Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Как ТЭФИ стал регионом

Первое путешествие малого "Орфея": удачи и разочарования

Впервые за семь лет существования национальной премии ТЭФИ шагнула в регионы. И сделала это абсолютно реально. Люди уровня Владимира Познера, Александра Любимова, Константина Эрнста, Олега Добродеева, Светланы Сорокиной, Михаила Дегтяря, Ивана Демидова приезжают и работают в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

Как человек, побывавший в качестве "разборщика полетов" по номинации "Публицистика" во всех трех региональных ТЭФИ-столицах, хочу поделиться с вами личными выводами. Что удалось и что, на мой взгляд, не удалось...

Что радует

Радует сам факт появления "ТЭФИ-Регион". По-прежнему региональные компании могут участвовать и в национальном конкурсе ТЭФИ, но все при этом понимают, что это борьба не равная. Бывают, конечно, счастливые исключения. Нашей программе "Детский адвокат" тоже когда-то удалось взять Орфея. Увозят больших Орфеев в регионы и сейчас. По крайней мере, такая возможность есть! И это очень справедливо, на мой взгляд. Если ты проиграл на региональном конкурсе, то можешь попытать себя на национальном с этой же программой. Любое жюри субъективно: ты можешь не попасть в масть там, но вдруг выиграть здесь! И все же шанс взять малого Орфея гораздо выше.

К вопросу о сомнениях

На ТЭФИ-Регион только 10 номинаций и многие работы, которые реально делаются в регионах, не попадали на конкурс. Нет номинации "Документальный фильм", "Ток-шоу", нет номинаций "Режиссер" и "Оператор". Есть "ведущий информационной программы", а иного рода ведущих как будто и не существует. Может быть, художественный фильмы и сериалы пока в регионах не снимают, но игры, ток-шоу, и документальные фильмы - делают!

В существующих десяти номинациях "ТЭФИ-Регион" тоже наблюдается некоторая несоразмерность. Например, номинация "Публицистика" расширена до невозможности. Она включает в себя и аналитику, и фильмы, и публицистику. Абсолютно ясно, что аналитическая программа - это одно, документальный фильм - это другое. Здесь же все свалено в кучу. В каждой зоне - свыше 30 работ! А в результате на екатеринбургской арене соревнуются замечательный фильм Погребного "Извините, что живу" с замечательной итоговой недельной программой "4 канала". Это как соревнование вечернего платья и спортивного костюма.

В "Телевизионном расследовании", наоборот, работ было очень мало. Хотя для меня это кажется странным. Ведь телевизионное расследование не обязательно должно быть криминальным или политическим. Семь минут иллюстрированных ответов на вопросы томских любопытных журналистов: "Сколько в городе пилят деревьев и кому это выгодно", вызвали бурю аплодисментов в зале. И я спросила зал: "А почему вы этого не делаете?!". Нет ответа.

Неожиданным оказалось отсутствие на конкурсе работ в жанре "Интервью". В Нижнем Новгороде вообще была снята эта номинация. Доходило до смешного: в Новосибирске был вариант 1:1! Победила Юлия Мучник (ТВ-2). Я вручала ей премию, и даже не стала вскрывать конверт. Участников номинации было четверо, но трое не имели к интервью никакого отношения. Почему? Да потому, что гости в студии, которые заплатили за это деньги, - это не интервью, а самореклама. А настоящих, подготовленных, умных интервью с раскрытием личности человека - на конкурсе не было. Только деловые разговоры на заданную тему или выборные дела. Сразу вспоминается: нет ничего скучнее, чем разговор на троне, но есть вторая часть этой цитаты: нет ничего интереснее, чем разговор на экране. Ау, журналисты, где вы?

Странности

Удивили меня цифры! В официальном буклете записано: в конкурсе приняли участие 209 телекомпаний из 117 городов России. В нашей стране около 1000(!) телекомпаний. И я не понимаю, как телекомпания может игнорировать такой конкурс! Ведь ТЭФИ-Регион - не просто возможность заявить о себе и показать свои работы. Это еще и практически бесплатная возможность поучиться у мастеров. Взнос для участников конкурса (а принимаются все работы без исключения!) - 500 рублей. На финал, где помимо вручения призов проходят мастер-классы и семинары, приглашаются все. Причем, проезд, проживание, питание за счет организаторов. Интересно, что среди участников первого ТЭФИ-Регион уже были авторы, которые просили не показывать свои работы, понимая низкий их уровень. Но я не осуждаю их. Они приехали учиться...

Еще один момент

Некоторые компании делают программы специально для конкурса. Даже регионалы-киты ("4 канал", Екатеринбург; "ТВ-2", Томск, и "Афонтово", Красноярск), которые снова встретились на национальном ТЭФИ, даже они специально готовятся к конкурсу. Но в этом нет неправды! Их репортажи действительно выходят в эфир, а не только демонстрируются жюри. Другое дело, что лучшие темы откладываются для нужного эфира, какая-то обсасывается в виде специального расследования, ставятся самые сильные ведущие... Хорошо это или плохо? Нормально! Я принадлежу к тем преподавателям, которые дают учебники на экзаменах. Всегда же видно: знает человек предмет или нет. Для меня главное - понимание, а не зубрежка. Так и на телевидении. Да, есть в нашем деле некоторая текучка. Но если ты способен сделать шедевр, значит, ты его сделаешь. Была на фестивале "Новости - время местное" неприятная история, когда Ростовская ГТРК получила гран-при. Потом оказалось, что программа собрана из разных выпусков, и премию у компании забрали. В общем-то, правильно сделали, потому что лжи быть не должно.

Что удалось

Во-первых, конечно, общение! Общение журналистов разных уровней и мастер-классы. Отдельная удача - реальная работа "звездного" жюри. Мне бы хотелось надеяться, что при самой большой занятости все наши московские академики выкроят несколько дней для регионального фестиваля. Потому что там, где эти люди (Сагалаев, Добродеев, Эрнст) работают реально, решения жюри были наиболее точны.

Очень интересно и приятно было видеть, как выступают Молчанов, Познер, Сорокина. Правильно, что учебной программой занимается "Интерньюс". Каких преподавателей они пригласили! Кирилл Лыско, Вадим Токменев, Илья Зимин - это профессионалы-практики, которые знают всю работу изнутри. Здорово, что для встреч с журналистами были приглашены социолог Виктор Коломиец, искусствовед Даниил Дондурей. В результате участники форума имели возможность не только оценить себя профессионально, но и понять стратегию телевидения, как большого, так и малого.

Что настораживает

Настораживает то, что в телевизионный конкурс нет-нет да ворвется политика. Не буду называть город (и так все поймут, о чем я говорю), в котором призы ТЭФИ вручались мэром, губернатором, представителем президента. Я этого не понимаю. Думаю, что конкурс должен быть именно профессиональным. Признание коллег - самое ценное в подобного рода конкурсах. И не надо его политизировать.

Много споров было вокруг призов "за личный вклад в развитие телевидения". На ТЭФИ эти призы получили, конечно, глубоко уважаемые и достойные люди - Игорь Мишин (Екатеринбург, "4 канал"), Светлана Колчинская (Нижний Новгород, ТК "Волга"). Я не отрицаю их достоинств, но все время вспоминаю тех людей, которые отдали местному телевидению всю жизнь. Это и журналисты, и режиссеры, и операторы - люди не "на виду", фанаты, преданные своей профессии. Таких не много, они всегда известны. Но о них никто не вспомнил!

Итого

Суммирую все впечатления и мысли, скажу так. Новый проект начался удачно. Счастье, что именно российские инвесторы ("Открытая Россия") поддерживают его. Причем, надо отдать должное спонсорам, они не лезли на сцену и не требовали постоянного упоминания своих имен.

Еще надеюсь, что на будущий год ТЭФИ-Регион расширится: работ и номинаций будет больше. А организаторы учтут все ошибки и решат проблемы. Если же конкурс пойдет по линии политизации, то он умрет как профессиональный. А этого бы не хотелось никому.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz