Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Кузнецов Г.В. Цвик В.Л. Юровский А.Я Телевизионная журналистика


Разворачивая блистательные перспективы цифровых технологий ТВ и «гибридов» ТВ с Интернетом, которые полностью снимут в XXI в. проблему ограниченного ресурса частот и доставят в любую точку планеты сколько угодно телеканалов, мы не имеем права забывать реальные интересы сегодняшних телезрителей на российских просторах. А реальность такова, что у населения России помимо современных телеприемников (в крупных городах) имеется множество «шестикнопочных» аппаратов. Вдали от городов принимается чаще всего лишь два канала с московскими и местными программами.
Чем меньше выбор, тем выше требования к телепрограммам. Учитывая справедливые нарекания на то, что многие коммерческие телекомпании в погоне за рейтингом забывают о нравственных ориентирах и о культурно-просветительских обязанностях по отношению к народу, Министерство по делам печати, телерадиовещания и СМК вместе с Национальной ассоциацией телевещателей договорились о том, что выдача или продление лицензий на вещание должны обусловливаться наличием в эфире социально значимых программ. Термин этот в достаточной степени условен (ведь и реклама и развлечения тоже имеют значимость в обществе). Но, поскольку термин введен в оборот, требуется его разъяснение. Немало выпускников МГУ работают руководителями продюсерских и вещательных компаний, для них верные ориентиры в программировании необходимы. В чем же суть новых требований государства к ТВ?
Тому, кто познакомился с главой 2 данного учебника («Телевидение и общество»), классификация программ и выделение «значимых» не покажутся новыми, ибо эта классификация основана на функциях ТВ, на той «работе», которую выполняют телепрограммы в обществе. Так вновь теоретический, казалось бы, вопрос о функциях становится жизненно важным для российских телекомпаний.
«Классификатор программ» разрабатывался при участии кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ.
Составители документа исходили из того, что вещательные частоты являются ограниченным природным ресурсом, эксплуатация которого должна быть доверена вещателям, на конкурсной основе доказавшим приверженность коренным интересам общества. Критерии общественной полезности программ и необходимого минимума их присутствия в эфире устанавливаются во многих европейских странах. Так, правила британской Комиссии по независимому ТВ предписывают обязательный показ в неделю не менее полутора часов качественных информационных программ (новостей), 10 часов детских программ и двух часов религиозных программ. Ограничена демонстрация насилия и секса. Перед выдачей лицензии комиссия просматривает образцы программ и решает, преодолели ли они «порог качества» – традиционно высокий британский стандарт профессионализма. Подобный подход перспективен и для регулирования коммерческого вещания в России. В Англии еще на заре радиовещания, в 1925 г., решили: отдавать вещание целиком во власть частнокоммерческой стихии опасно. Сейчас перед этой опасностью оказались и мы.
«Программа» в данном контексте – это единица вещания, отдельное законченное произведение журналистики или искусства, обозначенное отдельной строкой в плане вещания, в печатной программе (это второе значение термина). Эксперт перед принятием решения о лицензировании проставляет в печатной программе цифры от 1 до 10 возле названий передач и суммирует время «социально значимых». Цифры обозначают следующее:
1. Информационная (новостная) программа. Регулярное сообщение о текущих событиях, содержащее 8–14, иногда до 20 эпизодов («сюжетов», репортажей, устных сообщений). Набор новостей может быть универсальным (от политики до погоды), кроме того, возможны и специализированные новости (выпуски, посвященные исключительно спорту, женским проблемам, автомобилизму, бизнесу, сельскому хозяйству и пр.). В конце дня или недели выходят в эфир информационно-аналитические программы, где присутствуют не только факты, но и мнения, обобщения экспертов и ведущего.
Новостные программы – «лицо» любой телекомпании, опорные точки вещательного дня.
2. Публицистическая программа – произведение журналистики (очерк, ток-шоу, корреспонденция, проблемный репортаж), ставящее перед аудиторией социальные проблемы на конкретных примерах и призывающее к их решению, открыто апеллируя к общественному мнению.
В публицистике выражена гражданская позиция телекомпании. Признаки качественной публицистической программы: ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz