Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".

анекдот в тему

Едут чукчи в лодке. Муж и жена. Жена на веслах. Чукча смотрит на воду и думает про жену: хорошо ей - греби себе и греби, а мне думать надо, как жить дальше.


телевидение

20 сентября 2004 года

Ищите мужчин,
или Доколе у регионального ТВ будет женское лицо

Девочки начинают говорить раньше,
потому что им надо сказать больше.
(из книги афоризмов)

К нам в школу иногда обращаются работники телекомпаний и спрашивают, нет ли у нас ведущего или корреспондента. Я радостно говорю "Есть", но следующей фразой звучит - "Нужен юноша". Я сразу вспоминаю советские времена, когда в ин-яз на переводчиков брали только юношей, когда в медицинский поступить легче было юношам, не говоря уже о других престижных профессиях.

Времена сегодня другие. Но тем не менее, забота руководителей телекомпаний о наличии юношей имеет определенный резон. Население, как известно, делится на мужчин и женщин. А вот телевидение сегодня чаще состоит только из женщин. И такое однополое телевидение создает неверную картину мира. Женское лицо на экране, женский голос за кадром, женский подход к событиям и женщины с микрофоном в кадре...

На фестивале "Новости - время местное" в Ростове мне довелось делать разбор полетов в номинации "Новостийная программа". Из девятнадцати программ в семнадцати ведущими были девушки. Сейчас, в финале, пропорция почти восстановилась: половина юношей на половину девушек. Но это финал, где выбраны лучшие из лучших. И отобраны лучшие, в том числе и по признаку пола. Скажете, женщинам труднее бороться? Труднее, но ведь они и живут дольше.

В Таганроге очень неплохая новостийная программа. Но в эфире все ведущие девочки, есть один только парень. И на фоне этой женской эстафеты, когда Марина передает эстафету Наташе, Наташа Вале, а Валя Лене, появление вдруг "мужского" сюжета воспринимается даже как-то странно.

В Хабаровске тоже есть проблемы. Отличная новостийная программа телекомпании "Губерния", которая могла претендовать на Гран-при. Но опять же лучшие сюжеты делаются девушками.

Профессия тележурналиста давно превратилась у нас в женскую. Это не только в России. В Америке по статистике 75% творческих работников телевидения тоже женщины. Почему это происходит у нас? Во-первых, работа очень интересна для женщин — можно себя показать, и выглядеть хорошо. И даже то, что платят мало, женщину не останавливает.

Мужчина, может, тоже не прочь себя показать. Но мужчины более амбициозны. И любой юноша региональной телекомпании хочет быть суперведущим уровня Диброва и Парфенова. Но, как ни странно, по моим многолетним наблюдениям, у женщин-ведущих региональных телекомпаний больше шансов стать ведущими центральных каналов. Я не знаю, почему это происходит, но юноши из регионов редко приживаются в Москве. А ведь на региональном телевидении совсем другая жизнь и другие деньги. Поэтому мужчин в регионах можно встретить только за камерами и на пульте. Это неправильно.

Я, конечно, не психолог, и не возьму на себя смелость рассуждать о женском характере телевидения. Есть женщины разные, есть разные мужчины. Но иногда даже просто отсутствие в творческом коллективе мужчины приводит к ошибкам в построении программы. Например, когда девушки, не желая уступать друг другу, по очереди ведут новостийные выпуски.

Но больше всего меня волнуют даже не внутрикулуарные конфликты, а внешний эффект региональных телеканалов. От отсутствия в эфире мужских голосов и лиц у зрителя возникает какое-то неловкое ощущение. И объяснять здесь ничего не надо! Просто, чтобы были хорошие новости и хорошее телевидение, нужны мужские и женские репортажи. Поэтому своим ученикам я всегда говорю: "Если уж так сложилось, что из пяти человек вашего небольшого коллектива все девчонки, ищите мужчин!" Привлекайте операторов к озвучиванию текстов, но имейте в виду, что тексты придется писать под их характер. Очень важно, чтобы в новостийных выпусках звучал мужской голос.

На телекомпании "Бизнес-град" (Тула) в новостях тоже нет мужчин. И сюжеты сделаны все женщинами. Но пять-шесть раз во время новостийного эфира возникает телетайп, где мужской голос читает из газет все новости, произошедшие за день. И программа сразу преображается!

Руководителям телекомпаний необходимо серьезней относиться к этой проблеме, чаще устраивать конкурсы. Хотя практика показывает, что мужчины редко приходят сами. Сами приходят женщины. И даже если на конкурсе молодых ведущих появляются один-два парня - чаще их приводят мамы. Так устроен мир.

Поэтому мужчин надо активно искать. Надо привлекать студентов, приглашать их на стажировки. Есть еще один очень полезный способ - привлекать к работе на телевидении журналистов газет и радио. А на криминальные рубрики - работников спецслужб: пожарной охраны, милиции, МЧС. Иногда из молодых парней пресс-службы той же милиции получаются прекрасные ведущие.

Не надо женщинам-журналисткам играть в мужские игры: ездить на пожары, ловить преступников, расследовать автокатастрофы с вертолетами или взрывы. У зрителя в этом случае неизбежно возникает вопрос: а где же в нашем городе мужчины? Есть ли они вообще? Спору нет, женщина - она прекрасна сама по себе. Но чтобы это почувствовать, надо, чтобы рядом был мужчина. Без него телевидение становится однотонным, усредненным. И однополым! И об этом нельзя забывать - прежде всего руководителям и директорам телекомпаний.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz