Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Как найти героя?

Полдюжины историй на закуску

Ответ на этот вопрос хотят знать все, кто работает на радио, телевидении, в газете. Потому что все они знают, как много значит сегодня интересный герой или история. Когда возникает фантастическая история, которую хочется рассказать как анекдот другому, это означает, что сделано даже не полдела, а 80 процентов. Я часто сталкивалась в своей телевизионной практике с ситуацией, когда сюжет сделан плохо, но сам герой настолько необычен и интересен, что сюжет может претендовать на приз любого фестиваля. Это тот случай, когда герой дотягивает материал до уровня, которого на самом деле нет.

У меня есть один грустный сюжет для примера. Первый раз я встретилась с этим сюжетом на фестивале в Салехарде на фестивале "Моя провинция". Сюжет назывался "Копперфильд из Аши" и его автор рассказывала о 16-летнем мальчишке, который повторял все фокусы Копперфильда. На глазах зрителей он разрезал 500 рублевую бумажку, и тут же мы видели ее целой. Он летал, растворялся в воздухе. Все это было снято плохо и непрофессионально. Но все-таки сюжет обсуждался как один из претендентов на победу. А ведь если все ахают над сюжетом, как бы он ни был сделан, то нечестно было бы не отметить такую работу. Телевидение ведь существует для зрителей! А профессия репортера заключается и в поиске героя тоже. Если он нашел интересного героя, значит и работу свою профессиональную выполнил. Мы нашли тогда соломоново решение - послали подарок (laptop) герою, мальчику "Копперфильду". Позже на фестивале "Новости - время местное" в Ханты-Мансийске высокое жюри (Познер, Сагалаев, Максимовская) разбирало именно этот сюжет как пример того, как можно непрофессионально сработать на выигрышном герое. Грустным же этот сюжет я называю потому, что недавно "Комсомолка" написала о судьбе этого парня из Аши. Его убили и ограбили. Кто - не известно, но есть версия, что убили именно из-за его исключительных способностей. Копперфильд должен быть один во всем мире! Но здесь проявился еще один момент "нечистоплотности" журналистов. Фестиваль в Салехарде проходил два года назад (герою сюжета - 16 лет), а убитому парню 22 года. Это значит, что на фестиваль был привезен не свежий сюжет, что противоречит правилам конкурса. Есть в этом и еще один вывод - уникальных героев много не бывает. Мы поговорим о тех, кого удалось найти!

От драмы до анекдота один шаг

Негритянская женщина живет в простой русской деревне. Она не просто негритянка - она черная как смоль. Она из той страны, где совершен переворот. Она из высокопоставленной семьи и не миновала бы злой участи на родине. Пока она бежала с пятью детьми от преследователей, муж ее умер, а родителей ее убили. И вот эта черная женщина, не имеющая в России никаких прав, завела несколько кур, восстановила хозяйство. Ее черные дети ходят в деревенскую школу и помогают ей по хозяйству. Рядом колдобины и мотоциклы... А она идет по деревенской улице и несет ведро на голове. Не получая ничего ни на себя, ни на детей, она благодарит Россию за приют. Вот такая достойная женщина. Сколько бы я ни показывала этот сюжет своим ученикам, все смотрят, затаив дыхание. Ошибки в съемках, конечно, есть... Но история настолько уникальна, что ошибки никто не замечает.

Вторая история про американского пастера, который решил спасти хабаровскую деревеньку от безверия. Представьте себе американца, бывшего военного, которому всегда хотелось быть проповедником.

В Америке это сложно - надо иметь лицензию. А пенсия бывшего военного американской армии - это огромные в нашей стране деньги. Он поселился в русской деревне, построил маленькую церквушку и за каждое посещение проповеди платит жителям наличными. На его деньги была отремонтирована школа и построена часть дороги. И все бы хорошо, если бы в постели проповедника не ночевали (с согласия родных!) частные девочки. Надо отдать должное репортерам, скандал не стал главной темой сюжета. Съемочная группа заняла достойную позицию, в сюжете есть интервью со всеми участниками и нет выводов. Показана жизнь этой деревеньки, где честные пацаны не собираются работать вообще, пока жив их миллионер. Сюжет, который вышел в финал фестиваля "Новости - время местное", тут же был показан по РТР. Это естественно! Потому что центральные каналы часто не могут найти таких героев. Если они приезжают на несколько дней в провинцию, то обращаются за помощью к местным журналистам. И дай бог, чтобы им рассказали хотя бы то, что в местной прессе уже со всех сторон облизано! На моей практике был случай, когда коллеги из программы "Взгляд", приехав в Нижний, отказались от политических и экономических интриг, и сняли сюжет про тигрицу Клеопатру, которая когда-то жила у бизнесмена Володи и была передана им в зоопарк. Дело было почти забытое, и тигрица давно жила в зоопарке. Но историю восстановили по фотографиям, и сюжет стал в программе первым!

Я говорю обо всем этом потому, что хочу показать выигрышность профессии регионального журналиста. Региональщики всегда ближе к разговорам, сплетням, трамваям и автобусам. И благодаря этому, успевают порой быстрее пожарной команды! Была одна история, над которой Александр Любимов хохотал в нашей аппаратной. А снят сюжет был нашими коллегами из Сергачской районной студии. История была фантастическая - у бабы Нюры загорелся огород. Скорее всего торф горел, но понять этого никто в деревне не мог. Приезжали пожарные, чесали в голове, за ними милиция из района... Снято было плохо, но очень смешно. Особенно, когда баба Нюра стала копать печеную картошку, которой тут же экстренное совещание районного начальства и закусывало.

Такими историями богат наш утренний канал "Жаворонок". Потому что нет ничего интереснее, чем истории про чудаков и жизнелюбов. Вспоминается мне сюжет из Сеченовского района. В нем рассказывается про плотника, который пожалел местных старушек, которым до ближайшей церкви километров 15 идти надо было. Он построил им церковь на крыше своего гаража. А из старой кастрюли смастерил маленький купол. Теперь старушкам, идущим по деревне, есть на что покреститься. Чудная история! Конечно, таких историй и у региональных журналистов не всегда масса. Уникальное не может быть массовым. Но они есть. И именно их просят рассказывать меня коллеги с центральных каналов, когда я бываю в Москве.

Вот один из последних шедевров, на мой взгляд, недооцененных на региональном телевидении. Но мы обязательно снимем по этому сюжету фильм. Это история о человеке, которого не пригласили на выборы в 1991 году. Стране каким-то образом не понадобился голос этого человека, а он взял и обиделся за это на страну. И... замолчал. Живет великий молчальник рядом с Макарьевым монастырем, помогает местным жителям с ремонтами и огородами. Живет бобылем, с соседями общается письменно (печатает на машинке), молчит уже более десяти лет. И по его признанию (письменному!) разговорить его сможет только жена, если он когда-нибудь женится.

Я всегда с собой беру...

Сюжеты-истории совершенно не обязательно должны быть философскими или фантастическими. В Выксе на профессиональную камеру удалось снять как заяц убегает от лисы. Прижав уши русак несется от погони, а на пути его река. Не раздумывая он бросается в нее, плывет и переплывает реку! Спрашивается: что делал дедушка Мазай в знаменитом некрасовском рассказе, если зайцы умеют плавать? Этот сюжет "Времечко" показывало потом много раз, хотя камера в руках оператора дрожала, да и заяц плывет на пленке всего несколько секунд. Это пример того, как обычая история про животных может стать уникальной. Ее можно использовать потом как заставки и показывать не один раз с большим успехом, как старый добрый анекдот. Но этот сюжет всего лишь удача оператора. Как же найти историю?!

Вторсырье и сарафанное радио

Когда я встречаю такие сюжеты на центральных каналах, у меня возникает странное ощущение чего-то давно забытого. Потому что у федеральных каналов есть профессионализм высокого класса, но герои их вторичны, потому что найдены со слов тех, кто их уже использовал. Региональщикам легче найти героя, но они не умеют их показывать. Но не все региональщики могут найти героя, потому что не с того конца ищут. Они по прежнему все свое время тратят на съемки никому не нужных сюжетов про законодательное собрание, по одному и тому же лекалу снимают забастовки учителей и проходят мимо историй. Как-то раз перед нами, юными тогда журналистами, выступал Песков. Он рассказал, как взял однажды на работу в "Комсомолку" человека, который в письме о своем крае написал: "А вода в озере такая синяя, хоть чернила в ручку набирай!" На свежий образ, на интересного героя должно быть чутье! Хороший журналист не должен никогда расслабляться. На свадьбах и днях рождениях, на встречах и случайно в кафе кто-нибудь обязательно расскажет байку про интересного человека. Есть сарафанное радио, сплетни и живые анекдоты. Плох тот журналист, который смеется вместе с другими над дворником Ивановым (реальный житель Рязани), учредившим литературную премию своего имени, и не снимает про него сюжет. К сожалению, я очень часто сталкиваюсь на практике с такой ситуацией. Почему-то считается, что такие истории не для телевидения, а для разговоров. Нет, это как раз для телевидения! Особенного сегодня, когда политикой все объелись...

Поэтому журналист должен быть везде, обязательно читать районные газеты (там, средь суконного языка, нет-нет да мелькнет бриллиант!), посещать всевозможные собрания грибников-рыболовов. Информацию необходимо черпать о-то-всю-ду! А дальше надо научиться правильно сделать сюжет, найти герою обрамление. И если история - это не новостийный сюжет, надо сделать для него специальную рубрику. Между прочим, каналы "Времечко" и "Сегоднячко", которые существуют именно на таких историях, дали региональным журналистам шанс пробиться на центральные каналы. Надо только найти бриллиант и хорошо его подать. Всего-то навсего...

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz