Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

об авторе

Нина Зверева

Нина Зверева - не только директор Российского центра "Практика", но и ведущий мастер-класса "Основы журналистского мастерства" и "Продюсирование на региональном ТВ".
Кандидат филологических наук, художественный руководитель Студии "НИНА", член Союза журналистов России, лауреат Всесоюзных телевизионных фестивалей 1978, 1984, 1993 гг., национальной премии ТЭФИ, всероссийского фестиваля "Лазурная звезда-99", действительный член Академии российского телевидения, кавалер Ордена Дружбы.
Имеет многолетний опыт работы в региональных и центральных телевизионных компаниях. Более семи лет она была собкором программы "Вести" (РТР). Вела предвыборные марафоны с кандидатами в президенты России, политическое ток-шоу "Без ретуши". Делала собственную авторскую программу "Глядя из Нижнего" для РТР, на канале "ТВ-Центр" была автором и ведущей программы "За Садовым кольцом". За последние пять лет в нижегородском эфире была автором и ведущей ток-шоу "Будем жить", программы "Кому верить?", была художественным руководителем утреннего видеоканала "Жаворонок".


телевидение

23 сентября 2004 года

Заметки дурака

"Умные любят учиться, дурак - учить". Эту фразу я говорю на первом занятии в нашем Центре телевизионного мастерства, уточняя, что я - из рода дураков. Смеются, хотя и не все... Но потом я добавляю еще одну фразу: "Научить никого ничему нельзя! Научиться же можно всему". И это сразу проясняет позицию нашего центра. Процесс обучения зависит прежде всего от самих обучающихся. Он должен быть активным... И ленинский лозунг "Учиться, учиться и учиться!" не устарел. Учиться необходимо всю жизнь! Другой вопрос - где и чему?

Специальное образование дают институты журналистики. Однако существует такая удручающая статистика: эффективность даже самой интересной лекции всего 5%! Вуз - это скорее накопление базовых знаний, а практическим умением учатся обычно после вуза. Перед началом обучения в нашей школе мы всегда проводим анкетирование. В графе "Основная беда регионального телевидения" ученики среди непрофессионального руководства, давления власти, старой техники выделяют недостаток квалификации. А сегодня профессионализм для региональщика - это возможность выжить. Прошло время, когда в региональное телевидение вкладывались большие деньги. Сегодня по условиям серьезных сетевых компаний региону предлагается 15% собственного вещания. И когда эти программы провальны на уровне сетевого партнера, их просто ликвидируют. Наши ученики очень хорошо это понимают и стремятся взять от курсов все. Но я хочу поговорить не об учениках. Сложнее ситуация с учителями. Сложность в различных подходах и ориентирах у разных преподавательских школ. Своя специфика есть и у иностранных семинаров, и у звезд-практиков, и у региональных преподавателей. В нашем центре побывали и те, и другие...

Тренировка с нуля

Иностранные педагоги очень хорошо подготовлены к курсу. У них все продуманно, расписано по минутам каждое занятие. Огромное внимание отводится тренингу. Каждый пройденный участок теории обязательно подкрепляется практическим занятием. Если, например, в течение двух дней они рассказывают, как снимать репортажный сюжет, то весь третий день ученики снимают. Если разговор идет о работе со светом, то каждый оператор после лекции получает практическое задание. Занятия с группой тоже начинается не совсем привычно: весь первый день уходит на подробное знакомство с каждым учеником. Несмотря на то, что все остальные в этот момент зевают. Как правило, у иностранных преподавателей нет желания менять что-то в своей программе, адаптировать ее к аудитории. Их не интересуют реальные условия работы, проблемы. Этот же самый курс они читают в Бразилии, Мексике, Грузии, в любой стране третьего мира, к которой они с удовольствием причисляют и нас. Они - прежде всего тренеры, обучающие технологии. Каждый раз начинают объяснять все с нуля. Нашим преподавателям и в голову бы не пришло учить работающего не первый год оператора нажимать кнопку "REС". Они учат! И объясняют этот на наш взгляд абсурдный труд просто: если мы объясним простые вещи каждому, то опытному будет полезно повторить известное, а для начинающих не останется вопросов. Но зато на следующем занятии они спрашивают каждого по полной программе. Я восхищаюсь глубиной их знаний, но неучет специфики деятельности каждого, менталитета, национальности, профессиональной подготовки кажется мне их минусом. Плюсов, конечно, больше. Подготовка великолепная, после каждого занятия на столе у каждого распечатка только что прочитанной лекции. И самое важное - они точно знают, зачем и к кому они приехали, и какой результат должны получить. На семинарах иностранные тренеры порой методично вдалбливают знания в головы, используя для этого всевозможные эффекты и трюки. Например, мысль о том, почему на телевидении нельзя говорить без картинки, объясняется тренером наглядно. Просматривая подготовленный журналистом сюжет, тренер просто выключает звук и предлагает группе рассказать о событии по картинкам. Они учат своей технологии, даже если она противоречит привычным российским стандартам. О том, что в наших монтажных сначала пишут звук, а на него "кладут картинки", они даже слышать не желают. И тысячу раз правы! Их тренинги очень понятны и доказательны. И возвращаясь после такой учебы на свои региональные студии, журналисты и операторы будут точно знать, как надо работать. Даже если им не дадут работать так, они будут знать...

Звездный опыт

Совсем по-другому работают приглашенные звезды телеэкранов. Их отличительная черта - непредсказуемость. Никогда заранее нельзя угадать, как будут проходить их мастер-классы. Есть категория преподавателей-звезд, которые предпочитают отвечать на вопросы аудитории, работать в режиме пресс-конференции. Они с удовольствием рассказывают о себе, о своих проектах, о своей биографии и делятся соображениями по поводу происходящих на телевидении процессов. Это очень интересно и познавательно!

Так работают Любимов, Малкин, Иван Демидов... Они рассказывают весело, откровенно и с удовольствием, создавая вокруг себя ток-шоу.

Есть и другой вариант преподавания, которым я, как руководитель учебного центра, очень дорожу. Это ситуация, когда опытный журналист, телезвезда пробует себя в качестве настоящего преподавателя. У нас такой опыт был с Юлей Меньшовой, с Марианной Максимовской и Еленой Масюк. У Познера есть великолепная лекция "Ведущий на экране", из которой мы сделали видео уроки. Юлия Меньшова, написала для нас целую лекцию на 20 страницах "Что такое ток-шоу". Там есть замечательные главы о том, какие темы можно выбирать для ток-шоу, почему сегодня интерес к ток-шоу велик и каковы качества хорошего ведущего шоу. К этой лекции Меньшова привезла еще кассету с примерами удач и неудач. Такая информация очень полезна и интересна, так как велика степень доверия к мастеру. Марианна Максимовская придумала свой креатив. Она взяла все выпуски новостей за один день (ОРТ, РТР, НТВ). Показывая ученикам все новости подряд, Марианна объясняла, почему НТВ сделало именно такую версию тех же событий, где они "обжали" РТР, как и когда узнали о версиях соперников по эфиру. Вся эта "кухня" центральных каналов: какую новость выбирают главной, как перекраивают выпуски в зависимости от времени суток - крайне интересна и показательна для региональщиков. В мастер-классе Елены Масюк объяснялось, как выбирать тему для журналистского расследования, насколько важны документальные кадры, возможны ли юридические разборки и почему, как снимать скрытой камерой... Эти тонкости мастерства - жемчужины для журналиста-практика! А когда Елена Масюк рассказывает о том, что после командировки она лично отсматривает и расписывает километры отснятой пленки, это убеждает учеников в необходимости трудиться больше, чем все призывы и лозунги.

Делай, как я!

Сейчас я похвалю "ИНТЕРНЬЮС". Команда Мананы Асламазян действительно умеет находить и в нашей стране людей, которые имеют вес и умеют учить. Для региональных телекомпаний весьма полезно увидеть опыт более успешных коллег. Это выход и собственного тупика. Юлия и Виктор Мучник, которые преподают сейчас по всей стране - одна из их находок. Они, как представители нецентральных компаний, могут донести ту самую специфику региона, которая зачастую неизвестна столичным звездам. Могут объяснить, как выжить в условиях зависимости СМИ от власти и недостатка рекламы, как через экономическую свободу достичь политической независимости. Опыт этот просто необходим! Но и у региональных педагогов есть минусы. Как правило, их курсам недостает теории. Семинары читаются исключительно из личного опыта, и все выводы крайне субъективны. А некоторые просто не могут подняться выше собственного опыта. Учись всегда, учись везде!

Мне кажется идеальным сочетание всех типов обучения. Когда иностранцы занудно добиваются исполнения практических навыков, а рядом есть российский региональный лидер, который может показать, как эти навыки применить в наших условиях существования. Как это ни странно, будучи конкурентами, все мы - "Практика", "ИНТЕРНЬЮС", "Школа Познера", Институт повышения квалификации, школа Би-Би-Си в Екатеринбурге - не конкуренты! И когда встречаемся на фестивалях за круглым столом, то всегда друг друга хвалим.

Реванш

"Какой смысл делать школу, если ты сама нигде не училась? - спорит со мной мой друг и коллега Михаил Сладков. - Кто хочет научиться научится сам!". Я, действительно, училась всему сама по книгам, журналам и на практике. И вот недавно, в разговоре с президентом Медиа-Академии в Нидерландах нашла, наконец, оправдание своей работе. "Из общей массы, - говорила мне эта мудрая женщина, - всегда надо отсекать 5% ленивых и тупых и 5% гениальных и разумных. Оставшиеся 90% хотят все знать, уметь и готовы лететь. Их надо только поставить на крыло".

Нина ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского центра "Практика"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz