Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".

анекдот в тему

Приведу пример из нашего коммунистического прошлого. Тогда, в годы застоя, вступление в партию было первым шагом к строительству профессиональной карьеры. Я и сейчас и тогда считала, что делать карьеру - нормальное человеческое стремление состояться. Поэтому, не взирая на муки совести - в партию! Вот в те годы как раз и существовал знаменитый анекдот.
"Умный", "партийный" и "принципиальный": возможный вариант - два из трех. Если умный и партийный, то обязательно непринципиальный. А если умный и принципиальный, то беспартийный. Ну, а если принципиальный и в партии, то обязательно... сами понимаете!
Так вот, анекдот нашего времени жестче: единственно возможный вариант - три из трех! Телевизионный сюжет должен быть интересен человеку, который приехал в ваш город в однодневную командировку. Включил местные новости - интересная, понятная, полезная информация... А две трети сюжетов наших "Студенческих новостей" не касается даже студентов собственного университета. Ну, зачем, скажите студенту радиофака знать, что на филфаке девочки опаздывают на лекции из-за очереди в туалет? А вот если бы журналист этот сортир подал как общеуниверситетскую проблему или новый способ линять с лекций, то и физик бы заинтересовался!


телевидение

21 сентября 2004 года

Студенческие новости как зеркало нашей жизни

Шишки на идеальном лбу

Представьте себе ситуацию почти идеальную. Есть студенты, которые хотят учиться телевидению, и их родители, которые готовы за это платить. Есть педагоги, которые знают телевидение изнутри и умеют преподавать. Находится даже техника: неплохие камеры, монтажная студия. И преподаватели дают не только теорию с показом лучших новостей и репортажей, но и предлагают интересную практику! Среди студентов курса формируются съемочные группы: оператор + журналист. Тема для сюжета выбирается группой на свой вкус. И при этом каждый сюжет обсуждается с преподавателем. Идеальный вариант, который, казалось бы, освобождает студента от всех ошибок. А далее...

Далее экспериментальные группы снимают короткие сюжеты и создают свои "Студенческие новости". Сами снимают, пишут подводки к сюжетам, выбирают героев и монтируют с опытным режиссером. Сами выбирают из 30 сюжетов десяток лучших, формируя из них первый новостийный выпуск. И презентуют эти свои "Студенческие новости" с фуршетом вместо скучной сдачи курсовых работ. Но здесь как раз и начинается самое неприятное. Эти идеальные "Студенческие новости" обладают всеми телевизионными ошибками, которые только можно себе представить! Это означает только одно... Как бы теория не была приближена к практике, только опыт - сын ошибок трудных - способен научить телевизионному ремеслу. Ну, никак не получается без шишек на собственном лбу! Единственное успокоение преподавателей этого идеального курса состоит в том, что если бы не было подобной учебы, многие ошибки могли бы появиться сразу на большом экране. И, о Боже, чего бы они наснимали! И что сказали бы зрители!

И к чему это мы?

У медиков есть такое понятие как студенческие операции. Например, студенческий аппендицит - тот, который легко устраняется с помощью обычной полостной операции. А вот если аппендицит с перитонитом, то это уже профессорский случай. Так же и на телевидении... Через студенческие ошибки видны все промахи регионального телевидения. И наши "Студенческие новости" прекрасный тому пример.

Ошибка № 1

Первое, что вызывает сомнение - содержание. А содержание - это ответ на вопросы "О чем сюжет?" и "Насколько эта информация интересна окружающим?". Если вы снимаете "Студенческие новости", то сюжет должен быть адресован как минимум студентам всего вашего вуза. А горе-журналист почему-то выбирает тему, которая почему-то взволновала его намедни. И выходя на аудиторию оратор начитает говорить то, что зрителю вовсе не интересно. Это узость! Одно дело - элитарное искусство, а другое - масс-медиа. Тарковский изначально снимал кино не для всех. Существуют специальные кинозалы, где показывают это кино. И есть своя узкая аудитория, которая смотрит на шедевры Тарковского с упоением. Есть также музыка и живопись не для всех. И все это хорошо понимают. Средства массовой информации - совсем другое дело. СМИ уже по определению "для всех". Поэтому ни в коем случае нельзя выбирать материал для сюжета, который может заинтересовать треть или четверть потенциальных зрителей. Учтите, что и эта треть может выключить телевизор, если вы совершите вторую распространенную ошибку...

Ошибка № 2

Если Вы не сумеете доказать зрителю, что это интересно именно ему. А доказывать необходимо! Зрителя нужно непременно заинтриговать или доходчиво объяснить ему, зачем он должен посмотреть сюжет. Есть такая триада: любой сюжет в телевидении должен быть адресован абсолютно каждому лично, абсолютно понятен каждому лично и абсолютно интересен каждому лично. И наличие двух компонентов никак не достаточно! Сюжет может быть абсолютно понятен и интересен, но если он меня не касается, я переключу канал. Никакая сила не заставит меня следить за сюжетом о ценах на резиновые лодки или корпоративным праздником нефтяников. Но если мне объяснят, зачем надо знать цены на лодки и чем грозит мне гулянка нефтяников, то, возможно, я посмотрю сюжет. Главное - вложить в сюжет полезную информацию. Ведь информация - это прежде всего лекарство для всех людей, которое помогает им ориентироваться в окружающем мире. Информация помогает отвечать на вопрос "Как быть?" и уберегает от возможных ошибок.

Ошибка № 3

Был в наших новостях своеобразный "бантик" - сюжет на тему "Знаете ли вы литературу?". Журналистка бегала по коридору филфака с микрофоном и спрашивала, как начинается 66-й сонет Шекспира. А потом возмущалась, хотя и иронично, что Коэльо сегодня знают лучше старика Вильяма...

Так вот, сюжет не состоялся, хотя был сделан живо и интересно. Мало того, он вызвал у зрителей глухое раздражение. Ну кто, даже из отличниц филфака, вспомнит, под каким номером какие стихи идут?! Люди, застигнутые вопросом врасплох, - это плохо. Зритель сразу представляет себя на его месте и начинает тихо ненавидеть автора. Подставы для смеха - тоже не выход. Они, как правило, сразу видны. А неправда тоже должна быть оправдана.

Зеркало регионального ТВ

Такое нагромождение ошибок в "Студенческих новостях" вполне понятно: сделано-то все впервые... Но эти трогательные, нелепые ошибки так жутко похожи на нынешние провинциальные новости! Огромное количество разных голосов, читающих тексты (а не разговаривающих со зрителями!), голосов с плохой дикцией. Это концентрация на каких-то узких проблемах и обсасывание неинтересных событий. Все это ошибки провинциального ТВ! Они, наверное, найдутся и у вас. И смеяться здесь не над чем! Кроме того, я успокою вас одним жизненным наблюдением.

Я считаю, что у всех в жизни должны быть свои "Студенческие новости". Лучше если они будут созданы для узкого круга лиц: друг для друга, для преподавателя, для родных. А ведь, к сожалению, как получается чаще всего? Люди, которые выходят сегодня в эфир региональных каналов делают настоящие "студенческие новости" на настоящем зрителе. И никто не разбирает их сюжеты, как Добродеев на РТР, никто не объясняет, как и что надо делать! Часто журналист даже не знает, зачем он снимает сюжет. А собственный интерес к сюжету - уже полдела!

Четыре вопроса на закуску

Когда я задаю вопрос студентам и слушателям школы "Практика" "Будете ли вы смотреть свой сюжет?", они смеются... Смеются потому, что впервые задумались над этим вопросом. Потому что делали сюжет для кого-то. Так делайте же для себя! Старайтесь заинтересовать самих себя и сформулировать важную для себя информацию. И тогда что-нибудь обязательно получится!

Интересный сюжет был про студенческие свадьбы, когда журналист сравнил две пары. Одна - классическая студенческая пара на свадьбе, с простым вином и скромным платьем. Другая - в гражданском браке. Один прекрасный синхрон, когда жених говорит: "Женюсь, потому что девичий рынок не вечен!", стоит больше, чем долгие рассуждения о студенческом будущем в устах автора.

В любом случае, школа "студенческих новостей" необходима. Какими самоуверенными были все эти студентки до начала съемок, и какими они оказались испуганными после первого выпуска новостей! Тогда каждый задал себе вопросы, которые я советую про себя повторить всем региональным журналистам: "хочу ли я?", "могу ли я?", "готов ли я?" и "зачем?"

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz