Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

20 сентября 2004 года

Где родился, там и пригодился?

Когда смотришь программы регионального телевидения невыносимо грустно видеть, как в погоне за внешним столичным блеском региональщики теряют своего зрителя. Ведущие-девушки на региональном экране непременно татьяны митковы или сорокины, молодые люди - то надменные и как бы стильные парфеновы, то местные "остроумные" шендеровичи, которые, впрочем, говорят мало, а больше строго смотрят на зрителя и держат паузы. Они ничего не объясняют людям, ничего не рассказывают, так как больше всего интересуются собственным имиджем. Я всегда говорю ученикам — надо быть ближе к людям, быть толкователем. Иногда мятый пиджак на региональном телевидении гораздо полезнее, нежели наносная московскость...

В этом году фестиваль "Новости - время местное" был более чем богат на кать андреевых. Питер, Владивосток, Хабаровск... Все ведущие вдруг отрастили себе волосы, связали их в пучок на затылке, даже не думая о том, что подобные эксперименты возможны лишь при идеальной форме лица и абсолютной правильности черт. А в результате этого подражания - потеря собственного лица.

Опыт фестиваля "Новости - время местное" доказывает, что копирование местными студиями образцов федеральных каналов ведет к тупику, так как только отдаляет авторов программы от их местного зрителя. При этом трудно сказать, что региональным тележурналистам работать легче или наоборот труднее. Есть в регионах специфический провинциальный снобизм: мол, мы такие же крутые как в Москве, только нам негде развернуться, нет таких денег, такой техники, начальство тупое. Это самообман! Нагрузка в минутах на региональном телевидении действительно больше, но вот требования к качеству работы гораздо ниже. А конкуренции часто просто нет. На ЦТ журналисты бьются за возможность выйти в эфир, вылизывают каждый сюжет, постоянно ощущая за спиной горячее дыхание соперников, тех, кто готов занять твое место уже завтра. Все это требует огромных сил и постоянной работы над своим профессиональным соответствием.

Так в чем же собственно сходства и отличия работы на центральном и региональном каналах?

В профессиональном отношении требования схожи: учет интересов своей аудитории, умение работать в кадре, говорить картинками, находить темы и героя, предлагать разные точки зрения, выбирать верную интонацию и следить за современностью стиля. Но применение этих знаний на практике и ежедневное существование журналиста в регионе и в Москве все же сильно отличаются.

Первое и главное отличие работника регионального телевидения - это знание своей аудитории и расчет именно на своего зрителя. Региональный журналист успешен ровно настолько, насколько хорошо он представляет жизнь и проблемы своего края, менталитет своей аудитории.

Журналист федерального канала работает на абстрактного зрителя. Он должен иметь общее представление о российском обществе, о проблемах страны в целом, о настроении нации, ее чаяниях и нуждах.

Журналист региональный акценты должен переставить: жизнь в регионе должна интересовать его больше, чем события в стране и за рубежом.

Два в одном

Работа отличается также по всем параметрам деятельности. Например, по нагрузке. Региональный тележурналист должен совмещать качества ведущего программы и корреспондента новостей, а иногда "заодно" вести еще и утренний канал. На профессиональных телефестивалях часто идет спор о том, может ли ведущий теленовостей представлять свой сюжет в те же новости, да еще со своим стендапом. Законы профессии говорят: нет, не может. Либо то, либо другое. Нельзя путать зрителя. Но законы жизни убеждают в обратном. Когда три человека делают программу новостей, нельзя одному из них быть в роли оракула, а другим непрерывно появляться с микрофоном в разных местах. Но выход есть и в такой на первый взгляд безвыходной ситуации. Я считаю, что ведущий может сделать сюжет, но он должен быть самым заметным сюжетом выпуска. А в подводке ведущий может добавить что-то, пользуясь открытым приемом.

Имидж, стиль, независимость

На центральных телеканалах все эти вопросы решает руководство канала. А на региональном телевидении, к сожалению, чаще всего это забота журналиста. Отсюда, кстати, и ненужное подражание телезвездам...

Корреспондент центрального канала как правило ведет определенную тему: военную, парламентскую, культурную, социальную. Региональный журналист вынужден браться за все темы, которые ему поручают. Он всеяден.

Журналист ЦТВ меньше зависит от власти, чем региональный и больше зависит от зрителей в силу того, что центральные каналы больше ориентируются на рейтинги.

Региональный тележурналист в этом смысле более уязвим, так как реальные рейтинги на местах мало кого интересуют. Больше интересует любовь и не любовь начальства. А уж мнение тещи или жены градоначальника небольшого поселка может вообще оказаться решающим для местного канала!

Разница есть и должна быть и в экранном образе регионального и центрального тележурналиста. Региональщик может быть более домашним. Он может позволить себе больше комментариев по поводу сюжетов, особенно если эти комментарии уместны и подкреплены знанием местной жизни. Он может быть теплым, улыбчивым, более естественным. В то время как работа на ЦТВ требует от журналиста определенной строгости, иногда официальности, так как аудитория огромная и необходимо обращаться сразу ко всем и к каждому в отдельности.

Универсал: плюсы и минусы

Конечно, роль тележурналиста центрального канала более четко определена и если хотите сужена. У журналиста ЦТВ всегда есть целая армия помощников, редакторов. Часто есть возможность выбора операторов. Если речь идет о серьезном проекте, журналисту ЦТВ покупают билеты, его встречают и провожают, редактор работает вместе с журналистом над текстом, а монтажеры выбирают лучшие кадры без его участия. В то время региональный журналист делает все от и до: звонит героям, пишет тексты, ремонтирует машины, за 10 минут по живому склеивает свой сюжет перед эфиром, который к тому же сам и ведет. Универсальность, конечно, отличное качество. Она воспитывает сильных понимающих журналистов. Но в то же время универсальность чаще всего как раз и приводит к халтуре и непрофессионализму, который всегда легко оправдать обстоятельствами.

Что делать? Или как не свариться в собственном соку

Марианна Максимовская рассказывала на занятиях в нашей школе телевизионного мастерства, что в лучшие времена НТВ ни один журналист не покидал редакцию, пока не выходил в эфир последний выпуск "Новостей". Причем каждый сюжет бурно обсуждался коллегами тут же. Достаточно было одного пустого кадра или неудачного слова, чтобы получить "щелчок" от коллег или начальства. При повторных ошибках у журналиста не оставалось шансов остаться в команде...

Сильная творческая личность в регионе часто страдает от отсутствия таких профессиональных обсуждений. Именно во время таких баталий рождаются новые ходы, идеи, приемы стендапов. В отсутствии конкуренции и профессиональных разборов не может быть и творческого роста. У региональщиков путь один – конкурировать с самим собой, проводя жесткий самоанализ, выискивая сильные программы на других станциях своего региона, внимательно отсматривая работу центральных каналов и пытаясь стать корреспондентом одного из них, хотя бы для того, чтобы получить профессиональную оценку своей работы. Не надо бояться, что ваша новая идея будет "украдена" коллегами с центрального канала (а это вполне закономерная вещь на ТВ). В тот момент, когда вы предлагаете своего героя или идею сюжета центральному каналу вам сразу станет очевидна разница подхода и работы журналиста там и здесь.

Сильный региональный журналист всегда может вырваться из обыденности и реализовать свой высокий потенциал, став собственным корреспондентом центрального канала. Он может попытать счастья и в Москве. Есть много успешных примеров: ведущая новостей 4 канала Екатеринбурга Анна Титова стала ведущей центральной программы "Вести" РТР, собственный корреспондент РТР в Пермской области Вадим Фефилов стал одним из заметных корреспондентов НТВ, Игорь Дерюгин перебрался в Москву из Саратова, Александр Колпаков — из Кемерова, Александр Макушин стал главным продюсером "Вестей", покинув должность режиссера Ростовской ГТРК.

Однако рядом с успешными судьбами бывших региональных тележурналистов, занявших ведущее место среди телеперсон страны, есть и другие примеры сломанных судеб, потери себя в профессии и профессии в себе. Это случай, когда "первый парень на деревне" не сумел стать ни первым, ни вторым в городе. Есть примеры, когда проработав некоторое время на центральных каналах региональные журналисты возвращаются обратно, к счастью и к удовольствию своих зрителей. Так поступил Сергей Ким - блестящий ведущий телекомпании "Афонтово" города Красноярска, который в течении полугода вел "Вести". Он вернулся в родной город, приобретя какое-то новое светлое и радостное качество. Амбиции уже не тянули в Москву. И как результат на последней церемонии ТЭФИ именно Сергей Ким получил высшую награду - премию ТЭФИ, победив знаменитого Михаила Осокина. Говорят, где родился, там и пригодился. Для некоторых региональных тележурналистов, которые рвутся в Москву, это очень полезная пословица.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz