СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет | |
радио 25 сентября 2004 года О жанре репортажа
Репортаж - в высшей мере оперативный жанр. В "живых", так называемых эфирных, репортажах особенно ярко проявляется уникальное свойство радиовещания - его абсолютная оперативность. Репортаж использует все три основные выразительные средства радио: звучащее слово, шумы, музыку. Репортаж немыслим без звуковой картинки происходящего события. Классическим является такой репортаж, в котором журналист-репортер рассказывает о конкретном событии, свидетелем которого он является, по мере того, как развивается само событие; такой репортаж, который звучит столько же, сколько продолжается само событие, и включает в себя шумы, характеризующие это событие. Он передается в эфир одновременно с происходящим событием. Таковы репортажи с торжественных заседаний, митингов, со спортивных соревнований. Выделить классический репортаж из множества и многообразия репортажных форм необходимо и потому, что с появлением звукозаписи возникла возможность создания различных модификаций репортажа при помощи монтажа, наложений и других технических приемов и средств. Возникли даже "репортажи", которые ведутся из студий. Между тем до внедрения в радиовещание электромагнитной звукозаписи репортаж мог быть и был только "живым", то есть рассказом с места события, развивающимся по ходу самого события. Разница между прямым репортажем и репортажем, записанным в студии, очевидна. Никогда журналист, находящийся в студии, не достигнет того особого контакта со слушателем, который создает так называемый эффект присутствия. Именно сопричастность репортера происходящему событию накладывает неповторимый отпечаток на его рассказ, создает у него настроение, адекватное происходящему событию, ту эмоцональную искренность, правдивость, которую безошибочно чувствует и принимает слушатель. Необходимость записи репортажа на пленку с последующей передачей его в эфир, а иногда и с повторами обычно объясняется тем, что событие происходит в такие часы, когда большая часть аудитории не может слушать радио. В этом случае репортаж приходится перемещать во времени, выделяя для него более слушаемое время. Иногда для репортажа в расписании передач невозможно выделить столько времени, сколько продолжается само событие. В таких случаях также используется запись репортажа (в полном объеме или частично). Но здесь мы уже имеем дело не с классическим репортажем (прямой синхронный репортаж с места события), а с одной из его модификаций. В классическом репортаже время звучания репортажа полностью совпадает со временем события. Но если возникает необходимость, например, рассказать о футбольном матче в течение 10 или 15 минут, которые редакция может выделить для освещения этого события, применяется монтаж репортажа В.Н. ЯРОШЕНКО Москва, 1973
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ... Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов! |
© Максим Пасютин, 2004 |
|