СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет | |
СМИ вообще 01 ноября 2004 года Глава 7.
От написания до публикации Книга "Журналистские расследования: современные методы и техника" В этой главе описаны технические приемы, которые помогут вам создать добротный материал. Во время оно журналисты-аналитики жили припеваючи. Они сами находили темы для своих материалов, сами решали, что и как делать с ними, никто не ограничивал размеры и количество статей в серии, которая могла тянуться из месяца в месяц, покуда жару хватает. Когда публикация завершалась, все аплодировали стоя, и никто не говорил: "И на это потребовалось три месяца?" или "А что здесь нового?" Никто не жаловался, что, пока журналист занимался расследованием, его коллегам приходилось тащить на себе двойную работу. А нашему журналисту жали руку и почтительно интересовались, когда можно ждать следующую серию статей. У социологов, изучающих СМИ, нет единого мнения по вопросу о том, когда и почему ситуация изменилась. Однако если выстроить хронологическую таблицу, как это рекомендовалось в предыдущей главе, причины становятся очевидными. Сначала пришла цивилизация, а затем - ее упадок, вместе с которым появились юристы, телевидение, газеты и система менеджмента, ориентированная на выполнение поставленных целей. Все эти вещи состоят в родстве. Сейчас укоренилось мнение, что занимающийся расследованием журналист нуждается в гораздо большей помощи, чем ему кажется. Судите сами: ему теперь придается специальный редактор, что, честно говоря, явление положительное. Но помимо редактора его опекают юристы, художники, фотографы, редакторы текста, руководители других отделов газеты и старшие редакторы всех мастей. Все эти перемены и дополнительная помощь создают новые проблемы, и в этой главе речь пойдет о технических приемах, которые помогут вам преодолевать возникающие трудности и увеличат возможности создания материала, который сделает вас звездой журналистики. Написание Первое, о чем вы должны помнить, работая над аналитической статьей, это то, что по завершении написания кто-то кроме вас будет ее читать. Во многих газетах это правило прочно забыто, и когда авторская команда приносит готовый материал главному редактору, тот просит, чтобы кто-нибудь в двух словах напомнил ему, о чем идет речь в этой "штуке". (Эта фраза, больше чем другие трудности журналистики, заставила многих журналистов сменить профессию.) Как избежать такой ситуации?
Подходя к концу Подготовка к публикации окончательной версии требует хорошей организации. Кто-то должен передать материал художникам и проследить, чтобы он вовремя вернулся, преображенный в таблицы и диаграммы; кто-то должен объяснить юристам, были ли вы в своем уме, когда формулировали первые четыре абзаца статьи; кто-то должен проверить все факты на точность и достоверность и сделать нужные поправки; кто-то должен написать две подверстки и переписать заново завтрашнюю статью; кто-то должен обсудить с отделом рекламы броское уведомление в газете о предстоящей серии статей; кто-то должен позаботиться о том, чтобы сократить подверстку до 12 дюймов, потому что художник хочет вставить шикарную картинку, вроде той, что он видел в прошлогоднем номере "Сиэтл Таймс"; наконец, кому-то надо придумать слова, которые художники должны вставить в логотип серии. Мы оглядываемся вокруг, чтобы определить, кто должен всем этим заняться, и не видим никого, кроме самого себя. Но нам везет. Осталось еще четыре дня. Для того, чтобы ввести хаос в организационные рамки, Тим Битни, который был тогда помощником редактора "Стар-Трибьюн" по графике, дизайну, фотографии и прочим таким делам, и я разработали график подготовки (ГП) материала к опубликованию, пример которого приводится в подверстке. Когда мы приходили к согласию о дате публикации (обычно за месяц до этого события), я шел к Тиму и просил поддержать нас, отталкиваясь от этой даты. К этому времени у него на руках были сведения о количестве и примерном объеме статей и общие представления о требующемся иллюстративном материале. На базе этой информации составлялся перечень задач на каждый день, которые должны быть выполнены, чтобы обеспечить своевременное опубликование серии. В перечне, в частности, указывалось: когда информация должна быть передана художникам; когда журналисты должны получить эскизы оформления и вернуть их художникам со своими замечаниями; когда и как будет оформляться дизайн всей полосы - короче говоря, все, что зависит от художников, фотографов и дизайнеров. Этот перечень - первая проверка на реалистичность исполнения. Просматривая его, можно убедиться, что та или иная работа не может быть закончена к сроку, если только не дать на нее сверхурочное время. Вторая проверка на реалистичность исполнения наступает, когда мы усаживаемся с журналистами и смотрим, когда и что мы должны передать Тиму Битни. Убедившись, что все предусмотрено, я печатаю ГП и рассылаю его всем, кого он касается, в том числе руководству газеты. Всегда появляются какие-то трудности издержки, и ГП позволяет вам судить, означают ли эти сбои перенос срока опубликования материала. ГП дает возможность всем следить за ходом подготовки и показывает, на каком этапе вы находитесь в данный момент по сравнению с тем, где вы должны находиться по графику. После того как мы с Битни изобрели ГП, главный редактор решил внедрить эту систему в работу всех отделов газеты при решении серьезных вопросов. Приближаясь к концу работы, мы перепроверяем каждое слово, строчку за строчкой, на точность, объективность и соответствие контексту. Я беру рукопись первой статьи и начинаю читать сначала, а журналист возвращается к документам, подтверждающим каждый факт. Если мы даем цитату, журналист выводит на экран компьютера стенограмму интервью и зачитывает нужный фрагмент. Это наш последний шанс убедиться, что все в порядке, который действует лучше, чем способы проверки материала, которыми пользуются юристы. Мы откладываем проверку на самый конец, потому что большинство проблем возникает не в связи с фактами, о которых мы сообщаем, а в связи с формулировками, наречиями и прилагательными. Важно не только то, что мы говорим, но и то, как мы говорим. Когда речь идет о материале, работа над которым продолжалась длительное время, такая вычитка может занять 5-10 дней или даже больше. В материалах журналистских расследований перепроверяется каждое слово. В аналитических статьях действует упрощенная процедура. Например, в упомянутой серии о сельскохозяйственной политике мы не упоминали о каких-либо случаях воровства из федеральной казны, и я оставил проверку остальных фактов и цитат на совести журналиста. Но вместе с ним мы перепроверили тысячи цифр, потому что на этих цифрах базировались основные выводы. Никто из тех, с кем мне приходилось работать, не испытывал радости от построчной выверки законченного материала, но все они, и я в том числе, могли честно сказать перед публикацией, что каждому слову в ней можно доверять. А те журналисты, которые поднаторели в такой выверке, заранее делают сноски, отсылающие к нужным документам, что значительно ускоряет процесс. Как построчная выверка, так и график подготовки увеличивают вероятность того, что все будет работать как должно. Признания и заключительные слова Ни один из приемов, описанных в главах 6 и 7, не работают безотказно во всех случаях - ни в моей, ни в вашей практике. Однако они представляют тактику и технику, которые дают возможность поднять процесс подготовки аналитических материалов до уровня, когда мы управляем им, а не он управляет нами. Подготовка аналитических и расследовательских материалов должна стать вершиной нашей журналистской политики. Это та область журналистики, которой воистину нужна Первая поправка к Конституции, чтобы понять, почему мы держимся за наше низкооплачиваемое, неблагодарное, изматывающее ремесло. Именно журналистские расследования дают нам возможность служить обществу, которое все более теряет контроль над нашей демократией. Начинайте работу над каждым таким материалом так, будто это ваш единственный шанс достичь высот журналистики, ибо такие возможности перед вами открываются. А если такой подход вам не по нутру, остановитесь и не пишите совсем. График подготовки (ГП) График подготовки материала к опубликованию - полезный инструмент, определяющий человеческие возможности выдержать сроки публикации без напряженной сверхурочной работы. Введите образец в ваш компьютер и модифицируйте его для собственных нужд при подготовке очередного материала. 25 марта, понедельник
26 марта, вторник
27 марта, среда
28 марта, четверг
29 марта, пятница
30 марта, суббота
31 марта, воскресенье
1 апреля, понедельник
2 апреля, вторник
3 апреля, среда
4 апреля, четверг
5 апреля, пятница
6 апреля, суббота
7 апреля, воскресенье
8 апреля, понедельник
9 апреля, вторник
10 апреля, среда
11 апреля, четверг
12 апреля, пятница
13 апреля, суббота
14 апреля, воскресенье
15 апреля, понедельник
16 апреля, вторник
17 апреля, среда
18 апреля, четверг
19 апреля, пятница
20 апреля, суббота
21 апреля, воскресенье
22 апреля, понедельник
Джон УЛЛМЕН Материал сайта СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ... Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов! |
© Максим Пасютин, 2004 |
|