|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Кузнецов Г.В. Цвик В.Л. Юровский А.Я Телевизионная журналистика
|
|
Именно поэтому, коль скоро журналист зависит теперь от менеджера, он обязан уметь составить бизнес-план своей программы, а не только написать ее сценарий. Убедить менеджера в том, что расходы окупятся, что требуемая техника и затраты необходимы для достижения зрительской любви и высокого рейтинга.
А для представления «лица» своей компании в органы, ведающие лицензированием, журналист окажет менеджеру неоценимую услугу, составив концепцию своего канала с учетом вышеупомянутых «социально значимых» программ. Эта работа – концептуальное мышление в рамках не одного отдельного «сюжета» или передачи, а в масштабах целого телеканала и его аудитории – выполняется чаще всего коллективно, основываясь на жизненном и профессиональном опыте ведущих сотрудников компании.
Молодому журналисту, надеемся, будет полезно ознакомиться с одним из образцов концепции нового телеканала. Таких предложений немало поступает в Минпечати РФ, когда объявляется очередной конкурс на вещательную частоту (канал).
* * *
1. В основе нашей идеологии лежит последовательно реализуемый принцип «народного телевидения», основанный прежде всего на диалогичности (интерактивном общении, обратной связи) канала и аудитории. Эту тенденцию мы рассматриваем как генеральное направление развития современного телевидения, характеризуемое социально-политической демонополизацией, демократизацией и возрастающей избирательностью зрительских предпочтений, а также наступлением эпохи беспрецедентных коммуникативных возможностей, порождаемых Интернет-технологиями. У зрителя должно возникать ощущение (вполне соответствующее реальности), что он непосредственно формирует программы канала и имеет возможность в любой момент принять в них участие. В этой связи планируется использовать все доступные на сегодняшний день средства интерактивного общения со зрительской аудиторией: телефонно-пейджинговую связь прямого эфира, социометрические замеры общественного мнения по злободневным темам, оперативное формирование сетки вещания голосованием зрителей, сюжетно-телевизионные и дистанционные контент-взаимодействия (включая интернет-каналы общения зрителей с редакторами и ведущими) и т.п. Элемент коммуникативно-телевизионного театра должен стать «фирменным» знаком канала. Другой его стороной станет серьезная апелляция к общественному мнению как третейскому судье в разрешении различных тематических коллизий современной жизни. Ввиду стремительно приближающейся перспективы освоения телевидением сетевого (Интернет) вещания планируется параллельно с традиционным эфирным вещанием дублировать канал в режиме on-line и составлять архивированные цифровые библиотеки прошлых передач. По мере развития цифровых технологий интерактивный режим органично перейдет в режим телевизионного сотворчества зрителей и «головной» компании (посредством аккумуляции видеосюжетов, приглашения на стрингерской основе наиболее самобытных авторов и т.д.). В результате зритель должен воспринимать канал как «свой», т.е. максимально приближенный к собственному мироощущению и лишенный известной телекастовости.
2. В информационном вещании регионального канала новости общефедерального звучания должны подаваться лишь укрупненным фоновым форматом (поскольку эту нишу давно осваивают каналы федерального значения), тогда как основу новой «информатики» должны составить новости муниципального масштаба. С одной стороны, это позволит существенно снизить затраты на производство новостей, с другой – приблизит событийный ряд непосредственно к зрителю, т.е. сделает его не только объектом, но и субъектом информационного пространства. Наблюдаемая прагматизация социально-экономической жизни требует удовлетворения интереса горожан, прежде всего к тому, что происходит в непосредственной близости от него, т.е. буквально на соседней улице. Он сможет узнать это именно из новостей канала, готовящихся на гораздо более качественной основе, нежели это предлагают сети местного кабельного телевидения, и выдаваемых в эфир незадолго до выпусков новостей общефедеральных каналов. Информационное вещание не планируется использовать как инструмент формирования политических стереотипов и пристрастий, высший уровень отношений общества с государством, по нашему мнению, это местное самоуправление. По своей форме информационные выпуски должны быть ближе к «тележурналу», новости общефедерального масштаба будут выражаться в конкретных примерах повседневной жизни, что сделает их контекст более доступным общественному сознанию. В то же время канал не станет замыкаться на уровне новостей города и области – напротив, еженедельные масштабные «акции выходного дня» предусматривают обмен муниципальными (народными) новостями между региональными столицами – иметь характер суммирующего сканирования важнейших с местной точки зрения событий.
3. Канал должен иметь достаточно оптимистичное лицо, т.е. стать проводником положительного индивидуального опыта во всех сферах жизни общества: культуре, экономике, искусстве. В этом смысле в той или иной форме предполагается возрождение тематики широкого народного творчества, т.е. своего рода издание телевизионного «учебника жизни». Основные «ньюсмейкеры» – умельцы, самодостаточные люди, эксперты по самоорганизации народных форм предпринимательства и иных продуктивных социально-производственных новаций.
4. Канал должен устранить существующие барьеры между культурной метрополией и культурным потенциалом провинции. Он должен стать в значительной мере просветительным – проводником лучших культурных продуктов в виде специализированных студийных программ о театре, кино, телевидении, музыке, живописи и т.д. К этой задаче органично примыкает задача возвращения на телевидение гуманитарно-просветительных, учебных и консультационных программ, в первую очередь предназначенных для молодого поколения, а также телевидения и кино для детей.
5. Канал предполагает налаживание и поддержание прямого диалога власти и общества поначалу на муниципальном и городском уровне, затем на общефедеральном. На наш взгляд, сегодня ни на одном канале не осуществляется полноценного и устойчивого диалога власти и общества.
6. Канал исходит из принципа внемонтажной «театрализации» телевидения, что означает практический отказ от использования компьютерной графики и «живое» соединение разных программ через специально оборудованную и оформленную студию. Вводится понятие «прозрачного» телевидения, когда на глазах у телезрителей студии готовятся к работе: редакторы собирают информацию, появляются участники программы, операторы, режиссерская бригада за пультом, т.е. зритель видит экранную изнанку телевизионной жизни. Это позволит минимизировать расходы, связанные с отладкой сложных телевизионных технологий непрерывного прямого эфира, а также демифологизировать действие телевизионного механизма, с тем чтобы в итоге вплотную приблизить его к аудитории и сделать ее соавтором телепроцесса. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194