Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

21 сентября 2004 года

Укрощение начальства

Как добиться своего, пойдя на компромисс

Несмотря на то, что мы обещали в наших обзорах в журнале "СРЕDА" указывать конкретные фамилии репортеров и операторов и делать разборы конкретных сюжетов конкретных студий, в этой статье я позволю себе не называть имен и населенных пунктов.

Уже четыре года как в нашем Центре "Практика" завелась традиция: каждый, приехавший сюда, просит индивидуальной беседы в конце учебы. Эти двадцать минут откровенного разговора становятся иногда для меня потрясением. Мне очень трудно порой дать совет и придумать слова, потому что вещи, которые я иногда слышу, приводят в шок и замешательство.

Но все предлагаемые вам истории вполне достоверные, и, что еще хуже, весьма распространенные.

История первая: мэр

Назовем эту девушку Катей. А поселок, в котором она живет, - Березовый. В этом поселке Березовом, как и во многих других поселках северной части нашей страны, существует большой лесокомбинат и закрытый завод. И, как часто случается, и на заводе, и на лесокомбинате существуют проблемы коррупции и воровства. Весьма распространенный случай! Кроме того, в поселке, а он находится далеко от Москвы, существует еще проблема северного завоза: частые перебои с продуктами и товарами первой необходимости.

И вот глава администрации поселка решил устроить свое Березовское телевидение. А Катя с огромным удовольствием бросила работу учителя русского и литературы в школе и побежала на это телевидение работать. И с первых минут эфира граждане поселка поняли, что у них появился защитник. А поняли они это потому, что в первом же сюжете Катя зашла в поселковый магазин и показала зрителям испорченные продукты. Она брала банки с консервами и показывала, какой у них срок годности.

Но дело в том, что глава администрации делал телевидение совсем не для того, чтобы девушка Катя показывала свои скандальные репортажи. И муж Кати, работавший милиционером, первый лишился должности. Урезонивать свою жену, как советовали ему доброжелатели, он не стал. И под хитрым предлогом парня уволили. А поскольку в маленьком поселке трудно найти работу, он устроился простым охранником. Получает маленькие деньги и скучает по любимому делу. Но жену любит.

Кроме того, все, что она говорит с экрана, на самом деле правда. Она так понимает свою профессию! И нельзя ее в этом разубедить, потому что это и есть на самом деле профессия журналиста - показывать обществу его же собственные язвы, поднимать общественное мнение и добиваться от властей ответов на вопросы. Конечно, такой "наглости" администрация, из рук которой Катя получала зарплату, не потерпела. Катю уволили. Она восстановилась по суду. Ее избили в подъезде и пригрозили избить ребенка. Она испугалась, очень сильно испугалась. В результате оказалась в полной растерянности. С одной стороны работать так, как ее заставляют, она не может, а с другой - она не может делать и того, что делала прежде.

Приехав к нам в "Практику" учиться, она прежде всего приехала искать ответ на вопрос "Что делать?" Мы учили ее бесплатно - это был наш вклад в ее судьбу. Но ответить на ее вопрос оказалось очень сложно. Сложно, потому что и у заказчика есть своя правда. Нельзя получать зарплату из рук начальника, и делать передачу против него. (У нас в Нижнем был подобный инцидент, когда редактор городского канала "Нижегородский меридиан" вышла с открытой критикой мэра в эфир. Многие мои коллеги говорили справедливые слова о том, что учредитель тоже имеет право на гарантии, хотя бы на то, что на его телевидении, за его же собственные деньги, выступать против него не будут. Его ли это деньги? Реально - его. Фонд мэра, он - реальный заказчик, канал имеет свой устав...) Так же и в случае с Катей из поселка Березовый. Что ей сказать?

Нет правильного ответа! Но есть несколько советов. Первое - лгать не надо никогда. Второе - надо попробовать доказать начальству, что в его интересах, когда телевидение работает на интересы общества. В обратном случае такое телевидение обществу не интересно! И, в-третьих, нельзя рассматривать проблему односторонне. Нельзя показывать только негатив. Надо показывать все возможные точки зрения. И еще - никогда не делать ничего исподтишка. Мне кажется, Катя уехала от нас с некоторой надеждой...

История вторая: редактор

Большой город. Большой комбинат. Не будем называть их по названиям, а девушку по имени. Пусть она будет Леной.

Лена очаровательна. Работает телеведущей на местном телевидении. В ней есть все, чтобы вести даже передачи на центральных каналах. Редкий случай, когда и глаза горят, и улыбка на лице, и любовь к телевидению огромная! Но у Лены есть главный редактор, который пришел на телевидение из газеты. И из ведущей Лены он делает... ужас, что делает! Весь ее разговорный язык, который так пропагандирует все современное телевидение, редактор превращает в череду сложноподчиненных предложений, перегруженных прилагательными и деепричастными оборотами.

Странно! Редактор тоже ведь читает "СРЕDУ"... Но газетчики очень часто совершенно безнадежны как телередакторы. Плюс возраст и амбиции. В результате получается такая ситуация. Редактор требует, чтобы Лена перестала улыбаться, чтобы подводки к сюжетам были 15-20 секунд. У Лены совсем иная манера, очень редкая. Она умеет общаться со зрителем через экран! Мы в школе ее за это неоднократно хвалили. Но, вернувшись на родную студию, она получит от редактора ц.у. совершенно иного рода! Что посоветовать? Большой знак вопроса! Легче научить работать ее преподавателя. Что мы, кстати, и стараемся сейчас делать.

История третья: муж и ребенок

Живет в городе N девушка, корреспондент телевидения. У девушки есть муж и ребенок. История обостряется еще из-за того, что она беременна, и скоро в семье должен появиться второй малыш. Муж перешел на ультиматумы: либо я, либо твоя работа. Претензии известные: у тебя семья и дети, которых ты не видишь! Ты всегда на работе, а дома говоришь только о работе! Тебе бесконечно звонят, а в выходные ты срываешься на телевидение... Да. Телевидение, действительно, требует полной отдачи. Чуть-чуть заниматься телевидением нельзя. Но если конфликт и ревность мужа к работе жены вошли в такую стадию ультиматума, надо искать компромисс! В конце концов, муж тоже имеет право на вкусный борщ и внимание любящей супруги!

Вообще, сейчас я дам несколько вполне житейских женских советов. Я всегда говорила и говорю...

...Не спорьте с вашим главным редактором, который вас несправедливо критикует. Скажите ему комплимент, когда он хоть раз оставит три короткие ваши фразы. Заметьте, что "стало лучше, а три эти фразы такие короткие, добрые и хорошие". Тем самым вы направите его мысли в нужное русло, но через комплимент.

...Вообще с начальником или редактором, а тем более с мужем, будьте хитрее! А когда добьетесь успеха, разделите этот успех с ним. Скажите мужу, что именно он сказал вам ключевую фразу для репортажа. Пусть он поймет, что творчество - это ваш общий успех. Наша профессия сложна тем, что каждый хочет быть первым. Но делать телевидение может только команда!

...Как бы ни было обидно и тяжело, попытайтесь встать на точку зрения начальника, редактора или мужа. Решайте вопросы по-доброму! Читайте Карнеги, пользуйтесь его советами. Это очень полезно в таких ситуациях.

Никогда на опускайте руки и не идите против себя. Профессия мстит. Если нет возможности что-то исправить на своем телевидении, ищите другие пути. Можно пробовать стать собкором центрального канала, искать работу на других компаниях. Но не надо унижаться до конфликта. Экстремизм не приносит пользы.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz