Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Культура императоров

Кто на площадке главный?

Проблему, о которой мы будем говорить сегодня, я дам в картинках. К нам в Нижний на Сахаровский фестиваль приехал Мстислав Ростропович. Приехал он даже не для того, чтобы играть на концертах, а с благотворительной целью - посмотреть, как работает больница в Ваче и как реализуется в области программа его Фонда по вакансии. Маэстро тепло встречали, он же с удовольствием беседовал с людьми. Но все было омрачено бандой назойливых операторов, которые постоянно возникали между Ростроповичем и людьми, с которыми маэстро хотел общаться. Они локтями распихивали всех, снимали камерой "рот в рот" и доводили людей до рукоприкладства.

Другая картинка - из города Кирова, который в этом году стал культурной столицей Приволжского федерального округа. На одном из концертов выступал ансамбль старинных инструментов. Тихая церковная музыка была до того тонкой, что у зала перехватило дыхание. И вдруг в зале раздался грохот. Парень в джинсах с камерой шел по залу, волоча за собой штатив. Вышел в проход, встал перед партером попой и с треском стал прилаживать камеру на штатив. Песню, естественно, испортил всю. Потом, когда закончился концерт, к нему бросились люди с возмущенными голосами. Но он даже не понял, в чем дело, и сказал: "Это была хорошая точка".

Этика = профессионализм

Что есть журналистская этика в смысле культуры поведения? И как она соотносится с понятием профессионализма? Исходя из поведения кировского оператора, между этими понятиями возникает неразрешимый конфликт. На самом же деле невозможно отделить одно от другого, и профессионализма без соблюдения этических норм не бывает.

Оператора кормят ноги

Сегодня ситуация на телевидении сложилась такая, что картинка значит все больше и больше, а текст - все меньше и меньше. Операторам нужно снять событие в момент его происхождения, на профессиональном арго - снять "лайф". Поэтому они обязаны ходить с камерой, пятясь задом, лезть в гущу событий и многое другое. Этого требуют от них журналисты, которые порой вообще стоят в сторонке. Сегодня тележурналисты ездят на съемки как на каникулы! Они дают задание оператору, чтобы тот снял картинку со звуком. Самим же им порой не приходится даже в блокнот ничего писать, потому что пресс-релиз принесут и дадут им прямо в руки. Единственное, что требуется, - это взять интервью, задав один-три коротких вопроса. Оператора же кормят ноги.

Нельзя забывать, что в сегодняшнем телеэфире очень большая конкуренция. И если приезжает VIP-персона, то ее снимают сразу двадцать камер. И только у одной камеры хорошая точка, у остальных положение сложное - профиль или полупрофиль. Я понимаю, что операторам приходится бороться за точку на площадке. Но и совершенно невозможно влезать в событие, мешая общению людей в кадре.

Великое чувство меры!

У меня всегда была проблема с моим оператором Михаилом Сладковым. Проблема совершенно противоположная. У него особое понимание этики и несколько строгих заповедей. Вот они: пьяных не снимать (в таком состоянии человек не может себя защитить), нищих не снимать, больных и убогих не снимать, похороны не снимать. Иногда мне для моих сюжетов требовались те самые нищие и убогие из переходов в метро. Как-то даже удалось уговорить Сладкова, чтобы он спустился в переход и снял их. Я ждала его на выходе с другой стороны. Он вышел совершенно белый и... не снял ни одной картинки! Мы чуть не подрались тогда, но я испытываю очень большое к его стойкости уважение. Хотя работать, конечно, очень сложно! Когда мы снимали умирающих людей в туберкулезной колонии, оператор подходил к каждому человеку и просил разрешения на съемку. Но снимать жующих людей на презентациях я не могла его заставить ни разу.

Кто идет в "императоры"

Когда к нам в школу приезжают учиться одновременно операторы и журналисты, очень чувствуется их разный культурный уровень. Это видно и в работах, которые они представляют. Есть, например, такая тюменская программа "Город", чей тезис: "Мы первые - и нас все смотрят!". Они очень любят смаковать всякие гадости. Оператор их с гордостью привез нам кадры, где с разных ракурсов снят только что погибший в автокатастрофе молодой человек. Все это было в эфире!

Мы анкетируем наших студентов. Уровень образования у операторов на порядок-два ниже, чем у журналистов! Хотя во многих журналистах сегодня пугает неграмотность. Операторы же, в основном парни, вообще редко имеют высшее образование. Чаще - это среднее специальное не по профилю (крыл крыши, мостил дороги, работал слесарем на заводе) или вовсе неполное среднее.

Даже одно уже поведение на семинарах выдает их нулевой культурный уровень: они жуют жвачку и отвечают, жуя, говорят очень громко, выходят по нужде и покурить без всяких предупреждений. Могут опоздать даже на мастер-классы столичных звезд. И их поведение становится проблемой! К приезду каждой новой группы "императоров", как называет операторов Сладков, мы готовимся как к бою. Желание учиться у ребят есть, многие влюблены в свою профессию. Но...

В общем, проблему можно сформулировать так. Значимость профессии оператора в последнее время очень выросла (картинка решает все). Часто центральные каналы вообще просят не монтировать, а присылать рабочий материал. То есть без журналиста могут обойтись, а без оператора нет. Трудность съемки в связи с конкуренцией и новыми задачами усилилась. А вот культура упала невероятно.

Кто главный на площадке?

Операторы все чаще задают этот вопрос, понимая всю значимость. Конфликты с журналистами возникают и по поводу подсъемов, и по поводу стендапов. Схема примерно такая: журналист хочет один фон, оператор говорит, что по свету плохо. Журналист настаивает... А мы на семинарах пытаемся решить их проблему, объясняя, что конфликты на площадках неизбежны. Надо уметь договариваться! Я всегда советую в этом случае сделать оба варианта стендапа: и тот, который просит журналист, и тот, который устраивает оператора. Пусть их спор разрешит третий уважаемый обоими человек. Что касается заданий оператору, которые журналист обычно дает партнеру перед съемкой, то они необходимы. Но задания не должны ограничиваться указаниями, как и кого снять. Оператор должен быть в теме, он должен понимать, под каким углом и в каком ракурсе подавать героя или событие.

В нашей школе мы проводим эксперимент. Задачу одного сюжета объясняем журналисту и оператору вместе, а другого - только журналисту, который потом дает задание оператору. Первое кино получается несравнимо лучшего качества.

Очень важно, чтобы с первой секунды замысла оператор был рядом. Втянуть его в работу - задача и редактора, и журналиста.

А что касается культуры...

Это слишком глобальный вопрос! Конечно, надо стараться брать на операторскую работу людей с образованием. А если этого нет, то развивать своих операторов самостоятельно. Хорошие книги, качественные фильмы... И безусловно в каждой телекомпании операторам необходимо объяснять, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Должен быть какой-то кодекс чести и поведения на площадке. В конце концов, по работникам судят о всей телекомпании.

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz