Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

телевидение

18 октября 2004 года

Десять заповедей для телеоператоров

Азбучные истины.
"Нагорная проповедь" режиссера, или Десять заповедей для телеоператоров

Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука.

Помнить о наличии штатива и выносного микрофона. Съемку с рук и использование встроенного микрофона оправдывает лишь оперативный или иной, обусловленный замыслом, характер съемки.

Панорамные кадры обязаны иметь достаточной длины статику в начале и в конце кадра каждого плана.

Проходы героев желательно заканчивать их выходом из кадра, что облегчает построение монтажной фразы. Это касается любых движущихся объектов: животных, автомобилей и прочее.

Движущийся в кадре человек должен иметь законченные фразы движения, и вообще кадры с движущимися объектами желательно снимать длинными планами.

Пластика панорамного кадра обусловлена темпоритмом и настроением, как всего фильма, так и конкретного эпизода. Характер исполнения панорамы, композиционное ее решение, да и само направление панорамного движения определяется не "характером" оператора, а смысловым и пластическим содержанием эпизода. При съемке занятых какой-либо деятельностью людей, а также природных ландшафтов и задействованных в них животных панорамы не только позволительно, но желательно исполнять с некоторыми "приостановками", что позволяет лучше разглядеть происходящее и сделать некие акценты. В этом случае механическая "оглядка" явно уступит осмысленному "обзору".

При съемке длинных проходов необходимо делать время от времени хотя бы краткосрочные задержки на тех или иных объектах, деталях, лицах людей, попадающих в кадр. Это обстоятельство дает режиссеру возможность в последующем монтаже прервать в нужном месте затянувшийся проход, а не отказываться вовсе от этого самого кадра из-за непозволительной длины прохода героя или долгого панорамного движения камеры.

Телевизионный кадр диктует максимальное использование "первого плана" не только при съемке масштабных, пространственных и панорамных кадров. Съемка героев в живой "жизненной" среде при наличии "первого плана" создает некий "эффект наблюдения со стороны", впечатление случайно подсмотренного кадра.

Ставка на крупные планы! Она оправдана не только спецификой телевизионного экрана, возможностью всмотреться в суть происходящего в кадре, заглянуть в глаза герою. Все это абсолютно верно. Но плюс ко всему этому съемка на крупных планах нивелирует всегдашнюю искусственность съемочной среды и поведения героев, условность предназначенной для съемок мизансцены. В частности, когда идет синхронный разговор с большим количеством участников. На общем плане подобные режиссерские и операторские "построения" видны невооруженным глазом, и вся "творческая кухня", как говорится, налицо. Кроме прочего, режиссеру гораздо легче монтировать синхроны собеседников, когда те сняты по отдельности, а не соседствуют в одном кадре. В этом случае не возникает проблем ни с их позами, которые могут не совпадать в "стыкующих" кадрах, ни в самой последовательности разговора. Возникает полная свобода для монтажного маневра.

"Операторское искусство" при съемке синхронных диалогов. Как мне кажется, при съемке синхронных эпизодов, когда задействовано два, три и более беседующих людей, совсем не обязательно держать в кадре только "говорящие головы". В том смысле не менее выразительны бывают и руки, и детали быта, и лица собеседников, да и собственное лицо героя, когда он, замолчав, слушает высказывания своих партнеров. Слушающий человек бывает порой куда более интересен, нежели говорящий. Ну а зритель, таким образом, получает параллельно звуковую и зрительную информацию более объемно, то есть о двух героях одновременно. Для режиссера же наличие таких вот кадров со слушающими друг друга собеседниками дает возможность в монтаже свободно маневрировать их текстами. А ежесекундные "броски камеры", когда оператор с собачьей проворностью хватает синхроны каждого из вступающих в беседу людей, уже на третьем или четвертом броске начинает вызывать зрительное раздражение. Подобная демонстрация "мастерства" заставляет думать об его отсутствии.

А в остальном, "прекрасная маркиза", все хорошо! Все "очень хорошо"…

Алексей ПОГРЕБНОЙ,
кинорежиссер,
заслуженный деятель искусств,
лауреат 23 фестивалей

Материал сайта компании "ОПТА"

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!

© Максим Пасютин, 2004

Рейтинг@Mail.ru
яблоня белорусское сладкое
Сайт создан в системе uCoz