Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

21 сентября 2004 года

Спасите наши уши!

Пролог

Включаю как-то утром телевизор, утренний канал РТР: чудесная девочка сидит. Так вот, очаровательная ведущая читает нам всякого доброго утра и сообщает между прочим, что сейчас мы увидим интересный сюжет про то, как под деревней N погиб самолет, но пилоты ценой своей жизни отвели самолет от населенного пункта. Она нам все это рассказала. После чего на экране возник анонс, в котором нам рассказали, что погиб под деревней N самолет. Пилотов считают виновными, а местные жители, коим погибшие спасли жизнь, не встали на их защиту. А потом сразу без перерыва идет сюжет, в котором журналист сообщил мне с первых слов, что... Нет, это надо произнести буквально: "Прошел ровно год с тех пор, как в деревне N произошло большое счастье - не на их дома, а рядом упал самолет". Я в это время по обыкновению готовила завтрак, но от этой фразы меня прямо-таки перевернуло. Во-первых, я все уже знаю. Во-вторых, сказать "счастье - упал самолет" - это абсолютно невозможно! И тут изобретательный автор выдает еще более эффектную реплику о том, что "ровно год как случилось несчастье - погибли двое пилотов самолета". Увязав таким вот образом "счастье - несчастье". После всего этого у меня возникла только одна мысль, вернее один вопрос - ЗАЧЕМ? Зачем я все знала заранее от той милой девушки? Зачем мне все это слово в слово повторили в анонсе? И, наконец, зачем красивым образом сопоставлять слова в телевизионном сюжете? Об этом будет наш разговор сегодня.

Писать - значит сокращать

Ощущение безумного многословия с экрана гнетет. На местном телевидении чувствуется это сильнее. Люди не могут отказать себе в возможности все рассказать словами. Почему?! Очень часто такие многоречивые сюжеты получаются у людей, плохо владеющих разговорным даром. Самый тяжелый случай, когда на телевидение приходят работать газетчики. Они пишут тексты как статьи, они все рисуют словами. И это абсолютно не сочетается с картинкой на экране! Закадровый текст - не эпистолярный жанр! Я все время на своих лекциях повторяю ученикам известную формулировку Фэнга: процесс написания текста это... (дальше ученики повторяют хором) - процесс сокращения текста. Хотя есть и другая проблема. Если журналист не соберет информации на 200-300% больше, чем войдет в сюжет, то текста приличного он не напишет.

Найди картинку

Мне кажется, когда приезжаешь со съемки, необходимо написать все. Далее первые два-три абзаца надо вычеркнуть сразу! Все вводные слова о том, что идет дождь, не нужны, если оператор не снял этого дождя. Красивые обороты и игры в "счастье-несчастье" тоже писать нельзя, так как с экрана слова воспринимаются совсем по-другому. Телевидение не газета и не радио. У телевидения есть видео. И видео вперед! Не снято - не пиши. Как учит лозунг новостийщика: нет картинки - нет сюжета!

Режем текст

У нас в школе есть упражнение, когда мы просто расшифровываем сюжеты, а потом сокращаем тексты. Иногда текст сокращается в пять-десять раз... Эта информация лишняя - она не может запомниться. Текст не может быть сразу обо всем. Цифры всегда можно заменить сравнением, которое более понятно. Не надо бояться упрощения. И если вчера удои были 236 литров, а сегодня 786, то лучше сказать - в три раза больше. Зритель должен сразу уловить и запомнить. Текст не может рисовать картинки - он должен давать информацию. Да, он может что-то усилить. При этом очень хороши фразы в одно, два, три слова. Паузы, интонации, шумы лучше чем многословие. Совершенно не обязательно повторять словами то, что зритель видит. Но иногда такая тавтология очень важна. Иногда ты можешь сказать "Падал снег" и на экране пойдет снег. Это будет супер снег! Это художественное усиление. Но злоупотреблять этим нельзя! Не надо рассказывать, например, как ваш герой любит осень с ее последними листами и первыми заморозками! Пусть оператор покажет эту любовь. А вы скажете за кадром: "Осень... А это наш герой. Он любит осень". И все!

Практическое занятие

Возьмем расшифровку одного из сюжетов с регионального конкурса в Краснодарском крае. Репортаж называется "ИВС" (г. Ейск, "Ейск-ТВ", корреспондент Людмила Клименко, оператор Денис Коржов). Отметим курсивом все, что нужно было сократить:

Изолятор временного содержания ограничивает время пребывания в нем определенным периодом - до вынесения приговора суда. А попадают сюда по разным причинам. Степень определения изоляции граждан, переступивших закон, определяет суд. Наш же сегодняшний рассказ о лишь о бытовых буднях ейского ИВС.

Построен ейский изолятор в 1963 году. В то время заказчики строительства думали, что число пребывающих в нем одновременно не будет превышать 30. Существуют санитарные нормы, в соответствии с которыми на каждого полагается 4 кв. м свободного пространства. Сегодня, спустя почти 40 лет, перенаселенность этого заведения резко снижает эти самые нормы. По словам руководителя районного УВД, количество находящихся в данное время в изоляторе временного содержания превышает максимально допустимое в три раза. (заменить на: "сегодня людей здесь в три раза больше").

Начальник ИВС:

Проблема только в том, что здание не соответствует требованиям норм... Мы выходили несколько раз с ходатайством... У них денег нет. Но чем могут помогают.

Сергей Тимофеевич назначен на эту должность в сентябре прошлого года. Срок для кардинальных изменений небольшой, а желание улучшить, что возможно, пока еще есть. Нам же запахи дезинфицирующих средств напомнили больничный корпус. А чистота, во всяком случае на первый взгляд, показалась повыше, чем в некоторых. Убирают сами заключенные. Многие из них здесь не первый раз. Знают и распорядок и уклад. (Автор за решеткой!) И, как говорит Сергей Ракитянский, работают с охотой. Каких-либо беспорядков не помнит. Одна и другая сторона, разделенная законом, соблюдает по отношению друг к другу определенные принципы...

Заключенный:

- Наш изолятор по сравнению с остальными, например с..., еще более-менее.

- Тут у вас порядок такой! Сами убираетесь?

- Да. Это же наш дом. Мы здесь живем.

- Из чего вообще складываются будни?

- Сидим, время проводим, кто письмо пишет...

Надзиратель:

- Жизнь есть жизнь, она продолжается. Нам трудно. Им тоже не легко. Ну а что делать?

- Как строятся отношения?

- Отношения должны быть чисто служебными. Даже если что-то и есть внутри у меня, то это не должно... (Реплика из-за решетки) Вот видите, как тут снимать!

Общение требуется и находящимся в этом весьма специфическом заведении. Аналогии с больницей можно было бы продолжить, отметив, что пеницинциарная система, один из непременных атрибутов государственного устройства, направлена и на излечение отдельных граждан, если таковым считать признание ими в дальнейшем законодательных норм общежития. Но приходится также и констатировать иное - чуда не происходит. Во всяком случае массового.

Заключенный:

- Сюда если попадешь, уже не выберешься. Здесь даже лагерная поговорка есть: "Заходи - не унывай, выходи - не радуйся! Потому что вернешь назад..."

- Почему не попробовать вырваться из круга?

- Раз попробуешь легкие деньги - уже работать не пойдешь.

- А ты пробовал?

- Работать? Нет не пробовал!

Алексею Николаевичу (а именно так он представился) 20 лет. Впервые осужден в 12. Сразу по двум статьям. Последний раз на воле успел пробыть всего 4 месяца. Успел отметить день рождения, да жену повидать. Впереди - два года в местах заключения. Впрочем жизнь свою воспринимает как данность. Другим советует выбрать другую.

У автора сюжета, безусловно, есть чутье на хороший слог. Но много в тексте канцелярщины. А сам сюжет не продуман заранее. Сократив закадровый текст, мы изменили и сам сюжет.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz