Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

21 сентября 2004 года

Первая новость

Начальник или нестандартный волейбол

Любой студент журналистского факультета, будь то Москва или провинция, знает, что новость, которая анонсируется как главная, является новостью общественно значимой, то есть затрагивает жизнь максимального количества людей. Сформулировано все верно... Но дело в том, что любая схема плоха тем, что она едина для всех. Иногда можно уже прогнозировать, что новости начнутся тем то и тем то. Но а еще к несчастью для журналистов и к счастью для людей пожары, наводнения и другие катастрофы случаются далеко не каждый день. И иногда просто ничего не происходит, особенно в небольших городах, о которых пойдет речь.

Среди трех с половиной новостей, которые происходят за день работы съемочной бригады иногда абсолютно непонятно, какая же все-таки должна быть главной. Возьмем для примера маленький город N, в котором произошли следующие события: на линию вышел новый трамвай, состоялось заседание совета депутатов и со студенческого слета вернулись земляки-песенники. Вот три новости в этом городе. И какая же из них главная?

Чаще всего ставят во главу, конечно, депутатов! И новости с первого же сюжета схематично выстраиваются зрителем. Сразу же понятно, какой будет передача. Да она такая и есть! Правда, в последнее время региональные новости стали намного профессиональнее. Стало заметно меньше так называемого паркета, представители власти не так много говорят. Практически все новости делают анонсы программы. И все-таки все они похожи друг на друга, так как уверенно работают по схеме: заседание, а-ля трамвай и песенники на десерт.

Возьмем, к примеру, Ленинградскую область, Северо-Западный район, небольшой город Рыбинск. Первая новость - реформа ЖКХ (сначала устная информация, затем репортаж на эту же тему). Такая же новость открывает программу и многих других городов. А вот в Тосно, например, в этот день был праздник химиков. Сюжет об этом шел первым. В Кирово-Чепецке новостей было пять. Во-первых, в город приехал иностранный хирург, во-вторых, мальчик стал призером какой-то местной олимпиады, в-третьих - экологи чистили от мусора речку, а затем был байкеровский фестиваль и боди-билдинг. Из этих пяти новостей, наверное, приезд хирурга действительно наиболее важное событие. Но здесь возникает другая проблема. С одной стороны главная новость должна быть наиболее важной для людей, а с другой стороны приходится выбирать из того, что снято. А может быть, в этот день в Кирово-Чепецке происходили другие важные события, но съемочная группа не имела возможности их снять! Есть компании, где новости делают всего два-три человека... Но даже в этом случае такое положение дел их не оправдывает. Я уверена, что первая новость должна быть захватывающая и интересная. Существуют, в конце концов, законы драматургии, и очень важно с какой фразой войти и с какой выйти. Нет новости достойной - надо ее создать.

Иногда бывает наоборот. Есть новость, но подана неумело. Так случилось с сюжетом новостийного выпуска города Чусовой, в котором поднималась важнейшая сегодня для России тема - электропровода, которые крадут для продажи. В городе случилось непоправимое - погиб мальчик. Труп его на проводах был показан в сюжете. Но кроме официального комментария следственных органов в сюжете не было ничего. И в таком виде, конечно, сюжет не мог быть первым. Хотя проблема, безусловно, важнейшая!

Первый сюжет должен быть суперновостью! Но это не должен быть интерес ради интереса. Как положительный пример можно привести новость города Зеленогорска (Красноярский край), который победил-таки в прошлом году на конкурсе "Новости - время местное". Зеленогорск вообще делает добротные новости - 9-10 сюжетов в получасовом выпуске. Но важно даже не это. Иногда надо просто увидеть главную новость и правильно ее подать. Первым сюжетом новостей стал репортаж с волейбольного матча между женскими командами Зеленогорска и Красноярска. (Красноярские девчонки, как известно самые сильные!) Матч проходил накануне вечером, а утренние новости открылись репортажем с места событий. Дальше в новостях были и ЖКХ, и медицина, и школы и куча других проблемных сюжетов. Но спортивный сюжет шел первым! Конечно, жюри долго спорило по поводу правомерности такой схемы новостийной программы. По классике спортивный сюжет должен быть в конце выпуска. Но если бы сюжет о волейбольном матче был сделан как спорт (на общем плане скоростная речь спортивного комментатора), тогда может быть... Но сюжет был сделан! В момент матча, в перерывах между проигрышами и выигрышами, были взяты интервью с девушками зеленогорской команды. У одной и них оказался день рождения и она, вытирая пот со лба, говорила, что только победа может стать подарком к празднику. Потом авторы показали милиционера, который, болея за команду, свистит в свисток. Потом - трибуны, на которых гроздьями висят болельщики... И это настолько вовлекает зрителя в происходящее, что всем ясно - это была самая важная всенародная новость Зеленогорска в тот день. И это, конечно, была не новость о спортивном событии, это была новость о победе. Это патриотизм. Это все равно, что праздник города. Это выбивается из стандартной схемы.

С одной стороны это счастье, что у наших новостей появился, наконец, стандарт. Что у всех телекомпаний есть общий план диктора, потом крупный план диктора, что подводки у дикторов короткие, а сюжеты уже не такие длинные, что начальников на экране становится меньше. Это стандарт. Но с другой стороны, это плохо. Потому что, наблюдая новости сотни городов России, я вижу один небольшой город N-ск. И все новости сливаются воедино, так что без блокнота трудно вспомнить какая новость чья. И когда новости вдруг начинаются волейбольным матчем, да еще с ярким синхроном, да с потом, со слезами, с драматургией... Это ломает стандарт, но при этом греет душу.

Когда-то у "4 канала" Екатеринбурга была серьезная проблема: команда наработала хороший новостийный стандарт, и стала заложником этого стандарта. Никакой инакомыслящий журналист не приживался в этих новостях. В результате, выработав себя, команда полностью поменялась. И новости стали другими. На сломе стандартов всегда возникает что-то новое.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz