Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

21 сентября 2004 года

Как стать профессионалом,
если нет возможности поехать учиться

Практикум

Если средне арифметически подсчитать количество людей на телекомпаниях страны (округленно: 1000 телекомпаний х 100 человек), то получим огромную армию! Даже если сложить наш УЦ "Практика", многоуважаемые "Интерньюс" и Институт повышения квалификации, школу Би-Би-Си в Екатеринбурге, и новые школы в Останкино, - все равно их усилий хватит на 10-20 процентов.

Это означает, что огромное число телерепортеров, операторов, режиссеров, ведущих и корреспондентов оставлены наедине друг с другом. А стать профессионалом хочется каждому! Как же быть?

Пункт первый. Ищите критика!

Его я советую взять на вооружение всем без исключения. Смотрите на себя со стороны! Необходимо научиться по-другому воспринимать собственные работы. Это очень сложный момент. Но любой человек, стремящийся к профессиональному росту, должен научиться этому. И первое, что надо сделать - прислушаться к тем, кто тебя критикует. Будет больно! Особенно, если критика коснется теплой, только что сделанной, работы. Вам-то в тот момент программа кажется гениальной! (Кстати, если вам своя работа не кажется гениальной - вы просто не любите свою работу.) Но сколько бы это не противоречило вашим амбициям, вы должны слушать не "ахи" в свою честь, а скромные фразы типа "знаешь, можно было сделать поинтереснее" или "мне кажется, ты повторился".

Для этого вы должны найти человека, цензора, который к вам очень хорошо относится, но может умно и честно оценить работу. Ищите в своей референтной группе, в окружении... Может быть, это будет человек из другой сферы деятельности, но вы обязаны его найти. Именно он будет вашим сторонним оком, и тем самым поможет вашему профессиональному росту.

Для меня таким человеком стала моя подруга. Она - музыковед, и слух у нее абсолютный, видимо, на все. Наше конструктивное общение в плане моего роста началось в тот момент, когда возникли проблемы с зарплатами. И мне пришлось купить ей цветной телевизор, чтобы она могла смотреть и комментировать мои работы не в черно-белом варианте, а в цвете... Этот цветной телевизор оправдал себя много-много раз. Я получала очень подробные рецензии, и каждый раз было над чем подумать. Хотя мой видеоканал "Пятница" был рейтинговый и все говорили "ах!".

Освоение профессии - это движение вверх по эскалатору, бегущему вниз. Как только вы останавливаетесь - съезжаете вниз, а если идете обычным шагом - стоите на месте. Идти по профессиональному эскалатору надо достаточно быстро, нельзя успокаиваться на достигнутом.

Пункт второй. Читайте книжки!

Мнение о том, что про работу на телевидении нет хороших учебников, ошибочно. Есть хорошие книги. И начинать надо с книги В. Саппак "Телевидение и мы", изданной еще в 60-е годы. Это удивительная книга литературного критика и грамотного телезрителя. Несмотря на то, что книга написана в социалистические годы, она абсолютно современна. Почему? А потому что хорошая книга та, которая заставляет вас думать. Не надо ждать от учебников по телевидению подробных рекомендаций о том, что делать шаг за шагом. Работа на ТВ - индивидуальная и творческая. Кроме того, каждый город и телестанция - отдельная песня! Очень трудно сочинить одинаковую книгу для всех. Но даже если она найдется, тупо следовать ей нельзя! Вряд ли вы чего-нибудь добьетесь без собственной инициативы. Выбирайте те книги, которые наталкивают на новые мысли и проекты.

Я грешна - не очень люблю учебники. В учебниках о телевидении 70-90-х годов, которые пришлись на мой профессиональный подъем, много было пропаганды... Но зато была публицистика Сергея Муратова, статьи Кузнецова. Их интересно читать! Возбуждается собственный "думательный" механизм.

Очень интересен порой бывает опыт зарубежных стран. И хотя в книге Фэнка "Теленовости" все про западные новости, перенести его опыт и сделать что-то подобное у себя хочется постоянно.

Чтение чужих книг - это тоже собственный мыслительный процесс. Что-то отрицая, на что-то обращая внимание, что-то прикладывая к себе, вы уже начинаете создавать новое. Сейчас появились и другие книги - сугубо практические рекомендации. Книга Виктории Маккаллах Кэрролл "Новости на ТВ", например. Это самоучитель с вариантами текстов и редактированием их, с типами сценарных планов, где все расписано по секундам. Я только приветствую подобные книги! И даже сама задумываюсь над написанием подобного практикума для региональных телекомпаний. Самоучителей сейчас много, они все очень разные. Но с ними надо научиться работать.

Как работать с самоучителем?

Самоучитель - не художественный роман и не публицистика. Самоучитель надо читать с ручкой, отмечая важные места. Надо заставлять себя читать учебник и пробовать на практике предлагаемые советы.

Не плохо было бы читать журналы. Во многих профессиональных российских изданиях о телевидении - журнале "Среда", "Телефорум", "Broadcasting" - есть важные конкретные советы. Однако листать надо не только журналы и статьи по узкоспециализированному направлению - телевидение. Иногда в статье про радиосюжеты вы можете узнать о том, как лучше получать гранты или подавать политический материал.

Когда человек слушает музыку, его голова не пуста! В ней рождаются мысли и образы. Когда ты читаешь книгу, ты работаешь над собственным материалом. А книга как лакмус твоих идей - отзывается, накладывается, умножается или отрицается в твоей работе. Этот процесс и есть главный!

Пункт третий. Работай сверх нормы на себя!

Если у тебя нет возможности разъезжать по курсам повышения квалификации, найди время поработать на родном телевидении сверх нормы. Но работа эта должна быть иного рода. Сверх нормы надо делать какие-то индивидуальные творческие проекты или сюжеты для центральных каналов. Последнее приносит не только деньги, но силы для роста. Предлагая центральным каналам свою работу, ты невольно смотришь на нее со стороны: хватит ли картинок, интересно ли это для всей страны... Это и есть процесс самосовершенствования! Ведь что такое профессиональный рост? Это непрерывно ужесточающиеся требования к самому себе. Когда вы решаете (даже глубоко внутри себя!) послать работу на фестиваль, то работа идет по-другому. Участие в фестивалях - еще один мощный рычаг профессионального роста. А их в стране огромное количество в разных сферах деятельности. Только что министерство экономики объявило фестиваль "Стратегическое мышление"... А работ журналистских только 10. Мало! А вспомните, когда вы последний раз предлагали начальству отправить вашу работу на телевизионный фестиваль. Может вам просто нечего показать?

Тележурналист, конечно, человек зависимый - от оператора, от редактора, от спонсора. Эфирный сюжет - групповое произведение. Но, в конце концов, кто мешает вам сделать на том же материале сюжет в стол? Сделайте его так, как видите сами. А потом покажите тому же режиссеру или своему критику.

Часто не растут профессионально те люди, которые ссылаются на обстоятельства. "Меня не учат!", "Я не знаю, где купить книгу!" - это лишь отговорки, подтверждающие отсутствие активности или попросту лень.

А может и не надо ездить учиться?

Учиться надо. Но необходимы и самообразовательные курсы, и чтение книг. Да и учебных курсов не всегда хватает надолго. Я иногда смотрю на горящие глаза своих учеников, и думаю: "А что будет с ними через два-три-четыре года?"

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz