Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

20 сентября 2004 года

Диалог оптимиста и пессимиста

Введение

У меня возникло желание подвести некоторые итоги нашей работы в "Среде". В течение двух лет мы писали о самых разных проблемах. Темы подсказывала сама жизнь. Поэтому мы на страницах тележурнала то искали героя, то пытались совместить работу с семьей, то учились улыбаться в камеру... Может быть, в такой разбросанности есть свой недостаток, так как при соединении всего написанного не прослеживается основная цель. С другой стороны, я очень благодарна журналу "Среда" за то, что дали возможность все это выплеснуть. На самом деле мне дороги эти заметки тем, что каждый раз тема выбиралась спонтанно, и проблемы поднимались именно те, которые меня в тот момент волновали. В Новом году у нас будут совсем другие занятия - своеобразный практикум. Мы будем говорить сугубо профессиональным языком на темы, волнующие региональных журналистов, с практиками и заданиями. Это будет некий учебник телевидения. Но сейчас я хочу завершить прежние "обозрения в свободном полете" статьей-диалогом оптимиста и пессимиста.

Пролог

Помните старую байку про полстакана воды, глядя на который, оптимист обязательно скажет - "cтакан наполовину полон", а пессимист - "стакан на половину пуст". Интересно то, что прав и тот и другой!

В нашем диалоге тоже будут правы обе дискутирующие стороны. Но в момент некоторой усталости, который переживает сегодня региональное телевидение, в связи с разочарованием многих журналистов (после бурного десятилетия новой свободы и гласности) в своей профессии, мне хочется дать коллегам еще одну возможность выбора.

Да, в нашей жизни оснований для подобного разочарования более чем достаточно. Но с другой стороны, человек, попавший в призвание, счастлив уже этим! А для того, чтобы сравнить чаши весов, необходимо сесть и серьезно поговорить тет-а-тет. С самим собой...

Наши герои

Пессимист (П.) - директор районной студии телевидения, который возглавляет ее уже 8 лет. Пережил уже несколько начальников, но каждый новый руководитель районной администрации воспринимает телевидение исключительно как PR-службу по освещению своих оперативок и поездок по району. Что касается помощи студии, то каждую кассету и батарейку до сих пор приходится выбивать. А потому студия, как и большинство подобных компаний, занимается полупиратством: имеет некий договор с некой государственной компанией, предоставляющей эфирное время. Представим себе женщину, сорока лет, которая получает маленькую зарплату. У нее двое детей и муж, который сидит без работы.

Оптимист (О.) - образ собирательный. Люди с таких же районных студий, которые не собираются сдаваться и активно ищут выходы из сложившихся ситуаций.

Диалог

П. - Все, приехали, надо уходить! Еще год назад у нас было пусть плохое, но двойное финансирование... Нас содержала собственная администрация, и еще подкидывали денег из областного бюджета. Поэтому я могла хотя бы выплачивать зарплату сотрудникам. Сейчас нас перевели на областной бюджет и деньги сократили. Придется сокращать людей, останется два человека с одной камерой. Будем снимать только оперативки... Я так работать не могу, не хочу и не умею.

О. - Да! Но с другой стороны, раньше у тебя было два хозяина, и ты как Труффальдино, отрабатывала и там и там. Сейчас у тебя другое положение! Тебя финансирует только областной бюджет, и своим дорогим районным начальникам ты можешь отказать с легким сердцем в съемках оперативок. Если хотят, чтобы о них говорили, пусть платят деньги! Заключи договор с районной администрацией на освещение их деятельности. Уменьшение количества господ дает некоторую самостоятельность. Можешь теперь, как государево око, спокойно критиковать бывших своих начальников.

П. - Какое око?! Во-первых, мы снимаем помещение в районной администрации. Во-вторых, я здесь живу! Мы уже пытались несколько раз... даже не покритиковать, а хотя бы поставить знак вопроса на действиях наших властей во время выборов. И что? Мой муж потерял из-за моих сомнений работу! Мы не можем критиковать хозяина земли, на которой живем...

О. - Не скажи! А почему собкоры центральных каналов, которые живут в регионах, делают весьма острые сюжеты? Может быть важнее, чтобы уважали, а не любили!? Работать надо на журналистское имя и репутацию. Иначе ты всю жизнь проработаешь в профессии, но не будешь иметь к ней никакого отношения.

П. - Ты что, серьезно думаешь, что сегодня можно заниматься телевидением? Проснись! Открой глаза! Все информационные программы делаются под определенного заказчика, а репортажи с оперативок делаются во славу. Нет давно телевидения, которое рассказывает искренне о людях и проблемах! И я знаю, почему. Потому что за телевидение никто не платит! Зрители не платят за то, что смотрят телевизор, поэтому заказчиком является вовсе не страна. Заказчик тот, кто платит деньги. Теперь, когда нас перевели на областной бюджет, мы будем расхваливать на все лады нашего губернатора. А денег они, скорее всего, не заплатят. Поэтому мои полтора сотрудника останутся без зарплаты.

О. - Подожди... А кто тебе мешает поработать на центральные каналы и заработать деньги самостоятельно? Ты же можешь это сделать, не выходя из собственной студии! Кажется, у тебя есть цифровая камера...

П. - Ну, есть... плохонькая полубытовая.

О. - Но, цифровая же! А значит с качеством все в порядке. Ты можешь посылать сюжеты об интересных людях в "Сегоднячко", во "Времечко", даже на НТВ с удовольствием примут интересный сюжет. А начальству своему доложи, что сюжеты про простых людей вреда имиджу Его Величества Начальника не принесут. Зачем сразу в крайности: либо лизать, либо враждовать? Есть ведь еще и социальные темы... А центральные каналы очень неплохо платят. Кроме того, "Сегоднячко" и "Времечко" нуждаются в собкорах. У тебя есть замечательный плюс - ты близка к людям. Пользуйся этим! Кроме того, существуют фестивали. Есть ТЭФИРегион. Туда даже денег платить не надо: участникам оплачивают дорогу! Ты участвовала хоть раз в фестивалях?

П. - О чем ты говоришь! У нас три человека, а мы через день должны выдавать двухчасовую программу "Земляки". Времени не остается совсем...

О. - Нет, дорогая... Ты что, хочешь работать над фестивальной программой по полгода и больше ничего не делать? Все нормальные люди работают на фестивали сверх рабочего времени. Но если ты не растешь, ты падаешь вниз. Ну, посмотри. В этом году три приза на ТЭФИРегионе в Нижнем Новгороде взяла ГТРК из Санкт-Петербурга, которая как все "федералы" еще год назад загибалась. Заметь, взяли призы за человеческие сюжеты! Значит можно!

П. - Легко тебе говорить - фестивали! Ну участвовала я в фестивалях, даже попала в номинанты. Но меня же никто не отпустил туда, потому что в это время у начальников было важное совещание. Я понимаю, о чем ты говоришь. Но пойми! Мы очень зависимые люди!

О. - Ладно. Раз уж ты никак не можешь ездить на фестивали и работать на центральные каналы, то получай гранты. Сидеть в своем городке безвылазно и работать по гранту. Это реальные деньги, которые будут приходить на твой счет студии. У тебя же есть счет... Почему ты не пишешь гранты? Ты писала когда-нибудь заявки на грант?

П. - Да, писала. Ничего не получила.

О. - Один раз ничего не получила и писать перестала! А я вот знаю очень многих людей, которые получили. Вот, например, в городе Нижнем Новгороде есть знаменитая телепрограмма "Книга жалоб". Работает под грант. Сама я, между прочим, тоже живу на эти самые гранты. Тебе почему, кстати, не дали?

П. - Сказали - плохо написано.

О. - Так ведь это целая наука - гранты писать. Загляни в интернет, посоветуйся с людьми знающими, как заявки пишутся... Да ты, небось, еще заявку и от руки написала?

П. - От руки, а как же еще?

О. - А ты думала, что за пять минут напишешь и деньги получишь?! Ха-ха!

П. - Да, я собственно, и не хотела никаких денег получать!

О. - Вот! Не хотела, потому и не получила.

П. - А ты, значит, считаешь, что все работники телевидения должно только деньги зарабатывать?

О. - Думаю, что в ситуации, когда заказчик программы требует собственного пиара, надо всем учиться зарабатывать самостоятельно. Кстати, у вас есть рекламодатели?

П. - Да, какие рекламодатели! У нас два с половиной бизнесмена и три киоска, которые в рекламе не нуждаются.

О. - Но ведь и реклама бывает не только коммерческая, но и имиджевая. На выборы, между прочим, не всегда идут плохие люди! Можно ведь раскрутить через эфир хорошего человека и сделать его своим мэром и хозяином. У телевидения огромные возможности!

П. - Ты так считаешь?

О. - Да. Но если ты совсем собралась уходить - поезжай на Чукотку Или в Югорск. Там есть компания, где с удовольствием возьмут профессиональных людей, и где платят очень хорошие деньги - 500$ в месяц. Но ты должен быть профессионалом! А вот ныть - это самое простое. Победит тот, кто преодолеет себя.

Сухой остаток

С чем бы, интересно, разошлись наши спорщики, если бы разговор проходил в живую? Оптимисту стало бы немного легче уже потому, что он лишний раз сам себя убедил в правильно выбранном пути. А вот у пессимиста, я думаю, немного продлится жизнь на телевидении. Как будет дальше - зависит от его амбициозности и силы характера. Мой личный опыт работы на телевидении подсказывает, что побеждают люди, которые очень хотят. И даже профессиональные качества и опыт отступают перед желанием. Для примера могу привести историю Маши Винарской, которая когда-то победила на "Лазурной звезде", потом снова работала в Екатеринбурге над своей программой "Утренний экспресс", а теперь ведет на НТВ игру "Один за всех", которую сама придумала. У каждого человека сегодня есть такая же возможность. Надо побеждать. В том числе самого себя. И обстоятельства. Легких побед не бывает.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz