Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Скорее жив, чем мертв!

Документальные фильмы были, есть и будут на региональных каналах

Вечные и временные

Речь пойдет о таком жанре замечательном, как документальное кино. Документальное кино существовало на государственном телевидении. И это была некая "белая косточка". Например, у нас тогда еще в городе Горьком была главная редакция кинопроизводства. Там был Юрий Беспалов, Владимир Гладышев, одно время там работал Александр Сокуров. У них был собственный бюджет. Они могли долго-долго писать сценарии, они могли монтировать по два месяца, а потом сдавали большому художественному совету свой большой документальный фильм. И для нас, начинающих тележурналистов, эти фильмы становились встречами с настоящей профессиональной работой. Тогда еще я не догадывалась, что эти люди заботились о вечном, в то время как мы занимались повседневностью. А это действительно так... Многие из этих "вечных" фильмов из-за давления пропаганды прожили на самом деле очень не долгую жизнь. А вот маленький фильм Юрия Борисовича Беспалова "Мы - кузнецы" пережил все эпохи, всех правителей и все на свете. Потому что это была настоящая работа вне пропаганды и строя. Это была песня "Мы - кузнецы...", фотографии настоящих работяг и детский хор, который шел по городской площади и репетировал. Не было никакого заказа, но зато была в фильме цепочка, которая говорила о связи поколений образно, без единого слова. Это кино, на котором учатся до сих пор тележурналисты во ВГИКе. А другой фильм того же Беспалова "От деревни до деревни" с рассказом о знатных колхозниках умер. Оказалось, что лишь те фильмы, которые сделаны с интересом к человеку - они вечны.

Три в одном

Эти размышления не просто так... Сначала как член жюри большого ТЭФИ я отсмотрела целый ящик кассет по номинации "Документальный фильм" (а это, между прочим, 20 часов просмотра!). Но в ворохе кассет страшно было пропустить региональные программы, которые не так узнаваемы, как федеральные, а потому могут просто затеряться. И вот среди работ, представленных в номинации "Документальный фильм", мне попалась программа "Извините, что живу" Погребного из Кирова. Работа большая, 50 минут. Это настоящее документальное кино: исследование, монолог. Там нет никакого закадрового текста. Это кино! Про реального человека в реальный момент жизни.

Как мы понимаем, что перед нами: кино или не кино? Когда вся программа - гораздо больше, чем просто информация. Когда происходящее на экране затрагивает все струны души. Когда каждый кадр заставляет думать. И ничего нет навязанного. Для меня вот это и есть кино. Как-то я разговаривала с одним хорошим киноведом, который сказал, что ему достаточно посмотреть три минуты фильма, чтобы определить его качество. Я сначала подумала: "Какой ужас!" А потом поймала себя на том же самом. Кино узнается сразу. Иногда переключаешь каналы на телевизоре, и вдруг тебя что-то завораживает. Ты не понимаешь отчего (потому что на экране может ничего и не происходить!), но чувствуешь. А когда посмотришь до конца, узнаешь - это, оказывается, был фильм известного режиссера. Это Феллини или Висконти, где каждый кадр не спроста...

Так вот, эта работа "Извините, что живу" получилась стопроцентным кино! Но выставлена она была не только на большом ТЭФИ, но и на региональном конкурсе. Только на ТЭФИ-Регион - в номинации "Публицистическая программа". Другой номинации не было, так как никто из организаторов толком не знал, что есть и чего нет на региональном телевидении. Решили, что в регионе нет документального кино. И я как педагог, разбиравший эту номинацию, оказалась в сложной ситуации. Потому что в одной корзине оказался арбуз и пирожные... То есть в номинации "Публицистика" оказались одновременно программы аналитические (итоги недели), публицистика (некое приглашение к размышлению с позиции автора) и документальное кино. А Орфей один!

О чем кино?

Это история жизни женщины... (Сейчас скажу, и все заахают!) ...инвалида. Но это не слезливая программа! Есть такие инвалиды, рядом с которыми нормальный человек чувствует себя более ущербным. Героиня фильма настолько неинвалид! Она ходит с трудом, широко расставив ноги. Как она сама говорит: "Хожу как КамАЗ". При этом жизнь дала ей все остальное. У нее великолепное лицо - она просто красавица. В школе училась на одни пятерки, и мальчишки дрались за право сидеть с ней за одной партой. Она никогда не комплексовала. Поступила в институт, но попала в больницу, а когда очнулась, время ушло. Тогда пришлось ей закончить курсы машинистки, бухгалтера. И работать на торговой базе, где все всё воровали. Ей тяжело было на это смотреть, и она уходила позже всех, чтобы не видеть безобразий. "Так прошло 20 лет..." - говорит героиня. Но как она это говорит! Без слезы, без малейшего страдания! Вообще, разоблачение души всегда самое интересное в кино. Но очень важно при этом, как герой говорит на камеру. Погребной сумел найти героиню! Так вот, женщина эта живет полнокровной жизнью. У нее семья: муж, ребенок. Она шьет на дому, и все у нее получается. Весь фильм построен на музыке, а песня, которую она сама поет (прекрасно, надо сказать, поет!) начинается словами "Я несла свою беду". И к концу фильма я уже ничему не удивляюсь. Не удивляюсь, что она поехала из деревни поступать в институт. Не удивляюсь, что она родила ребенка от женатого мужчины, который, сначала вырастив своих первых детей (по ее настоянию!), уже затем женился на ней. Она даже говорит где-то в фильме: "Хочу, чтоб он ушел от меня, да пожил с нормальной бабой немного". И это все глотаешь, как воздух!

Стиль нашего времени

На разборе я показывала программу "Извините, что живу" полностью. Участники конкурса смотрели с огромным интересом и, одновременно, с ужасом. Потому что после просмотра становится ясно, кто победит в "Публицистике". И многим было очень обидно, потому что они работают в напряженном еженедельном режиме. А их работу ставят на весы вместе с фильмом, который делается год-полгода, а то и всю жизнь. Как верно говорят, что настоящий мастер работает над своим детищем полгода и всю жизнь... Но мне было важно, чтобы ребята признали именно профессионализм программы. Фильм Погребного победил на ТЭФИ-Регион в Екатеринбурге. Я отметила эту работу в составе двух других, публицистических. О каждой можно говорить очень долго.

Например, тюменская программа "Десант памяти". Этот тот знаменитый Мясной бор, где лежит наша 2-я ударная армия. Туда каждый год приезжают поисковые отряды и пытаются восстановить их имена. Весь фильм под хлюпанье сапог. И нет никакого пафоса, никаких призывов и лишних слов. Есть только сапоги, солдатские медальоны и серьезные лица ребят. Хочется встать на колени перед этой молодежью! Тюменская программа - некое соединение спецрепортажа и документального фильма. Эта "мужская" работа двух авторов Лопарева Павла и Мамонтова Романа. Прекрасная работа оператора Жилаева Андрея и монтажера Дудоева Александра.

Третья финальная работа - "Танцующая в тишине". Работа из Архангельска. История о глухих ребятах, создавших свой танцевальный ансамбль. Они определяют по вибрации, как надо двигаться. Репетируют в сто раз больше, чтобы достичь результата... И опять просматривается некая общность с двумя работами-финалистами. Никаких призывов, никаких комментариев и объяснений. Это, видимо, и есть стилистика нашего времени. Все три работы - настоящее документальное кино, каждая программа - встреча с настоящим искусством!

Жив курилка!

Из всего этого я делаю вывод: жив курилка! Документальное кино в регионах скорее живо, чем мертво. И на создание такого затратного проекта тоже можно найти сегодня средства. Это и гранты, и фонды. Я вообще считаю, что если человек очень хочет что-то сделать, то средства на это он обязательно найдет.

Думаю, что на будущий год организаторы ТЭФИ-Региона сочтут возможным выделить в отдельную номинацию документальные фильмы. По крайней мере, сильно на это надеюсь.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz