Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

21 сентября 2004 года

Журналистика и пи-ар - разные профессии

Плоды просвещения

Каждый раз, когда мне случается поработать на очередном туре конкурса региональных телепрограмм "Новости - время местное" (последний раз это было в конце апреля в Ростове-на-Дону, где я разбирала информационные программы телекомпаний из малых городов, с населением до 300 тыс. человек), потом долгое время не покидает ощущение: как же местные тележурналисты любят и хотят учиться! Приезжают, слушают с открытым ртом, тишина в зале... Да и программы на конкурс поступают все интересней.

Сегодня почти любая новостная программа, даже местной телестанции, где ежедневные новости делает группа из 4-5, а то и двух(!) человек, начинается вполне грамотно - с анонсов. Все меньше официоза. А ведь еще на прошлом конкурсе первым сюжетом чуть ли не всех новостей был "наш мэр" или "наш губернатор", которые куда-то там приехали и что-то сказали. Другой прошлогодний "перл": когда перепуганная девушка-ведущая произнесла: "У нас в эфире новости, сейчас их вам расскажет глава администрации..." И тот рассказывал, минут 15 не поднимая глаз от бумажки.

Сейчас ничего подобного нет. И хотя темы из программы в программу повторяются (мониторинговая-то неделя одна!) - но это уже не только заседания, но и синхроны с места события, многосоставные, настоящие новости.

Думаю, жюри было нелегко выбрать победителей, потому что отличие средних от лучших очень невелико. И практически все программы, которые мы отметили во время просмотра и обсуждения на мастер-классе для малых городов (ТЦ "Зеленый Дол" из Зеленодольска, Республика Татарстан, ТК "Сальская степь" из Сальска, что в Ростовской области, телепрограмма телестудии из станицы Каневская Краснодарского края), - все они были удостоены дипломов и призов жюри. Хотя на конкурсе существует строгий принцип: у преподавателя (ведущего мастер-класса) своя точка зрения, которую он не обсуждает с членами жюри.

Есть и отдельные недостатки

Совпали и многие наши замечания: к многословию сюжетов, заштампованности речи, неумению журналистов, прежде всего местных, отказаться от плохого материала (пусть выпуск будет из 4 сюжетов, а не из 12-ти, не надо гнаться за большими каналами), к нежеланию работать с архивами. Мне всегда жалко, когда "на раз" всю информацию выдают в новостях, ничего не оставляя за кадром для более глубокой аналитики. Ведь на местах есть очень неглупые люди, которые хорошо знают свой край. Они "на кухне" нередко обсуждают интереснейшие для зрителя темы - например, почему вот уже 5 лет никак не построят какую-нибудь дорогу. Так сделайте это темой журналистского расследования! Ведь общественную роль ТВ никто не отменял.

А вот с мнением жюри по поводу сюжета о турках-месхетинцах я была не вполне согласна. Когда разбирали два сюжета - местной телестанции и городской Краснодарской телекомпании - по поводу межнационального конфликта между казаками и турками-месхетинцами в одной из станиц, то авторам первого сюжета сказали, что не надо было давать целиком выступление министра, который приехал туда в связи с конфликтом. Я же считаю, что обе эти программы могут служить учебниками: вот как надо делать новости на местном ТВ, а вот как - на областном. Другое дело, что в областных новостях достаточно было ограничиться сообщением: дескать, полностью интервью с министром мы дадим после новостей. Но дать по местному ТВ выступление полностью было необходимо: для станицы приезд такого лица, да еще в связи с конфликтом, - настоящая супер-новость.

Порадовало, что на конкурсе я увидела много знакомых лиц, в том числе и тех, кто прошел обучение в нашем Центре "Практика". Вот Наташа Гаврилова с телекомпании "ТВ-10" из Кинель-Черкасс Самарской области, которая всего два месяца назад училась у нас, уже привезла свои новости. И прогресс - налицо.

Эффект отсутствия

Но, с другой стороны, на конкурсе в Ростове собрались ведь далеко не все. Например, из моего любимого Нижнего Новгорода приехали только двое - ННТВ и ТНТ-Нижний Новгород. А ведь у нас в городе 7 телекомпаний с собственным местным вещанием, среди которых есть весьма сильные! Почему же они не выставили свои программы, не приехали на учебу? Не потому ли, что те навыки, которые мы стараемся здесь привить: умение работать грамотно, объективно, выслушивать разные точки зрения, ни на кого не наезжать и не "мочить", - эти навыки, эта журналистика становятся, что ни говори, все менее востребованными на телевидении?

Очередное подтверждение этому я получила во время дискуссии "Массовая информация и массовая манипуляция", который вел Михаил Афанасьев из "Никколо М". Это новшество нынешнего года - на каждый тур приглашать известных пиарщиков для обсуждения темы "PR и выборы". И это, пожалуй, единственное мероприятие в рамках конкурса, где москвичам, какие бы PR-структуры они не представляли, не удается найти общий язык с регионалами: слишком велика неприязнь собравшихся тележурналистов по отношению к PR-конкурентам из центра. Потому что и те и другие работают на одном поле, - правда, на разных условиях. И этот конфликт совершенно естественный: нельзя хозяину супермаркета учить работать владельца минимаркета. Это вызывает лишь обоюдный гнев.

Во время дискуссии одна тележурналистка так и сказала: "Мы с вами ничем не отличаемся, тоже получаем деньги под определенного клиента, которого тоже должны обслуживать. Так поделитесь с нами секретами, как это сделать лучше!"

Воспитай начальника

Есть ли выход из положения? Наверное, есть.

Во-первых, нам, журналистам, надо работать с самими властителями. Им надо всячески объяснить: отпустите журналистов на волю, не принуждайте их себя любить - насильно никто хорошо не отдается. Пусть в городе любят не вас, а ваше телевидение - для вас это большой плюс. И если это телевидение будет с вами спорить, а не лизать, - для вас это тоже большой плюс. Но понимают это пока очень немногие. В их числе - самарский губернатор Титов: он взял да и поставил на местное ГТРК Александра Князева - журналиста, который всегда его критиковал (и продолжает это делать!). В других же регионах на областное телевидение, напротив, стараются назначить тех, кто не допустит критики.

Другой путь, к которому нас, в частности, призывают и наши иностранные учителя, - выращивать репутацию каналов. Но это путь для самых сильных. Увы, все меньше становится каналов с репутацией, а тех, кто остался, ломают через коленку - как НТВ. И чем выше сейчас репутация у канала, тем страшнее мне за него. Во всех регионах происходит смена собственника. У нас в Нижнем был канал "Диалог" - с блестящей репутацией, с интересными новостями и прекрасными фильмами. Два года назад у него сменился собственник, и "Диалог" стал желтым, неприятным. И зритель никак не смог повлиять на эту ситуацию.

Отсюда - третий путь: надо, чтобы заказчиком становился зритель. У нас в Нижегородской области живет 5 млн человек. Если бы каждый заплатил по рублю - уже можно сделать хороший телеканал. И у хороших, сильных журналистов будет возможность за хорошие деньги работать на хорошем, сильном телевидении. А для остальных появится хоть какой-то ориентир. Ведь без такого ориентира трудно жить не только зрителям, но и самим журналистам. История с НТВ - это ведь еще и история с нашей профессией.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

P.S. Когда этот материал готовился к печати, стало известно решение жюри Третьего регионального тура конкурса "Новости - время местное". Главный приз, полученный ГТРК "Дон-ТР" за информационную программу "День Дона" (в номинации "Информационная программа") был аннулирован. Причина - элементарный подлог: программа оказалась скомпилированной из нескольких выпусков, вышедших в эфир вне мониторинговой недели (12-18 марта 2001 г.). Жюри расценило это как грубейшее нарушение основ профессиональной этики и было вынуждено напомнить участникам конкурса, что журналистская этика неотделима от профессионализма.

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz