубокая печать. Здесь поверхность, переносящая изображение, как бы утоплена. В зависимости от глубины рисунка, на печатную форму наносится и соответствующее количество краски. Глубокую печать рекомендуется использовать при репродукции фотографий. Специальные журнальные вставки или вставные рекламные полосы печатаются именно таким способом.

Компьютерная верстка: преимущества и недостатки

Профессор Ларри Курц из Университета штата Аризона сообщал в 1978 году, что "газеты в четырех штатах (компьютеризировавшие свои редакции новостей), благодаря преимуществам компьютерных систем, в среднем экономили более часа, выполняя свою обычную работу, что в свою очередь давало им время для разбега. Однако собственно процесс редактирования занимает больше времени".

Редактирование на компьютере занимает больше времени, чем по старинке, поскольку требует больших технических навыков и способствует более качественному редактированию. Например, редактирование сообщения с лент информационных агентств стало почти обязательным с внедрением передачи с помощью перфолент и телетайпа. Но несмотря на существование такой техники, многие редакторы продолжают ставить в номер неотредактированные сообщения агентств. У них на это нет ни людей, ни времени.

Возможно, компьютерное редактирование занимает и больше времени, но Дениэл Хейс (Daniel Hayes), ответственный редактор газеты "Девинпорт Квад-Сити таймс" (штата Айова) утверждает, что оно улучшает собственно процесс редактирования. Хейс приводит в этой связи три аргумента:

1. Компьютерное редактирование дает газете большую гибкость. Редакторы могут быстро обновлять материалы, менять размер шрифта, ширину колонок и расстояние между строк; изменять форму подачи материала для разных выпусков, а также определять размер статьи и заголовка.

2. Правка и доработка упрощаются, поскольку компьютеры позволяют уделять больше внимания деталям.

3. Редакторы получают больший контроль над своими действиями, поскольку они не зависят от работников типографии и верстальщиков. В связи с тем, что редакции больше не нуждаются в корректорах, редакторы "вынуждены делать то, что они должны были делать изначально, - быть лучшими редакторами, или, кратко говоря, уделять большее внимание деталям".

Компьютеры способны выявить орфографические ошибки и неверно расставленные переносы для того, чтобы редактор мог их поправить (но они также могут ввести в заблуждение по поводу неверности переносов). Редакторы даже могут разрабатывать программы, позволяющие автоматически сокращать статьи, но ни один компьютер не в силах вершить правосудие. Из материалов информационных агентств машина сама может отобрать сообщения, представляющие интерес для местных читателей.

Используя архивные файлы компьютера, редакторы могут восстановить любую статью и проверить ее. Однако некоторые газеты, внедрившие компьютерные технологии, жаловались на недостаточный объем памяти и небольшие экраны. Газеты, компьютеризировавшиеся первыми, должны избавляться от устаревшего оборудования. Так или иначе, установлено, что электронная система окупает себя через три года.

Некоторые авторы и редакторы жалуются на то, что от долгого общения с компьютером у них начинают болеть глаза, а ряд из них даже считают, что ошибки лучше видны на бумаге, чем на экране. Более того, переделать материал гораздо сложнее, если ты не можешь увидеть его целиком на экране.

Профессор Вил Линдли из Университета штата Айдахо, который правил и карандашом, и при помощи компьютера, утверждает, что недостатком редактирования при помощи компьютера является то, что вышестоящие редактора не знают, что корректоры вычеркнули из статьи. Когда редактируют карандашом, можно разобрать, что же было снято.

Большинство газет, перешедших на работу с компьютерами, продолжают использовать полномасштабные копии с микрофильма (жесткие копии) в качестве архива. "Но развитие высокоскоростной передачи информации с одного компьютера на другой служит плохим предзнаменованием для жестких копий, - говорит Кёртц и продолжает: - Многие газеты, руководствуясь экономическим взглядом на новые технологии, будут функционировать электронно, вместо того чтобы вкладывать крупные суммы в покупку высокоскоростных принтеров только для того, чтобы отпечатать жесткую копию".

Кёртц утверждает, что неожиданным результатом компьютеризации стало то, "что контроль за качеством находится теперь непосредственно в редакции новостей, а не в "подсобных мастерских", что снизило количество традиционных конфликтов между ними. В итоге компьютерная система получила всеобщую любовь, несмотря на возможные эксплуатационные жалобы". Компьютеры не только помогают устанавливать шрифт и делать макет страниц. В 1966 году, по сведениям Ассоциации американских издателей газет, компьютер или электронные технологии были применены в 17 газетных функциях в отделах рекламы, бизнеса и тиражирования, а также в новостных отделах.

В некоторых газетах центральная компьютерная система охватывает все отделы. В других ряд компьютеров выполняет эту работу. Преимущество центральной системы заключается в том, что она предоставляет одному отделу непосредственный доступ к информации другого отдела. Недостаток же заключается в том, что поломка сказывается на всех, а также в том, что система, которая хочет угодить всем, не угождает в итоге никому. Преимуществом же ряда компьютеров считается разделенная система обработки данных, что позволяет газетам вкладывать в нее деньги постепенно и развивать ее по необходимости.

Несмотря на возникающие сложности, репортеры и редакторы могут быстро приобрести навыки пользования компьютеризированным оборудованием. Учитывая тот факт, что в каждой газете есть своя система, новые члены коллектива должны приобретать знания на рабочем месте. Журналистские школы и учебники, готовящие студентов к выполнению обязанностей редактора, не могут затронуть все аспекты этого вопроса.

Воспроизведение иллюстративного материала

В английском языке слово "искусство" обозначает, в частности, любой печатный иллюстрированный материал. С точки зрения воспроизведения, иллюстративный материал в газете делится на две категории: линейный и автотипия (полутоновая иллюстрация). Линейная иллюстрация - это любой рисунок, сделанный чернилами или темным карандашом на белой бумаге. Карикатуры, карты, схемы и многие другие иллюстрации новостных сообщений и очерков считаются линейными иллюстрациями. Автотипия - это фотографии, акварели, картины и некоторые карандашные рисунки. Все, что включает в себя затенение, оттенение, считается автотипией (полутоновой иллюстрацией). Воспроизведение полутоновых иллюстраций может представлять определенные сложности из-за оттенков, тона. Такие иллюстрации также называются сплошными тонированными иллюстрациями.

Редакторы любят линейные иллюстрации, так как их воспроизведение четко, с цельными черными площадями, т.е. идентично оригиналу. Во время воспроизведения не возникает сюрпризов. Редактор не уверен, как будет выглядеть многотоновая иллюстрация, которой предстоит превратиться в полутоновую.

В любом случае иллюстрацию фотографируют, чтобы сделать негатив. Если иллюстрация многотоновая, то экранирующая сетка помещается на негатив за объективом, чтобы разбить рисунок на точки. То, что вы видите в виде воспроизведения полутоновой иллюстрации - это точки разного размера и плотности, которые образуют эффект градации тонов. Вы обманываетесь, полагая, что вы видите серый цвет, это оптическая иллюзия.

Независимо от типографского процесса, иллюстрации должны быть сфотографированы для того, чтобы сделать печатные формы.

Использование цвета

Некоторые редакторы пытались использовать цвет в иллюстрациях, но результат получился неадекватным. Может быть, потому, что печатающее устройство не могло воспроизводить нужный оттенок. А может быть, приводка не работала, когда красный цвет был слишком ярким на губах человека, изображенного на иллюстрации. Цветная печать подразумевает использование различных печатных форм для различных цветов; если же печатные формы неправильно выровнены, говорят, что плохо сделана приводка. Билли Ватсон из газеты "Мэкон телеграф энд ньюз" вспоминает, как однажды редактор сказал: "Если бы Бог считал, что иллюстрации в газетах должны быть цветными, он бы раздал цветные мелки подписчикам". Но Ватсон считает, что редакторы должны придавать большее значение использованию цвета. Редакторы, говорит он, должны "привить цветовое понимание всем… Можно пойти таким путем - создать Комитет по использованию цвета. Комитет представляет собой инструмент для того, чтобы вовлечь людей в этот процесс, сделать их активными участниками процесса по использованию цвета".

Исследования показывают, что цвет не только привлекает внимание, но и помогает читателю запомнить очерк или статью. Новизна цвета помогает достигнуть такого эффекта. Но по мере того как цвет становится более востребованным газетами, его эффективность может снизиться. Замечательная черно-белая фотография может быть даже более запоминаемой.

Секрет хорошего цвета в газетах заключается в его ограниченном использовании. Цвет, который появляется от случая к случаю, резко, живо и наглядно произведет большее впечатление на читателя, чем множество цветных страничек. А ограниченное использование цвета ведет и к сокращению затрат.

Преимущества использования цвета побуждают рекламодателей использовать этот прием. Они и платят больше за цветную рекламу, чем за черно-белую. Иногда именно из-за рекламодателей редакция приходит к решению о введении цвета в свою газету. Если рекламодатели требуют и оплачивают цвет, типография позволяет редакторам использовать цвет еще где-нибудь на страницах газеты.

Чтобы добиться хорошего цвета, иногда требуется потратить несколько дней. В некоторых случаях это представляет определенные сложности для ряда газет, поскольку им необходимо вовремя опубликовать цветную новостную фотографию. Лучше всего использовать цвет при печати заранее запланированных фотографий.

Что же касается наборного цеха, то на подготовку печатных форм уходит в три раза больше времени, чем на черно-белые. То есть примерно три часа.

Газеты используют разные виды цвета: цветной процесс подразумевает использование нескольких печатных форм для создания иллюзии полного цвета (при воспроизведении цветной фотографии, например). Принтер, воспроизводящий со слайда, или диапозитива, или, крайне редко, с цветного оттиска, создает негативы, с которых впоследствии делается печатная форма. Различные печатные формы производят разные цвета, при соединении которых получается полноцветное изображение.

Цветными иллюстрациями не обязательно являются фотографии. Ими могут быть и акварельные рисунки и картины, написанные маслом, карандашами и пастелью. Цветоделение для такого вида иллюстраций осуществляется так же, как и для цветных диапозитивов.

Самый лучший способ требует четырех печатных форм: по одной для каждого из трех основных цветов и одна для черного. Газеты, которым не удается включить черную печатную форму, получают цветную фотографию, которая выглядит размытой и грязной. Во многих газетах этот способ используется только для страниц, отведенных для рекламы продуктов и бакалейных товаров, так как иллюстрации печатаются в других типографиях.

Фотографирование на цветную пленку

Проявка и печать цветных фотографий стоит дороже. Том Шумахер (Tom Shumaker) из газеты "Гранд Форкс (Неб.) Геральд" (Grand Forks (Neb.) Herald) говорит, что, когда дело касается фотографий, можно сэкономить, сравнивая цены различных поставщиков пленки и других необходимых аксессуаров, покупая пленку оптом и используя пленку в 16, 20 и 24 кадра вместо 36. Очень редко, когда на съемку одного события уходят все 36 кадров.

В наши дни уже не стоит беспокоиться по поводу дополнительного освещения для цветных фотографий. Если при таком освещении нормально получается черно-белая фотография, значит получится и цветная.

При съемке на цветную пленку, как и при работе с черно-белой, можно использовать любой хороший 35-мм фотоаппарат. Хотя некоторые газеты предпочитают зеркальные фотоаппараты 2 1/2 дюйма на 2 1/2 дюйма. Можно добиться более детальных снимков при большом увеличении в цветоделении, если диапозитив это позволяет.

Планирование

Если есть возможность печати в цвете, легко можно попасть в ловушку использования одной и той же фотографии снова и снова. Фотографии солнечных закатов и пожаров очень популярны. Также редакторы очень любят похвастаться цветом, используя фотографии людей в народных костюмах.

Высокие стандарты отбора по содержанию и композиции фотографий, которые существуют для черно-белых снимков, должны распространяться и на цветные. Газете необходимо планировать появление фотоочерков, которые нуждаются в цвете. Такие события, как местная выставка искусств или приезд цирка в город, например, представляют широкий спектр возможностей для цветной фотографии. Просмотр подборки вырезок из других газет может дать представление о больших возможностях использования цвета в газете.

Когда воспроизведение цвета представляет сложности, как, например, при высокой печати, редакторы обращаются к линейным иллюстрациям или к печати одной дополнительной краской (такие цвета мы можем увидеть в воскресных комиксах). Цвета появляются в иллюстрациях как цельные пятна, они очень живые и привлекают внимание. Один яркий цвет, помещенный рядом с нормальным черным цветом, может произвести настоящий контраст на странице.

Вместо того чтобы использовать второй цвет только для заголовка или для рамки, можно попробовать использовать его как сплошную или пропущенную через экран массу. Например, можно использовать светлый цвет для фона статьи, помещенной в рамку, или статьи на странице таблоидного формата, ограничивая цвет рамкой, для того чтобы оставить белые поля вокруг. Контраст белого с цветом выделит цвет. Если используется фотография, то ее можно вставить в белый блок.

Можно также воспользоваться вторым цветом, чтобы заполнить пустое пространство вокруг рисунка или карикатуры или комикса, чтобы их выделить.

Заключение

Вне зависимости от того, компьютеризирована газета или нет, она имеет собственные типографские возможности, и почти все из них осуществляют собственный типографский набор. Печать большинства газет на современном этапе производится офсетным методом. Монтаж оригинала, осуществление набора и создание дизайна страницы происходит рядом с редакцией новостей.

Репортеры и корректоры в наши дни вовлечены в типографский процесс, они используют управляемые компьютером механизмы в редакции. Они производят набор в процессе создания статьи.

Люди, работающие в редакции, должны знать, как производится набор, как создается макет страниц, как делаются и воспроизводятся иллюстрации, как печатается газета, потому что они принимают решения, затрагивающие все эти вопросы. Они все должны уметь пользоваться компьютером, так как он - неотъемлемая часть редакции в наши дни. Компьютеры улучшают процесс правки. Они выравнивают строчки. Все больше и больше они помогают редактору создавать макет газеты. Однако иногда они создают проблемы: могут подвести в самый ответственный момент, требуют проворства, которым могут и не обладать репортеры и редакторы. Кроме того, постоянная работа с компьютером отрицательно сказывается на зрении.

National Press Institute, 2000

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Если хотите купить CC крем корейский в Москве или Московской области, обращайтесь в sifo.ru.
Сайт создан в системе uCoz