Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Деньги - сюжет - товар - деньги

Удел продюсера

Почему-то принято считать, что главная задача тележурналиста - делать интересные программы. И при этом абсолютно не принято считать, во сколько обходится данная программа компании. Если на федеральных каналах с приличным бюджетом это хоть как-то допустимо, то на региональных станциях, живущих на мизерные деньги, нельзя не думать о бюджете каждой программы.

Обучая журналистов и операторов в нашем центре, я замечаю, что мало кто из них знает, что телевизионный сюжет - это продукт, который должен быть продан, упакован и в конечном итоге выгоден компании. Истории о рвущемся в бой журналисте, которому злой дядя-директор не дает снимать сюжеты про интересных людей по причине отдаленности их места жительства, я слышу на каждом шагу.

И действительно, с позиции директора дальняя командировка за минутным сюжетом крайне невыгодна. Хотя кто мешает тому же директору подумать, что можно снять еще в этой командировке или как пристроить интересный сюжет, чтобы окупить затраты? Но, увы, не всегда и директор-то умеет хорошо считать! Мы этому учим в нашем центре. И здесь у меня есть две радости и два огорчения.

Лучше меньше, да лучше

Радость первая. На курсы продюсеров к нам приезжают умные образованные ребята из разных городов: Сургута, Ставрополя, Ижевска, Барнаула... Они еще не умеют считать, но понимают, что это необходимо. Радует высокий уровень образования будущих продюсеров регионального телевидения.

Вторая радость - что эти люди уже понимают: создание телевизионного проекта есть некоторая цепочка, технология, а не только интересная тема. В этом убеждает десятилетний опыт нашей школы. Очень многие сетевые партнеры дают регионам прайм-тайм. И сегодня, прежде чем занять свои полчаса-час эфира, на региональных телекомпаниях долго думают, что и как поставить. То есть в отличие от телевидения десятилетней давности сегодня не вываливают в эфир сразу все, что есть. Появилась определенная пауза обдумывания.

Деньги + идеи = любовь народа + свобода

Есть у меня и два огорчения. Первое состоит в том, что региональные телекомпании за редким исключением убыточны. И убыточны именно потому, что они не умеют продавать создаваемый продукт! Например, утренний телеканал считается убыточным по определению. Хотя опыт успешных компаний это опровергает. Так, ТВК-6 из Красноярска почему-то получает прибыль на утреннем канале, продавая чуть ли не каждую минуту. И при этом программы интересны зрителям! Получается замкнутая цепочка: программы интересные - туда идут рекламодатели, а значит деньги, а раз идут деньги - программы делаются еще интереснее. Этот круг иногда заколдованный - туда трудно проникнуть. Но если деньги туда пришли, система начинает работать самостоятельно.

Почему так важно зарабатывать деньги и быть окупаемым? Потому, что в нашем телевизионном мире это означает свободу слова. Если телекомпания сама зарабатывает деньги, только тогда она может реально работать на зрителя. Сегодня умение считать деньги и делать качественный товар для многих телекомпаний - это вопрос жизни и смерти. К тому же умение считать помогает иногда открывать совершенно неожиданные истины. Например, понять, насколько дорого обходится, например, один сюжет в новостях и как недорого можно сделать ток-шоу, если записывать сразу по три программы.

Есть еще одно огорчение. Это - повторяемость идей. Проекты, которые обсуждают на наших курсах продюсеры из разных городов, порой похожи как близнецы-братья. Это очень странно, потому что специфика регионального телевидения как раз и состоит в том, чтобы работать именно на свою аудиторию, использовать интересы именно своих зрителей. Это имеет непосредственное отношение к продажам: хорошо продается только востребованный продукт.

Будучи в Америке, я поразилась их умению просчитывать все до доли цента! Если в супермаркете вечерами в субботу начинают возникать очереди, утренние продажи удешевляют на 10%. Убытки? Конечно! Но подсчитали и увидели: это выгодней, чем ставить новые кассы и обучать персонал.

Этот же принцип: и людям удобно, и себе выгодно, - является основополагающим и для телевизионного продюсера любого уровня и региона. Только нельзя перетаскивать на телеэкраны Сургута и Барнаула кальки с центральных каналов.

Некоторые пытаются оправдывать отсутствие свежих идей нехваткой денег на развитие. А почему бы не поискать эти средства? Например, дневной эфир - большая проблема для регионалов, так как они реально не знают, кто их в это время смотрит. Социологические исследования стоят дорого. Поэтому пять человек утреннего канала сидят и выдумывают, что бы такого им поставить? А зачем!? Достаточно обзвонить сотню-другую зрителей и расспросить их о том, что они смотрят днем. Тем и интересна работа продюсера на региональном телевидении, что имея порой со всех сторон "нет", ты должен выкрутиться и создать продукт. И прибыльная идея здесь не менее важна, нежели строгая смета.

Копилка идей

Один из проектов на курсе продюсеров в нашей школе назывался "Реальная экономика". По сути программа - это попытка рассказать зрителям "что, откуда и почем" (что такое потребительская корзина, какова стоимость жизни в городе, как отличить поддельный товар). Этот проект популярен и собирает очень много писем с вопросами, на которые и пытаются ответить журналисты.

Прибавьте еще хорошую ведущую и продюсера в одном лице, большое количество экспертов, которыми могут быть и спонсоры (например, представители банков, рассказывающие об обмене валюты). И вот уже "Реальная экономика" победила! А ведь подобную прибыльную передачу можно сделать в любом городе...

Утренний канал тоже может быть прибыльным. Это доказал Красноярск, представив проект очень живой: с новостями, модой, анекдотами, короткими программами, с тремя гостями в студии (один из которых - трудно угадываемый спонсор). "Ну хорошо, - скажете вы, - экономика всегда рядом с деньгами, а как быть с программами об искусстве?" Точно так же! У нас в Нижнем на ТК "Волга" есть программа "Без антракта" Екатерины Рындык, деньги на которую ведущая находит сама. Есть много независимых продюсеров, которые арендуют камеру, монтажную, покупают эфир...

Можно с уверенностью заявить, что на региональном телевидении появилось продюсерское мышление. Но существует также и опасность, что руководство телеканала не сможет в нужный момент отказаться от денег. А деньги можно брать не у всех! Если телекомпания начинает во имя денег разрушать эфирную политику, показывая за плату дни рождения детей и устраивая семейные торжества в студии, то это уже катастрофа! Естественная реакция - канал теряет зрителя, а с ними и деньги на производство. А нет телепродукта - нет и фабрики грез.

Кто есть продюсер?

Конечно, ситуация, когда журналист является еще и продюсером, не совсем правильна. Журналист должен снимать хорошие сюжеты, но чувствовать материальную ответственность за их качество. А продюсер - другая, тоже, кстати, очень творческая профессия. В настоящем продюсере три составляющие: идея, деньги, экономика. О творческом начале в этой профессии лучше всего расскажет анекдот. Он стар как мир, но очень наглядно объясняет суть продюсерской деятельности.

Речь в анекдоте о том, как методом "челночной дипломатии" выдать дочь президента Франции за сибирского лесоруба. Как это возможно?! Очень просто!

Приходим в федерацию швейцарских банков:
- Хотите, чтобы вами правил сибирский лесоруб?
- Зачем нам это надо?
- Он будет зятем президента Франции!
- Это меняет дело.

Приходим к президенту Франции:
- Хочешь выдать замуж дочь за сибирского лесоруба?
- Зачем мне это надо?
- Он будет владеть всеми швейцарскими банками!
- Это меняет дело.

Приезжаем на сибирский лесоповал к лесорубу:
- Хочешь жениться на дочери французского президента?
- Зачем мне это надо?
- Будешь владеть всеми швейцарскими банками.
- Это меняет дело.

Приходим к дочери президента Франции:
- Хочешь выйти замуж за владельца всех швейцарских банков?
- Зачем мне это надо?
- Он - сибирский лесоруб!
- О, это меняет дело!!!

Поэтому, если вам хочется сделать прибыльную программу, идите к директору и просите прайм-тайм под хорошего спонсора. Кто же откажется от хороших денег! А дальше идите к спонсору... Продюсер должен уметь рисковать, но за душой обязательно надо иметь классный проект...

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz