Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

СМИ вообще

05 октября 2004 года

Где контакты, там и факты!

Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное значение имеют исходные позиции общения, духовные ценности, которыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений друг с другом и, конечно, "эффект мелочей", придающий общению личностный шарм. Какая-нибудь недооценка всего этого в общении, как правило, чревата не лучшими последствиями, потерей добрых отношений, разрывом контактов.

Рассмотрим еще один аспект общения, о котором необходимо помнить журналисту для установления полного контакта между журналистом и информатором, - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "боди лэнгвидж". Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов австралийский исследователь Аллан Пиз. Сегодня он признанный знаток психологии человеческого общения и автор методики обучения основам этой коммуникации.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалки" для психологии общения, для установления психологического контакта между журналистом и опрашиваемым. Журналист должен владеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Каковы же особенности языка телодвижений? Его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Более чем двадцатилетний опыт изучения и наблюдения над практикой использования этого языка во взаимоотношениях людей позволил А. Пизу описать основные жесты и телодвижения человека, дать систему толкований их значений.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось еще от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня в совокупности с дружелюбными жестами она означает удовольствие или доброжелательность.

Определенный материл для оценки личности может дать внешний вид вашего собеседника. Его одежда, аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность и пр. могут очень ярко говорить о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Даже офис, жилище, рабочее место опрашиваемого - тоже поставщики информации для журналиста.

Герой моего очерка "Стресс" был неразговорчив, после военной контузии плохо слышал. Честно говоря, мне всегда было интереснее всего с его женой, красивой, статной, очень неглупой сельской жительницей. Но когда случилась беда, тяжело заболела его жена, он, "вещь в себе", молчаливый, глуховатый, сделал все, чтобы ее спасти. Скрыл от нее истинный диагноз, списался с лучшей московской клиникой. Он где-то случайно вычитал, что есть случаи излечения этой болезни положительным стрессом. И вот этот внешне вроде бы неяркий человек оказался личностью глубочайшего содержания и порядочности. Он сам, своим умом пришел к тому, что таким положительным стрессом может стать какая-то очень дорогая вещь, абсолютно не вписывающаяся в крестьянский быт. И он купил своей любимой женщине безумно дорогую по тем времена шубу… Такого поступка от него не ожидал никто.

В процессе контакта журналист должен обращать внимание на речь опрашиваемого, ее интонации, ритм, тембр. В речи человек излагает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. Речь участника беседы безусловно, содержит информацию, интересующую журналиста. Но по манере говорить журналист может определить характер человека (жаргонизмы, канцляризмы, иностранные слова, термины и т.д.).

Запомните: восприятию речи мешают штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, "иностранщина".

Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.

Журналист при любом контактировании с человеком всегда должен помнить о "персональном пространстве" каждого человека. Может быть, истоки этого "пространства" идут от гоголевского круга в "Вне", как знать, но психологи настаивают на его существовании и дают ряд рекомендаций.

1. Интимное пространство (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей: жена - муж, мать - ребенок.

2. Персональное пространство от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми.

3. Социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным в общении с чужими людьми или при официальном общении.

Исходя из этих разумных рекомендаций и стоит строить технологию общения для установления личностного контакта. Очевидно, подойдет ситуация "социального расстояния". В этой ситуации опять же у журналиста должно срабатывать чутье.

Правильное определение межличностного расстояния между журналистом и его героем способствует установлению доверительных отношений уже на первых этапах общения.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора. Опрашиваемый не должен почувствовать, что его "выводят" на заранее запланированную тему разговора. Журналист должен вызывать какие-то положительные эмоции у опрашиваемого (общий разговор о живописи, театре, увлечениях и т.д.). Очень важно не уходить от темы, которая близка вашему герою. При этом журналист должен исходить не только из обстоятельств интересующего его материала, а избирать тему разговора с учетом интересов опрашиваемого, интеллектуального уровня его развития. Талантливейший журналист, популяризатор научной темы Владимир Орлов писал: "Популяризатор уподобляется переводчику, кропотливо переводящему со сложного языка науки на доступный смертным более простой язык".

Формируя контакт, журналист может использовать для беседы не одну тему, а две-три, чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. Например, вы выясняете, что ваш герой - любитель живописи, сам рисует. А это - ваше увлечение. Таким образом, в этих условиях журналист имеет полное право отвлечься и поговорить об увлечении. Не бойтесь, это не уведет вас от исследуемой темы, а наоборот, приблизит к вам вашего героя. Как говорят, искра понимания вспыхнет между вами, и она уже гарантирует успех вашего контакта. И этот разговор, который вроде бы в сторону, сформирует в опрашиваемом положительно окрашенный эмоциональный настрой. А положительный потенциал восприятия вас вашим героем явно увеличится.

После всего вышеперечисленного журналист сможет переходить к формированию ситуативной установки опрашиваемого на контактное взаимодействие.

Стиль поведения вашего героя формируется в зависимости от следующих факторов: объективных условий, субъективного состояния участника беседы и структуры его личности.

Структура личности - это достаточно широкое понятие. В нее входят жизненные установки - это центральное звено в поведении личности в социуме. Жизненные установки выражают весь нравственно-психологический контекст. Система увлечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.

Задача журналиста в процессе формирования психологического контакта состоит в обнаружении системы увлечений, а через нее, приблизив героя, воздействии на него. Для этого журналист должен производить своеобразное накопление фактуры в целях формирования глубоких отношений с опрашиваемым. Например, журналистская практика свидетельствует о том, что тема профессии опрашиваемого является одной из тех, на основе которой лучше всего формируются контактные отношения. Также заслуживает внимания разговор об общественной деятельности, наградах, о службе в армии, о спорте и др.

Развитие темы разговора зависит от личности собеседника, его эмоционального, психологического состояния, в конце концов, от настроения и конечной цели вашей публикации. Психологи рекомендуют углубить одну-две темы, которые, на ваш взгляд, приятны собеседнику, а остальные лишь затронуть и слушать очень внимательно и участливо. И время, потерянное вами на процессе слушания, окупится. Факт за фактом, эпизод за эпизодом - формируется ситуативная установка на совместную деятельность.

Ситуативная установка - это "готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие".

Но установка формируется между журналистом и его героем только на основе предвосхищения им системы общения с журналистом. Что может нарушить контактные отношения? Нелестный отзыв, критическое высказывание журналиста. "Давайте говорить друг другу комплименты" - эти слова из незатейливой песни целиком относятся к формированию устойчивой позиции. С помощью установки журналист такую позицию может формировать.

Формируя установку опрашиваемого на контактные отношения, журналист может очень многое в поведении своего героя прогнозировать. Глубоко понять и верно оценить героя будущего материала, публикации можно только на основе его изучения до начала общения, то есть опосредованно, через других людей и другие каналы. Только тогда обнажаются различные черты данного человека. Само же общение контактного типа создает положительный эмоциональный фон, повышенный интерес к партнеру по общению.

Тактические приемы формирования и стабилизации контакта журналиста и опрашиваемого вплетаются в тактику общения. В связи с этим вопросы журналиста выстраиваются с учетом всей процедуры формирования психологического контакта.

Рассмотрим ситуацию свободного рассказа. Журналист в ней выступает в роли активного слушателя. "Порой, - замечает журналист "Комсомольской правды" (ДВ приложение) Елена Астафурова, - мне приходится слушать такую ерунду, но я делаю столь заинтересованное лицо и подбадриваю: "Говорите, это, безусловно, интересно". Как часто монологи уподобляются золотоносному песку, а уже дело журналиста - из этого песка вымыть крупицы золота. В свободном рассказе допускается все, но журналист должен внимательно слушать, наблюдать и помнить о словах великого Шекспира: "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры, и каждый не одну играет роль".

Умение слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. В процессе слушания журналист может выразить свое эмоциональное отношение к говорящему, выразить сожаление, одобрение и т.д. Необходимо также следить и за речью вашего героя, это позволит понять его истинные чувства. Слушающий журналист - это активный партнер опрашиваемого. Но журналист в процессе восприятия рассказа героя должен подвергать анализу и содержание, и эмоциональную форму. При этом можно обнаружить, что более всего волнует вашего собеседника, вызывает позитивную или негативную реакцию.

В процессе слушания вы можете некоторым образом регулировать эмоциональное состояние опрашиваемого. Ваше сочувствующее выражение лица, сожаление о неудачах, радость по поводу побед, удач и т.д. Журналист может пользоваться приемом неосведомленности, но при этом нельзя забывать о мимике. Журналист может участливо кивать головой, разделять возмущение по ряду вопросов, но все это должно быть предельно искренним. Помните, что ваш собеседник постоянно за вами наблюдает, и единственный промах, ложный шаг может разрушить всю систему психологического контакта. Поэтому старайтесь не прерывать, не спорить со своим собеседником.

Восприятие свободного рассказа собеседника должно сопровождаться накоплением материалов для вопросов после монолога. Всю полученную информацию в ходе свободного рассказа журналист должен проанализировать и объяснить для себя те или иные моменты. Свободный рассказ дает журналисту определенный (но еще не полный) объем информации. Собеседник при этом демонстрирует свое отношение к событию, выстраивает свою позицию. Кроме этого, журналист имеет возможность продолжить изучение личности опрашиваемого.

Существует ряд правил активного слушания. Запомните их:

  • не прерывайте собеседника;
  • дайте собеседнику время высказаться;
  • проявляйте полное внимание к собеседнику;
  • не стесняйтесь повторять высказывания говорящего;
  • не торопитесь делать поспешные выводы;
  • не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.);
  • спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь;
  • не отвлекайтесь;
  • не давите на собеседника.

"Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усиленно работает".

Разговаривая, слушая, сосредоточьте свое внимание на том, что говорит ваш информатор. Да, это не просто, но это необходимо. Включайте слушание-сопереживание - и оно поможет вам понять вашего собеседника и на эмоциональном, и на интеллектуальном уровнях.

Презумпция невиновности - о ней всегда должны помнить журналисты. Не верьте, никогда не верьте только одному мнению, из каких бы высоких источников оно ни шло. НЕ В-Е-Р-Ь-Т-Е!

Проверяйте и еще раз проверяйте! Воспользуйтесь опытом института "Открытое общество". На каждую рукопись они дают четыре анонимные рецензии.

Материал прислал в "Библиотеку журналиста" Роман Титов из Кирова

P.S. Автор этого материала нам, к сожалению, не известен

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz