Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

СМИ вообще

01 ноября 2004 года

Глава 5.
Применение социологической методологии

Книга "Журналистские расследования: современные методы и техника"

Некоторые инструменты социологической науки - невключенное наблюдение, перепись и опрос - могут быть использованы в работе над серьезной статьей, основанной на традиционных канонах журналистики. С их помощью вы иногда сможете бросить вызов привычным взглядам на ситуацию, показав выдающийся образец журналистского мастерства.

Человеку свойственно ошибаться, но чтобы вконец запутаться, нужен компьютер.
Альманах фермера, 1978.

В ноябре 1991 года газета "Стар-Трибьюн" впервые осветила проблему наказания насильников в штате Миннесота. Два журналиста газеты Аллен Шорт и Донна Халворсен с помощью заместителя редактора по информации ознакомились с 767 делами по обвинению в изнасилованиях и растлении малолетних за 10 лет и пришли к следующим наблюдениям:

  • Насильники и растлители были осуждены в целом за 3 000 преступлений, в среднем по четыре на каждого.
  • Насильники, которые до этого получали в тюрьме помощь психолога, арестовывались чаще, чем остальные.
  • В 1980-е годы по законам штата Миннесота подобные преступления должны были караться заключением на 43 месяца. Но 27% осужденных не подверглись заключению вообще, а остальные провели в тюрьме в среднем по 24 месяца.
  • В 1989 году законодательное собрание штата удвоило срок заключения за подобные преступления. Но год спустя в округе Хиннепин (Миннеаполис) половина сексуальных преступников была осуждена условно с установлением над ними наблюдения и оказанием им психологической помощи. Некоторые из них снова на свободе.

Во второй статье серии авторы делают выводы.

Штат Миннесота применяет мягкие меры наказания к насильникам, предоставляя им возможность исправиться. Надежда на то, что психологическая помощь преступникам остановит их от новых изнасилований, не оправдалась. Практикуемая в Миннесоте прогрессивная программа снискала штату многочисленные похвалы, но не сделала его безопаснее для женщин и детей.

Представляется целесообразным подробнее остановиться на том, каким образом Шорт и Халверсен пришли к этим выводам. Их подходы показывают, что если вы сами взялись за исследование (вместо того, чтобы цитировать в статье чужие труды, с которыми вы согласны), вы можете обнаружить, что общепринятые взгляды не всегда точно отражают ситуацию.

В серии статей, которая публиковалась с продолжением в трех выпусках газеты, приводились ужасные истории об изнасилованиях, но суть публикации была в том, чтобы представить читателю добротное социологическое исследование. Сама газета предварила серию статей примерно таким пояснением.

Модели поведения насильников и растлителей, о которых говорится в статьях, шокируют и, возможно, пугают. Но реальность еще страшнее. Все исследования преступлений сексуального характера, в том числе и публикуемое, не всегда принимают во внимание количество преступлений, совершаемых одним правонарушителем.

Обычно учитываются только случаи арестов и обвинений, то есть документированные столкновения сексуальных преступников с законом. Но большинство изнасилований и других преступлений такого рода остается неизвестным для правоохранительных органов, а если даже становится известным - не раскрывается.

Два года назад группа психологов в штате Орегон рассмотрела несколько десятков ранее проведенных исследований о моделях поведения сексуальных преступников. Они пришли к выводу, что из-за методологических погрешностей и других недоработок ни одна из этих работ не дает надежной единицы измерения рецидивов преступлений и не показывает, насколько психологическая помощь может их предотвратить.

Исследование, проведенное газетой "Стар-Трибьюн", должно было учесть эти недоработки, и поэтому газета пригласила в качестве консультанта д-ра Литу Ферби, которая возглавляла орегонскую группу. По ее мнению, журналисты справились с поставленной задачей лучше, чем специалисты-психологи, с трудами которых она знакома.

Некоторые распространенные ошибки ранее проведенных исследований сводятся к следующему:

  • Недостаточные сроки наблюдения. Преступник наблюдался в течение года-двух после выхода из тюрьмы, что было явно недостаточно для обобщающих выводов.
  • Ошибочная база исследования. Многие исследования сосредоточивали внимание на небольшой группе сексуальных преступников, что также не давало материал для обобщающих выводов. В других работах в одну кучу сваливались разные типы сексуальных преступлений, например изнасилование и кровосмешение, хотя характер этих преступлений и модели поведения преступников резко отличаются.
  • Неверная техника подсчетов. Во многих случаях учитывались только последующие обвинительные приговоры и возвращение в тюрьму и не придавалось внимания такому надежному индикатору, как полицейские задержания.
  • Неправильные расчеты по времени. Так, во многих исследованиях нелегко определялись промежутки времени, в ходе которых совершался рецидив преступления. В частности, не минусовалось время, проведенное в тюрьме, когда такая возможность была исключена.

Для того, чтобы избежать подобных ошибок, газете "Стар-Трибьюн" потребовалось время. Работа заняла 9 месяцев.

В дело были пущены документы нескольких ведомств штата, отражающие судебные дела и отбывание наказания 932 правонарушителей, совершивших тяжкие преступления сексуального характера в период между октябрем 1980 и ноябрем 1989 годов. По законам штата Миннесота признаком преступления тяжкого характера является сексуальное проникновение, но во многих рассмотренных случаях имело место также применение оружия, угрозы смертью, похищения жертв и нанесение им травм и увечий.

Собранные сведения были помещены для дальнейшего анализа в компьютерную базу данных, и все преступники были разбиты на три группы по типу совершенных ими сексуальных преступлений - изнасилования, растление малолетних, кровосмешение. Две группы - 392 насильника и 375 растлителей - были подвергнуты анализу каждая в отдельности и вместе.

Были выделены даты ареста по двум группам преступлений - преступлениям сексуального характера и серьезным преступлениям другого рода. Регистрировались также даты начала и окончания тюремного заключения и курса психологической помощи. События, произошедшие после 31 марта 1991 года, не учитывались.

Каждый сексуальный преступник прослеживался после отбытия наказания за серьезное преступление. Если он подвергался за сексуальное преступление полицейскому задержанию, он засчитывался как рецидивист. В каждом случае подсчитывалось время, прошедшее между выходом из тюрьмы и задержанием, и посредством статистических методов выводились средние сроки задержания среди отдельных групп рецидивистов.

Для сравнения моделей поведения "одноразовых" преступников и рецидивистов отслеживались такие правонарушения, совершенные до предъявления им обвинения в тяжком преступлении.

Исследование, проведенное газетой, не повторило многих ошибок, допущенных в других работах на эту тему. База исследования была достаточно велика; преступники были четко распределены по категориям; время наблюдения было доведено до максимума в 9 лет; засчитывались не только судебные приговоры, но и полицейские задержания; время тюремного заключения минусовалось из общего времени наблюдения.

В результате были получены более точные, чем в других исследованиях, статистические данные. Но они оказались и более ужасающими. Например, четвертая часть насильников задерживалась за новые сексуальные преступления после пребывания на свободе в течение 6 лет и меньше. А насильники и растлители малолетних, прошедшие курс психологической помощи, задерживались полицией чаще, чем те, которые его не проходили.

"Я просто поражена этими данными, - говорит д-р Ферби о выведенном в исследовании уровне рецидивов, - потому что я знаю, что на практике только небольшой процент повторных сексуальных преступлений попадает в отчеты".

Документы, которые легли в основу проведенного газетой исследования, были получены из трех ведомств штата Миннесота.

  • От Комиссии по разработке принципов определения сроков наказания (КРПСН) были получены данные о 767 насильниках и растлителях малолетних, осужденных за тяжкие преступления в 1980-1989 годы. Полученная информация включала сведения о предъявленных им обвинениях в прочих правонарушениях в 1980-е годы и о некоторых обвинениях, предъявлявшихся им до 1980-х годов, фактические сроки наказания в 1980-е годы и основания для определения сроков наказания.
  • От Бюро по криминальным задержаниям (БКЗ) была получена в машиночитаемой форме база данных по уголовным делам, которую БКЗ комплектует из докладов полицейских и других органов всего штата, в том числе информацию о задержании, предъявленных обвинениях, о некоторых деталях преступлений и о судебном преследовании в отношении большинства из 767 преступников, фигурирующих в списке КРПСН.
  • Из Департамента исправительных заведений была получена информация о сексуальных преступниках, отбывавших наказание в тюрьмах штата, в том числе: дата и место заключения; дата освобождения от тюремного заключения; даты начала и окончания курса психологической помощи; результаты психологической помощи (преступник прошел полный курс, отказался от помощи психолога, психологическая помощь прервана, помощь продолжалась на момент исследования).

Почему мы так подробно рассматриваем этот пример? Он показывает, как хорошая журналистика может использовать методологию социологического исследования и как в отдельных случаях, дополняя эти исследования, превосходит их по качеству.

Привлекая в помощь социологию

В других главах этой книги затрагивается связь журналистских расследований и социологии. В этой главе остановимся на том, как можно улучшить качество журналистских материалов за счет использования четырех методов, которыми обычно пользуются исследователи в сфере социологии: невключенное наблюдение, перепись, опрос, комбинация этих методов.

Невключенное наблюдение

Предположим, вам надо узнать, какая картина в местном музее пользуется наибольшей популярностью. Как это выяснить?

Можно в течение нескольких дней или недель опрашивать посетителей на выходе из музея. Но опросы не лишены трудностей. При опросах следует соблюдать определенный порядок и владеть методологией. Даже сам акт проведения опроса может повлиять на ответы и исказить действительную картину. Опросы принадлежат к наиболее дорогим методам исследования, к тому же они занимают длительное время. Наши редакторы вряд ли согласятся, чтобы ответы на интересующие газету вопросы добывались журналистами таким способом.

Можно самому пойти в музей и попытаться ответить на вопрос путем наблюдения, но здесь также возникают проблемы. Во-первых, если вы в музее впервые, потребуется время, чтобы освоиться. Во-вторых, наблюдая за посетителями в одном зале, вы не знаете, что творится в остальных.

Вы можете поинтересоваться у людей, которые должны знать ответ на этот вопрос, например у главного хранителя, но информация с чужих слов не всегда убедительна.

Можно также обратить внимание на то, перед какой картиной более всего затоптан паркет. Это хороший способ, который может дать приемлемый ответ.

Это пример невключенного наблюдения. Если подумать, на невключенном наблюдении держатся многие журналистские расследования. В конце концов изучение документов - это то же невключенное наблюдение. Оно не требует активного вмешательства исследователя, поскольку журналист не имел никакого отношения к созданию документа, а сам факт просмотра вами документа не задевает лицо или организацию, которых он касается. Документы уже созданы и оставлены как геологические слои нам, шагающим по земле.

Проект, основанный на невключенном наблюдении

"Подобно отпечатку пальца, найденному на месте преступления, многочисленные разрушения, вызванные ураганом "Эндрю", помогли выявить пороки строительства на побережье Флориды.

Разрушительные последствия урагана были продемонстрированы расследованием газеты "Майами Геральд", которая провела компьютерную обработку 60 000 документов, составленных инспекторами по нанесенному ущербу.

На компьютерной карте цветным кодом было показано, как перенесли ураган 420 жилых районов. Когда карта зон ветра была наложена на карту причиненного ураганом ущерба, стало очевидно, что многие наиболее пострадавшие здания стояли в стороне от максимальных порывов ветра, а более новые строения пострадали сильнее, чем старые дома.

Еще печальнее тот факт, что построенные после 1980 года дома приведены в нежилое состояние на 67% больше, чем старые дома".

Так начинался специальный репортаж, который подготовили на 16 полосах Джефф Лин, Стивен Дойг и Лиза Геттер. Эта серия статей - великолепный пример использования необтрузивных замеров в подготовке добротного журналистского материала, который способствовал получению газетой "Майами Геральд" Пулитцеровской премии за 1993 год.

Вот некоторые выводы, к которым пришла газета.

  • Имеются многочисленные свидетельства отступления от подлежащих инспекции строительных норм, которые должны были защитить проживающих как раз от такого типа разрушений, какие нанес ураган "Эндрю".
  • Тщательное изучение 8 районов застройки, осуществленной некоторыми крупнейшими подрядчиками, выявило дома с большим количеством конструктивных изъянов, что сделало их легкой жертвой для урагана.
  • Инспекторы по строительству в условиях строительного бума были вынуждены вчетверо превышать оптимальную норму своей работы.

Многие из выводов, к которым пришли авторы специального репортажа, сделаны на основании компьютерного анализа информации, содержащейся в нескольких крупных базах данных. В их числе:

  • Специальная база данных округа Дейд, содержащая 50 000 документов по итогам инспекций ущерба, причиненного ураганом.
  • База данных округа Дейд, содержащая налоговые ведомости на недвижимость, в том числе местонахождение, тип (дом на одну семью, многоквартирный дом, кондоминиум и тому подобное), год постройки - всего более 100 000 документов.
  • Универсальная база данных округа Дейд по строительству, содержащая информацию о строениях и используемых строительных материалах.
  • База данных округа Дейд по зонированию, содержащая 7 млн документов, в числе которых разрешения на застройку и результаты инспекций с 1987 года, а также сведения о подрядчиках, архитекторах, инженерах и инспекторах по строительству.

Заключения инспекторов о причиненном ураганом ущербе различаются по степени подробности, но все содержат одну из трех обязательных оценок: "пригодно к проживанию", "непригодно к проживанию без ремонта" или "разрушено".

Наличные документы инспекций охватывали две трети строений в районе бедствия. Около 25% адресов в проверочных актах либо не относились к жилым домам, либо не соответствовали адресам, указанным в налоговых ведомостях. Тем не менее несколько статистических проб показали, что совпадающие адреса представляют репрезентативную выборку.

В центральный процессор редакции были загружены и проанализированы четыре базы данных, хранящиеся на 45 рулонах магнитопленки.

В ходе компьютерного анализа различные категории разрушений сопоставлялись с такими переменными факторами, как расстояние объекта от эпицентра урагана, стоимость объекта, площадь строения и участка, категория дома, строительные материалы, ориентирование фасада по сторонам света и год постройки.

Кроме того, для установления влияния строительных компаний на градостроительную комиссию, выдающую разрешительные документы компаниям-подрядчикам, были проанализированы компьютерные списки граждан, внесших взносы более 100 долларов в избирательные фонды кандидатов в органы местного самоуправления. Из общего количества 17 200 взносов на общую сумму 8,3 млн долларов были выделены пожертвования в пользу избранных кандидатов, имеющих отношение к жилищному строительству.

Компьютерный анализ причиненных ураганом разрушений и взносов на избирательную кампанию был проведен с помощью статистической программы SAS для универсальных ЭВМ. Для вспомогательных работ использовались программы Atlas-GTS и Statistica. Параметры анализа задавались одним из авторов специального репортажа С. Дойгом, помощником редактора газеты по исследовательской работе.

Перепись

В 1984 году корреспонденты газеты "Стар-Трибьюн" Том Гамбургер и Джо Ригерт заинтересовались порядком размещения государственных заказов в штате Миннесота. Мне пришлось редактировать их материалы на эту тему. По идее 10% государственных заказов на строительные работы должны размещаться среди подрядчиков, представляющих меньшинства, и фирм, возглавляемых женщинами. Это было задумано для того, чтобы преодолеть ситуацию, когда строительные подряды держали мертвой хваткой белые мужчины.

Ригерт и Гамбургер обнаружили в размещении подрядов массу злоупотреблений. Каждый год миллионы долларов уходили к подставным компаниям, которые принадлежали представителям меньшинств или женщинам только номинально. Получив откупные в 10% от суммы контракта, они передавали его субподрядчикам, тем же самым компаниям, возглавляемым белыми мужчинами.

Один из вопросов, на который мы хотели бы получить ответ, касался отношений фирм, руководимых представителями меньшинств, к подставным компаниям - считают ли они их существование серьезной проблемой?

Для ответа на этот вопрос мы вместе с исследовательским подразделением газеты составили анкету. Исследователи связались практически со всеми 400 зарегистрированными в Миннеаполисе компаниями, принадлежащими представителям этнических меньшинств. В анкете, в частности, содержалась просьба расставить по степени важности такие помехи к получению подряда, как подставные фирмы, бюрократическое оформление, наличие капитала, опыт строительных работ, размеры компании. Кроме того, мы просили эти компании сообщить на условиях анонимности, получали ли они предложения выступить в роли подставной фирмы.

Исследовательское подразделение провело бурную деятельность и добралось почти до всех компаний, руководимых представителями меньшинств, за исключением двух-трех фирм. Один подрядчик, вьетнамец по национальности, в середине телефонного разговора вдруг вспомнил, что не понимает по-английски. Когда мы нашли переводчика, говорящего по-вьетнамски, наш собеседник, очевидно, забыл родной язык и положил трубку.

Когда ответы на анкету были обобщены, наши исследователи сообщили, что подрядчики поставили наличие подставных компаний на последнее место как помеху к получению государственных заказов. Мы были в шоке. Затратив несколько тысяч долларов, мы узнали, что представителей меньшинств не очень-то волнуют подставные фирмы. Но как бы то ни было, мы должны были сообщить об этом читателям. Я уже начал сочинять в голове первый абзац предстоящей статьи, когда явился руководитель исследовательской группы, чтобы сообщить об ошибке: ответы респондентов были случайно перевернуты, и самым большим препятствием к получению меньшинствами госзаказа они сами считают действия подставных фирм. Более того, к десяткам таких компаний предпринимались подходы в целях их использования для получения государственного заказа с последующей его передачей фирмам-монополистам.

Результаты поголовного опроса в значительной степени помогли подтверждению наших выводов.

Опрос

В 1984 году журналистка газеты "Стар-Трибьюн" Мэри Джейн Сметанка, специализирующаяся по проблемам образования, и корреспондент газеты Пол Макэнроу собирали материал для серии статей о наркомании в агломерации Миннеаполис - Сент-Пол. Эту серию мне также пришлось редактировать.

Выявилось, что многие подростки этих городов, разделенных только рекой, употребляют наркотики. Для того, чтобы наглядно показать это читателям, мы опросили более 5 000 школьников в обоих городах. В сотрудничестве с исследовательской группой газеты мы разработали анкету для опроса учащихся.

За образец мы взяли анкету, разработанную Мичиганским университетом, с многочисленными "фильтрующими" вопросами, рассчитанными на то, чтобы респонденты не водили нас за нос. Меня особенно интересовало, почему подростки, которые применяют наркотики, делают это, и почему те, кто их не применяет, воздерживаются.

Мы пришли к выводу, что лучший индикатор поведения школьников, воздерживающихся от наркотиков, - сильные родители и сильные религиозные убеждения. Мы убедились также, что алкогольная зависимость открывает двери зависимости от марихуаны, которая в свою очередь приводит к зависимости от кокаина и более сильных наркотиков.

В нашем исследовании приводились серьезные рекомендации по противодействию наркомании среди школьников. Во многих отношениях оно оказалось более содержательным, чем более традиционные статьи о наркомании в силу того проникновения в существо проблемы, которое нам дали ответы 5 000 респондентов.

Серия статей в течение нескольких дней не сходила с первой полосы. Это был бесценный материал, обошедшийся газете в тысячи долларов.

Итак, в чем разница между переписью и опросом? Перепись охватывает опрашиваемую в ваших целях популяцию (генеральную совокупность) полностью, в то время как опрос ограничивается выборкой и претендует на репрезентативность этой выборки, то есть соответствие результатов опросу всего населения.

Как показано на двух приведенных примерах, и перепись, и опрос могут значительно улучшить качество журналистских материалов, и оба этих метода следует включить в ваш арсенал и пользоваться ими по мере необходимости.

Некоторые предупреждения относительно опросов

Для того, чтобы провести перепись, не нужно хорошо знать математику или иметь большой опыт. Другое дело - опросы.

Когда СМИ проводят опрос силами профессионалов, они обычно уведомляют читателей, радиослушателей и телезрителей, что опрос проводился "научными методами". Конечно, математика, которая нужна для анализа результатов опроса, это - наука, то есть "научные методы" имеют отношение к самой математике и ее применению.

Все остальное, что пытаются уместить в этот термин, - полнейшая чушь. Разработана целая наука, относящаяся к отбору опрашиваемой части населения, формулированию вопросов, толкованию результатов. Но, как говорится, любая дисциплина, в названии которой есть слово "научная", наукой не является.

Это не следует понимать в том смысле, что любой компетентно проведенный опрос "неточен" или "неправилен". Опросы общественного мнения в ходе политических кампаний показывают возможность точного предсказания результатов при условии, что они проводятся незадолго до выборов и опрашиваются люди, которые будут голосовать.

Существует много правил, которые надо соблюдать, формулируя вопросы, проводя опрос и оценивая его результаты. Но когда вы научитесь не нарушать эти правила, вы быстро поймете, что опросы - это искусство, а не наука и что для их грамотного проведения нужен опыт, а не зазубривание.

Лучшую книгу об этих правилах "Справочник по опросам общественного мнения для редакций" написали профессора Университета Индианы Кливленд Уилхайт и Дэвид Уивер. Эта небольшая по объему книжечка издана в 1980 году Американской ассоциацией газетных редакторов (сейчас - Национальная газетная ассоциация). Авторы задались целью научить вас не попадаться на удочку бесчисленных опросов общественного мнения, сообщения о которых изо дня в день захлестывают редакции СМИ.

Это гораздо лучший подход, чем попытки научить вас проводить опросы самостоятельно, чем грешат многие факультеты журналистики. Предлагать журналисту проводить опрос общественного мнения все равно, что просить журналиста, прошедшего курс законодательства о печати, выступить защитником в суде по делу о пасквиле.

Тем не менее редакциям приходится разбираться с потоком так называемых ньюс-релизов о результатах разных опросов. Возможно, чтобы добраться до их смысла, вам придется вернуться в университет и пройти курс методологии социологической науки. Но при этом договоритесь с преподавателем о следующем:

  • Вы хотите затратить основное время не на проведение опросов, а на толкование результатов.
  • Вы хотите прослушать курс на английском языке, а не на языке статистики.
  • Вы хотите получить рекомендательный список литературы о толковании результатов опросов и еженедельно встречаться с преподавателем для выяснения, как толковать эти рекомендации.
  • Сразу же договоритесь, чтобы по окончании курса вам поставили пятерку.

Сочетание методов

Использование в работе комбинации исследовательских методов труднее, чем это может показаться. Но иногда от журналиста требуется увязать между собой различные способы измерения и оценки.

В первой подверстке к этой главе Том Хэмбургер рассказывает, как он, Джо Ригерт, Дэн Салливен и я разработали способ оценки деятельности Комиссии по коммунальным службам штата Миннесота, который сумел показать, насколько честно эта комиссия выполняет свои обязанности по отношению к людям, оплачивающим счета за коммунальные услуги, то есть служит ли она интересам общества или интересам регулируемых ею гигантских компаний - телефонных, электрических и пр.

В этой работе нам очень помог Дэн Салливен, который до сих пор ведет в газете "Стар-Трибьюн" рубрику о работе промышленных компаний. Для нашей группы он наилучшим образом оправдал свою научную степень в области экономики, полученную в Йельском университете, разработав методику, которая дала нам возможность ответить на большинство вопросов.

Все подробности вы узнаете из подверстки.

Хочу подчеркнуть, что для каждой аналитической статьи важно определить метод или набор методов, которые позволили бы вам оценить материал и сделать выводы.

Правильные выводы - вот цель статьи. Одних фактов недостаточно. И методология социологической науки часто является единственным путем довести до читателя смысл происходящего.

Смещение парадигмы

На протяжении многих лет в социологических исследованиях доминировали опросы, дополняемые головокружительным набором математических инструментов.

Но есть и другие методы.

Один из них описан в вышедшей в 1976 году книге Джека Д. Дугласа "Социологические расследования".

Модель расследования исходит из предположения, что в общественной жизни преобладает абсолютный конфликт интересов, ценностей, чувств и действий. Принимается за аксиому, что многие из людей, с которыми вы имеете дело, возможно, все они, имеют основание скрывать от других свои поступки и даже лгать им. Вместо того, чтобы доверять людям и ждать доверия в обмен, каждый подозревает другого, и наоборот. Конфликт становится фактом жизни, а подозрение - ведущим принципом. Как любят говорить живущие по этой модели: "Жизнь - это джунгли, где все звери - хищники". Это война всех против всех, и никто ничего не отдаст другому за так, особенно - правду. На "добролюбов", которые доверяют остальным и ожидают от них правды, смотрят как на блаженных, как на реликтовых птиц, обреченных на вымирание. Конечно, в обыденной жизни люди говорят правду или то, что они принимают за правду. Ведь невозможно все время лгать насчет того, какая сегодня погода или где на столе соль. Но человек со стороны, пытающийся добраться до правды о вещах, имеющих значение для большинства людей, таких как деньги или секс, должен с подозрением воспринимать их оценки, если только они не подтверждаются другим образом.

Шпионы, контрразведчики, полицейские, детективы, прокуроры, судьи, психиатры, чиновники налоговой службы, надзиратели за отпущенными на поруки, работники службы защиты детей, должностные лица Национального управления по трудовым отношениям, журналисты, проводящие расследования, и все остальные, кому приходится заниматься сыском в современном обществе, - это люди, которые скорее всего будут в практической деятельности следовать описанной модели в самой крайней и чистой форме. Но деловые люди всех мастей, особенно деловые люди, которым приходится иметь дело с незнакомцами, также в той или иной мере следуют этой модели. Воистину, если где-то имеются ощущаемые обществом конфликты, индивиды прибегают к модели расследования для вынюхивания правды о намерениях, мыслях, чувствах и действиях других. Любой человек, склонный к подозрительности, может в мгновение ока превратиться в рьяного следователя, доказывая тем самым, насколько модель расследования доступна всем членам общества.

Что же является главной составной частью модели расследования? Похоже, что надо действовать следующим образом: вы направляетесь к месту событий, чтобы увидеть все самому, никого не спрашиваете, не устраиваете опросов. И видит Бог, вы никому не верите. Вам нужны подтверждения или опровержения.

Вы и я называем это репортажем.

В дальнейших главах этой книги речь пойдет о том, какие еще методы предлагает социологическая методология. Мы остановимся на темах "Понимание репортажа в контексте исследования", "Проникновение в контекст", "Создание дружеской атмосферы доверия" и др. Если вы познакомитесь с методологическими трудами социологов, вы найдете главы, которые помогут вам найти, обучить, использовать "информаторов" и дадут ответы на другие болезненные вопросы журналистской этики.

Вы сможете обнаружить, что совсем недавно, в 1980-е годы, многие исследователи-социологи восстали против того, что до этого называлось научными методами, в частности, против опросов и большинства математических моделей.

Эти новые веяния называют по-всякому. В кругах журналистов, тяготеющих к научному анализу, принято называть их качественными (в противоположность количественным) исследованиями.

Основной компонент этой модели исследования состоит в том, что после максимального ознакомления с литературой по изучаемому вопросу исследователь проводит длительное время с одним-двумя представителями данной генеральной совокупности и проецирует свои выводы на всю совокупность, не прибегая к статистике и основываясь на личных ощущениях от увиденного и услышанного.

Существует множество качественных исследований, затрагивающих различные области журналистики. Об одном из них говорится в приложении 3 к этой книге.

Если вы положите рядом два научных доклада, один из которых построен на статистических выборках, а второй - на основательных интервью, как правило, оказывается, что второй лучше написан, приходит к более глубоким выводам, более полезен и, безусловно, более интересен.

Ученые, предпочитающие качественные исследования, - это думающие люди, и это направление исследований должно стать нормой.

Заключение

Четыре рекомендации:

1. Не спрашивайте разрешения ваших редакторов на проведение социологического исследования. Спрашивайте, можно ли привлечь ученого, чтобы найти ответы на некоторые острые вопросы.

2. Обратитесь в местный университет, колледж или даже школьный округ, познакомьтесь с одним-двумя наиболее интересными исследователями и сойдитесь с ними, чтобы освоить, заимствовать или похитить их методы мышления.

3. Вернитесь в университет и пройдите вечерний курс социологических исследований. А еще лучше - пройдите этот курс на дневном обучении с предоставлением времени и оплатой расходов вашей редакцией.

4. Рассмотрите возможности использования методологии социологических исследований в вашей конкретной работе и попробуйте применить их на практике.

Как методология социологических исследований
может помочь журналистскому расследованию

Нервный голос в телефонной трубке предвещал скандал, мимо которого нельзя было пройти. Я оставался у телефона, несмотря на боль в ухе, поощряя и умасливая собеседницу высказаться до конца.

После целого ряда наводящих вопросов она поведала, наконец, что речь идет о комиссии по коммунальным службам (ККС), таинственной и важной организации, которая утверждает тарифы на пользование газом, электричеством и телефоном.

Билеты на спортивные соревнования. По словам нашего источника, коммунальное начальство время от времени подбрасывает членам комиссии билеты на спортивные соревнования. Только и всего!

Но статья оказалась забойной и попала на первую полосу только потому, что в этот день не было крупных новостей. Я и не думал, что из нее вырастет серия в защиту потребителей, которая дойдет до Верховного суда США и навсегда изменит политику государственного регулирования в штате Миннесота.

После опубликования статьи последовал еще один анонимный звонок. Потом еще и еще. Редактор отдела Джон Уллмен назначил мне в помощь старину Джо Ригерта, набившего руку на журналистских расследованиях, чтобы разобраться с этими звонками.

Мы оба с энтузиазмом согласились. Дело пахло чем-то более значительным, чем билеты на стадион. По утверждению звонивших, некоторые члены комиссии пользовались такими знаками внимания, как приплата к отпуску, скидки на автомобили, оплата транспортных расходов, театральные билеты и прочее.

Некоторым членам комиссии предлагали высокооплачиваемые посты после ухода с государственной службы. Обычно эти предложения совпадали со временем пересмотра тарифов на коммунальные услуги.

Наиболее серьезное обвинение касалось одного члена комиссии, получившего от телефонной компании "Норсуэстерн Белл" кругленькую сумму за консультацию, о чем он умолчал в отчете.

Поскольку комиссия недавно одобрила увеличение платы за пользование телефоном на общую сумму 53 млн долларов, мы решили начать с проверки информации о гонораре за консультацию.

Когда поступают подобные платежи, их полагается отражать в специальных отчетах, предусматриваемых этическими нормами комиссии. Проверка документов в правительстве штата показала, что отчет отсутствует.

По следам гонорара

Наш источник проявил готовность встретиться и побеседовать с нами на условиях анонимности. Мы встретились с ним в центральной части Сент-Пола, в баре под названием "Приют контрабандистов".

По сведениям нашего источника, компания "Белл" заплатила большую сумму крупной юридической фирме в Сент-Пол, которая перевела деньги на счет члена комиссии. Название фирмы было известно.

Чтобы добраться до истины, мы решили позвонить всем участникам сделки. Это потребовало значительных усилий. К концу дня нам удалось выяснить у одного из сотрудников юридической фирмы, что он действительно перевел определенную сумму "лоббисту, защищающему интересы фирмы". Имея на руках эти показания, мы могли уже задавать вопросы руководству телефонной компании и комиссии по коммунальным службам.

Наспех было организовано интервью, в ходе которого один из руководителей компании "Белл" подтвердил, что юридической фирме было частями переведено 30 000 долларов, причем последний перевод был сделан после того, как интересующий нас персонаж был введен в состав комиссии. Поскольку телефонная компания не подтвердила, что деньги предназначались именно ему, мы направились прямо к первоисточнику.

После нескольких неудачных попыток скрыться от нас, этот человек вынужден был признать, что получил от "Норсуэстерн Белл" гонорар за лоббистскую деятельность, которой он занимался до того, как стал членом комиссии, контролирующей тарифы. По его словам, сумма была настолько незначительной, что ее можно было не включать в отчет.

Незначительная сумма, которую он в результате подтвердил, равнялась 30 000 долларов.

Прежде чем мы смогли задать ему другие вопросы, он объявил, что выходит в отставку и прекращает работу в комиссии.

В воскресном номере "Стар-Трибьюн" появился материал об этом расследовании, который был перепечатан со ссылкой на нашу газету конкурирующим изданием "Сент-Пол Пайонир Пресс".

Картина расширяется

После опубликования статьи в редакцию поступили новые звонки и сообщения о разного рода одолжениях, якобы оказываемых членам комиссии. Говорили о всех фирмах, предоставляющих коммунальные услуги, но больше всего обвинений и самые серьезные утверждения касались телефонной компании "Норсуэстерн Белл". Некоторые сведения можно было тут же проверить, для подтверждения других требовались недели.

Покуда все обвинения и утверждения выстраивались в единый список, мы размышляли о том, каким образом показать последствия всех этих подарков и одолжений для потребителей коммунальных услуг в штате Миннесота. Может быть, надо было сравнить установленные в штате тарифы с коммунальными платежами в других штатах и определить взаимосвязь полученных подношений и платы за коммунальные услуги?

В сложной механике регулирования деятельности коммунальных служб было трудно разобраться. Специалисты утверждали, что сравнение тарифов в различных штатах ничего не даст, поскольку их различие определяется местными условиями.

Наконец счастливое совпадение обстоятельств показало нам выход.

Построение гипотезы и способ ее подтверждения

Уллмен, всегда готовый опереться на знания и опыт специалиста со стороны, направился к редактору за разрешением пригласить на пару дней статистика. Ему сказали, что нужен не статистик, а экономист, и у редактора был один на примете. Так к нашей группе присоединился Дэн Салливен.

Салливен, как многие гении и многодетные родители, не заботился о своей внешности. Вечно взъерошенные волосы, галстук (если он был с утра надет) перекинут через плечо, взгляд устремлен на ботинки, хранящие воспоминания о дождях и снегопадах прошедшего сезона в виде множества белых полос.

Он никогда не приходил вовремя, был неряшливо одет, но мыслил исключительно ясно.

После защиты диссертации в Йельском университете он работал в аналитическом отделе Министерства юстиции, а затем преподавал в Калифорнийском университете. Для нас это был идеальный специалист.

Он хорошо знал свои возможности и не брался за дела, в которых не разбирался. По его мнению, социологическая методология не подходила для вынесения нормативной оценки деятельности комиссии по коммунальным службам.

"Данные - это всего лишь форма свидетельства о произошедших событиях, - рассуждал Салливен. - А насколько эти события хороши или плохи, зависит от ценностных ориентиров читателя. Мы не можем утверждать, что решения комиссии, принятые голосованием, неправильны. Насколько я могу судить, они законны. Проверить можно лишь то, была ли комиссия более благожелательна к компании "Норсуэстерн Белл", чем другие подобные комиссии к регулируемым ими компаниям".

Прежде чем мы приступили к сбору данных для сравнительной оценки деятельности ККС, Салливен предупредил, что собранная информация должна привести к определенному выводу. Мало толку, если результатом их анализа явятся заключения "с одной стороны" и "с другой стороны".

Исходя из известных нам фактов, мы построили реалистичную гипотезу и должны были проверить ее эмпирическим путем, следуя методологии социологической науки.

В чем же состояла гипотеза? Дэн предложил такую постановку вопроса: оказала ли практика интенсивного лоббирования компанией "Норсуэстерн Белл" влияние на комиссию по коммунальным службам в ущерб плательщикам штата Миннесота?

Согласившись с этой формулировкой, мы задумались о методах проверки гипотезы. Социология снова помогла. Чтобы определить, действительно ли плательщики Миннесоты понесли ущерб, потребовалась группа объектов для сравнения.

Нужно было найти сопоставимые наборы и, естественно, мы остановились на компании "Норсуэстерн Белл", которая обеспечивает телефонную связь в нескольких штатах и, надо полагать, ее отношения с регулятивными органами в каждом штате не сильно различаются.

Когда мы предъявили первоначальный план исследования, по которому ситуация в Миннесоте сравнивалась с положением в 4 других штатах, где телефонным обслуживанием также занимается "Белл", руководители комиссии и телефонной компании посчитали, что это слишком мало для объективной оценки.

Мы довели количество штатов до 18.

В конечном итоге для сравнительного исследования мы остановились на трех различных группах:

  • 5 штатов, где телефонным обслуживанием занимается компания "Норсуэстерн Белл";
  • 14 штатов, обслуживаемых телефонной компанией "Ю-Эс Уэст", которая, как и "Норсуэстерн Белл", является дочерней компанией "Белл Телефоун Компани";
  • еще 8 штатов Среднего Запада, в которых функции государственного регулирования распространяются на другие компании. Эта группа штатов была отобрана как контрольная в отношении двух предыдущих.

Наблюдайте за тенденцией результатов

Салливен учил нас, что нельзя делать выводы на основании одного замера. Нужно произвести множество, сравнить их результаты и определить их общую направленность.

Исходя из этого, мы определили 14 параметров сопоставления ситуации в Миннесоте с 26 другими штатами, в том числе тарифы, прибыль и общую атмосферу государственного регулирования.

Сопоставление полученной информации продолжалось с марта до середины лета.

Но поработали мы не зря. Выяснилось, что по всем 14 параметрам показатели Миннесоты превышают средний уровень. Иными словами, в период 1980-1985 годов комиссия штата Миннесота по коммунальным службам более благосклонно реагировала на просьбы телефонной компании, чем соответствующие комиссии в других штатах, отобранных для сравнения.

С точки зрения потребителя наиболее важным оказалось сопоставление тарифов за пользование телефоном. На 1985 год в Миннесоте были самые высокие тарифы в штатах Среднего Запада, а по сравнению с платой за телефон в Девере (штат Колорадо) - 6,8 долларов в месяц, жители городской агломерации Сент-Пол - Миннеаполис платили чуть ли не вдвое больше - 16,76 долларов.

Нас переполняла радость победы - вот они доказательства ограбления потребителей! Но Салливен рекомендовал не торопиться.

Не спешите делать выводы

Задача исследования, говорил Салливен, не в том, чтобы доказать, что компания "Белл" обирает потребителей.

"Вполне возможно, что процесс, воздействующий на их решения, происходит подсознательно. Может быть, они в душе были за плательщиков. Наше исследование не рассматривало их намерений".

В отсутствие источников внутри компании, которые могли бы открыть побудительные мотивы ее руководства, мы не могли делать предположений. Мы обязаны были выяснить, чем формально руководствовалась компания, обращаясь в комиссию с просьбой повысить тарифы.

Будьте готовы к возражениям

Салливен предупреждал, что прежде всего будет оспорено качество собранных данных. Мы были готовы признать отдельные ошибки, которые не оказывали влияния на основные выводы, поскольку в сферу исследования были вовлечены многие штаты, а собранные данные затрагивали многочисленные факторы.

Предвкушая возможные возражения, мы отправили подготовленный к публикации материал в телефонную компанию, в комиссию и в прокуратуру штата, попросив высказать их замечания. С каждой из этих организаций мы просматривали страницу за страницей в поисках возможных ошибок. Мы внимательно рассматривали каждое критическое замечание, пытаясь взглянуть на наши материалы их глазами. Мы перепроверяли данные, но это не отразилось на наших выводах.

Переговоры длились три недели, и по существу наши оппоненты помогли нам выверить собранную информацию.

Но острая реакция на первоначальный вариант серии показала, что после опубликования статей нас не оставят в покое.

Хорошо, что существуют эксперты

Для проверки качества нашего исследования и ответа на претензии критиков мы решили воспользоваться услугами одного из ведущих специалистов в вопросах государственного регулирования. Без этого нельзя было обойтись, так как и экономисты телефонной компании, и члены регулятивной комиссии оспаривали наши методы с чисто технической стороны, о которой судить могли только эксперты.

Среди привлеченных экспертов был д-р Дэвид Чесслер, частный консультант, только что оставивший пост профессора Национального института государственного регулирования при университете штата Огайо.

По заключению Чесслера, наши выводы были справедливы и точны. В ночь перед опубликованием первой статьи серии 10 августа 1986 года мы спали спокойно.

Статьи

Серия статей была опубликована под общим заголовком "Щедрость ККС облагодетельствовала компанию "Белл".

В первой статье результаты исследования сопровождались ссылками на ранее опубликованные статьи, например:

"Высокие тарифы на пользование телефоном были утверждены в Миннесоте в период, когда компания "Белл" усилила лоббистское давление на комиссию по коммунальным услугам.

В 1982-1985 годы телефонная компания сотни раз приглашала трех членов комиссии и руководящих работников ее аппарата на ленч, чтобы обсудить вопросы, которые впоследствии решались голосованием. Кроме того, членам комиссии предлагались высокооплачиваемые посты консультантов…"

Мы не утаили критические замечания, полученные от телефонной компании и комиссии. Более того, мы опубликовали отдельную статью под заголовком "Белл" и ККС критикуют методологию и выводы исследования, проведенного газетой".

Реакция

Как и предполагалось, компания "Белл" обрушилась на публикацию. Но мы были готовы отразить любые претензии, поскольку с нами были Салливен и Чесслер.

Примерно через полгода после опубликования серии статей ККС приняла решение вернуться к вопросу о тарифах компании "Норсуэстерн Белл", первоначальное решение по которому было принято в период, когда членов комиссии усиленно водили по ресторанам и предлагали им соблазнительные должности.

В результате комиссия обязала "Белл" возвратить потребителям около 40 млн долларов.

Но наиболее благодатное последствие опубликованной серии проявилось только в последнее время. Прекратились бесконечные бесплатные ленчи и лоббирование членов комиссии на высоком уровне. После 7 лет, в течение которых ККС выступала защитницей интересов коммунальных служб, она возвратилась к нормальной деятельности как орган государственного регулирования, стоящий на страже интересов потребителей.

Том ХЭМБУРГЕР,
зав. корпунктом "Стар-Трибьюн" в Вашингтоне

Десять правил Уллмена
для уразумения социальных и антисоциальных наук

Правило первое

Вы слышали анекдот о статистике, который не поверил прочитанному в утренней газете и купил еще 1 000 газет, чтобы увеличить объемы выборки?

Если это вероятностная выборка, ее объем не имеет значения. По ее результатам нельзя судить о популяции в целом - только о реальных респондентах.

Правило второе

Тот же самый статистик боялся летать на самолетах, опасаясь встретить на борту террориста с бомбой. Как специалист, он запросил информацию о количестве самолетов, разбившихся в результате взрыва бомб на борту. Их оказалось не так много. Немного подумав, он снова запросил информацию о количестве самолетов с двумя бомбами на борту. Их оказалось еще меньше. Статистик успокоился и теперь, садясь в самолет, берет с собой бомбу.

Иногда статистическая информация не имеет существенного значения. Помните, соотношение - это еще не причина. В этом заключены возможные трудности при сопоставлении данных о взносах в избирательные фонды кандидатов и модели их голосования после избрания. Цифры не могут сказать нам, что политик А голосовал так-то и так-то, потому что получил 50 000 долларов от политической группы А, которой выгодна позиция политика А, выраженная в его голосовании. Получил ли он деньги, потому что уже придерживался этой позиции или изменил свою позицию, получив деньги?

Из этого не следует, что статьи на подобные темы бесполезны. Мы живем в реальном мире, и подобные логические совпадения вызывают желание написать об этом. Но никогда не полагайтесь только на цифры.

Правило третье

Три статистика стоят в дозоре во время войны во Вьетнаме.

Их накрывает вражеский снайпер. Первый статистик стреляет в ответ и промахивается на 10 футов влево. Второй статистик промахивается на 10 футов вправо. Оба ждут, когда выстрелит третий. "Чего ждешь? Стреляй!" - кричат они ему. "Зачем? - удивляется третий статистик. - Снайпера уже нет. Вы забыли вывести среднее значение".

Нет более неудачного выражения в социологических исследованиях, чем "в среднем". Если вы прямо сейчас попытаетесь вывести средние величины в отношении мебели в вашей комнате, вы придете к средней высоте, средней ширине и средней глубине. Но ни одна из этих величин не дает представления о каком-либо предмете мебели, находящемся рядом с вами. Никогда не забывайте поинтересоваться, каким образом и на каком материале подсчитывались средние величины.

Правило четвертое

Жил в давние времена пустынник, который наслушался от путников о том, как вкусны яблоки. Терзаемый любопытством, он направил стопы на север, в страну яблок. Он увидел сотни яблонь в цвету и был восхищен их запахом. Но перепробовав с сотню лепестков, нашел их безвкусными или горькими. Он пришел к заключению, что достоинства яблок значительно преувеличены, и с тех пор на основании собственного опыта опровергал все похвалы яблокам.

Даже материалы, опубликованные в научных журналах, не всегда доказывают то, что они хотят доказать. Часто журналисты забывают о профессиональном скептицизме, когда имеют дело с научной литературой. Подвергайте все сомнению.

Правило пятое

Собрались как-то математик, инженер и бухгалтер. Подходит к ним мальчик и спрашивает: "Сколько будет - квадратный корень из четырех?"

"В области комплексных или натуральных чисел?" - поинтересовался математик. Мальчик поглядел на него пустыми глазами. "Как бы то ни было, - продолжал математик, - ответ будет - плюс два или минус два".

"Можно ответить точнее, - сказал инженер, повозившись с калькулятором. - Квадратный корень из четырех равен 1,99762 с точностью до четырех десятичных знаков".

"Вы о главном забыли, - поправил бухгалтер. - Скажи, мальчик, а сколько тебе нужно?"

В этой книге уже говорилось, что при подготовке журналистских материалов иногда приходится прибегать к услугам экспертов. Вы нанимаете их, чтобы полностью положиться на их знания и опыт, когда вам надо придти к заключению. В моей практике я старался найти наиболее уважаемых экспертов, далеких от политики, и просил их опровергнуть наши первоначальные выводы. Я надеялся, что это невозможно, но если бы им удалось это сделать, я должен был знать об этом до публикации, а не после.

Я всегда сообщаю читателям, что эксперт был привлечен только для того, чтобы высказать мнение о методологии журналистского расследования и о выводах, к которым пришел журналист. И, естественно, мы основываемся не только на мнении эксперта, нанятого редакцией газеты.

Существенное значение имеет информация о том, кто финансирует проект, о котором вы пишете, - даже если это не расследование, а рядовая статья в номер. Так, если корреспондент газеты ведет репортаж с заседания, на котором обсуждается степень риска какого-либо проекта, и выступают эксперты с двух сторон, часто можно предопределить результаты обсуждения, зная, какая из сторон финансирует проект.

Помните, что существуют два вида научных фактов: те, которые не требуют доказательства, и те, которые очень трудно интерпретировать. Или, как говорится, Богу мы верим, а все остальные пусть поделятся с нами имеющимися у них фактами.

Правило шестое

Задачка для журналиста: где можно опубликовать заявление, которое недоказуемо, которое вы сами не понимаете, которое наверняка не соответствует действительности и которое уже кем-то публиковалось ранее? Ответ: в любой газете.

Конечно, это касается рядовых, повседневных сообщений. Но если вы заняты журналистским расследованием, у вас есть время, чтобы разобраться в существе. Это ваша цель. Не забывайте о ней.

Правило седьмое

Человеческое любопытство - забавное явление. Почему репортеры всегда интересуются отношением священнослужителей к сексу, а биологов - к Богу?

Нельзя согласиться с тем, что глупых вопросов не существует. Мы задаем их все время. Сюда относятся вопросы, которые могут угробить многообещающее интервью; вопросы, которые вместо ответов вызывают реакцию; вопросы настолько расплывчатые, что дают вашему собеседнику возможность уйти от ответа; вопросы не по существу, на которые нельзя получить ценных ответов.

Всегда полезно продумать вопросы заранее, предугадать возможные ответы и определить порядок, в котором вы будете задавать свои вопросы.

Правило восьмое

В чем разница между простым демографом и демографом-математиком? Простой демограф строит смутные догадки о перспективах развития популяций. Демограф-математик использует компьютер и статистику, чтобы построить смутные догадки о перспективах развития популяций.

Не попадайте под влияние компьютеров, сложных статистических расчетов, крупных бюджетов, большого количества исследователей, множества научных тем и длительных сроков исследования.

Разница между хорошей наукой и плохой наукой зависит от умов, на которых она зиждется.

Правило девятое

Сколько экономистов требуется, чтобы заменить электрическую лампочку? Два. Один строит допущения о стремянке, второй - о лампочке.

А мы тем временем остаемся в темноте. Как и сами экономисты. Поэтому экономику называют тоскливой наукой.

Правило десятое

На восточном побережье часто приходится долго добираться на работу и обратно домой в вагоне загородной электрички. Один редактор после такой поездки вернулся домой совершенно разбитым.

Родственникам он объяснил, что всю дорогу сидел спиной к движению, а это сказывается на его больной печени. "Так почему ж ты не попросил, как в прошлый раз, сидящего напротив пассажира поменяться с тобой местами?" "Не мог, - отвечал редактор. - Напротив никто не сидел".

Никогда, ни за что не говорите редактору, что вы намерены провести социологическое исследование. Из этого ничего не получится - редактор перепугается. Во-первых, он не раз слышал, что все, что называется наукой, ею не является. Во-вторых, он не поймет, зачем искать на свою голову приключений.

Вы знаете из собственного опыта, что лучше избегать слова "интервью". Лучше сказать: "Мне хотелось бы поговорить с вами". Для многих слово "интервью" - нехорошее слово.

Точно так же с социологией. Редактору нужно сказать, что вы нашли простой и недорогой способ довести ваш материал до уровня, когда о нем все заговорят. Это значительно улучшит ваши шансы.

И еще одно правило, как бесплатное приложение

Сколько журналистов, понахватавшихся поверхностных социологических знаний, требуется, чтобы заменить электрическую лампочку? Два. Один уверяет редактора, что все в порядке, а второй ввинчивает лампочку в водопроводный кран.

Не исключено, что вам потребуются дополнительные пособия, которые лучше, чем эта книга, помогут вам понимать цифры и использовать их в вашей работе.

Существует много книг о методологии социологических исследований. Посоветуйтесь с вашим библиотекарем.

На английском языке я бы настоятельно рекомендовал две небольшие, но очень полезные книги.

  • News and Numbers by Victor Cohn (Ames, Iowa State University Press, 1989). Автор этой книги - журналист, работающий в газете "Вашингтон пост".
  • Newsroom Guide to Polls and Surveys by G. Cleveland Wilhoit and David H. Weaver (Reston, Va.: American Newspapers Publishers Assoc., 1980). Эта книга написана двумя профессорами университета штата Индиана.

Материал сайта Национального института прессы

К оглавлению книги...

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz