Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике


в
которой
выведены
вымышленные
персонажи
под
фамилиями
действительно существующих
людей" [8]. В этой шутке, несомненно, содержится
рациональное зерно: художественная документалистика не
сковывает, а скорее,
развязывает фантазию автора! Роман о безногом летчике, согласитесь, выглядел
бы неправдоподобным, а
документальная повесть,
в
которой,
по сути
дела,
выведен
"вымышленный герой, но
под
фамилией
действительно
существующего
человека"
(всего
одна
буква
изменена:
Маресьев
назван
Мересьевым),
воспринимается нами как истинная правда.
Да,
автор
имеет
право
на
вымысел
и
домысел,
на
преувеличения,
основанные, если хотите, на интуиции. Нелепо было бы это его право отрицать.
Даже в тех случаях, когда литератор ведет
почти научное исследование факта,
оперируя
цифрами
и
"специальными
данными".
Правы
те
классики, которые
утверждали, что
без выдумки
нет
искусства.
Наша мысль,
по выражению
М.
Горького, "измеряя, считая, останавливается перед измеренным
и сосчитанным,
не в
силах
связать свои наблюдения,
создать
из них
точный
практический
вывод" [9],
вот
тут-то
и
должна
помочь интуиция, найдя свое выражение в
домысле.
Но выдумка выдумке рознь. "Солги, но так, чтобы я поверил",
-
сказано
поэтом. Домысливать
надо правдиво, чтобы читатель не усомнился. Дело это не
легкое,
напрямую
связанное
с
чувством
меры,
с
самодисциплиной,
со
способностью автора самоограничиваться.
В
моей
практике
есть
несколько
случаев
работы над
прозой
(лучше
сказать: документальной): рассказы "Обелиск", "Белая
лилия", совсем недавно
- "Реноме", а раньше - "Повесть о
карьеристах", "Остановите Малахова!". Все
это
написано
на
достоверной
основе,
и
я,
работая
над
сюжетом,
"до
последнего" сохранял фамилии прототипов, хотя
и знал,
что в конечном итоге
изменю
их
(а
если
будет
на
то
их
согласие,
то
и
сохраню).
Такое
скрупулезно-бережное отношение
к факту
и личности, такой
процесс писания,
кажется мне, дисциплинирует автора,
ограничивает его в грубом домысле, дает
толчок к
художественному осмыслению событий. Как говорится, жизнь нам такое
преподнесет,
что никакая фантазия не сможет; "такое" и во сне не увидишь, и
в бреду не услышишь.
Авторами упомянутого мною жанра "путевых очерков" обычно движет и такой
естественный мотив, как принести
читателю
новые и разноплановые
знания. Я
готов
предложить
вам
в
качестве
примера
не
один
десяток
фамилий
замечательных литераторов, вам известных. Но что может сравниться с анализом
примеров из собственного опыта автора?
Открою вам личное желание: добровольно положить
свою голову на плаху -
"операционный
стол" для
критики
взыскательным
читателем.
Вот
вам
опыт
путевого
очерка в
надежде на то,
что
вы сами
определите,
к
какому
он
относится










типу:
географическому, политическому,
историко-фантастическому,
видовому
или
к тому, который пишется
по
знаменитому "азиатскому методу",
кстати, самому продуктивному из-за беспристрастности: "что вижу, о том пою".
Ангажировать
материал, написанный по такому принципу,
так же
сложно,
как
обратить
в
служанку
себе любимому обычную кошку, гуляющую, как
известно,
"сама по себе".
Этот мой материал
был опубликован. Во второй раз - в журнале "Смена" в
1998
году ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz