Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике


прав, когда говорит, что
"деятели искусства опираются на
творческий опыт
предшествующих поколений, на существующую форму,
наследуют
их. Но в старой форме, - говорит он
далее, - не всегда можно выразить новое
содержание. Старая форма не остается неизменной, а развивается, обогащается.
Действительные
причины
этих поисков всегда коренятся в
новом
содержании"
[4].
Когда
и
почему
появилась
в
нашем
обществе
потребность
в
новом
содержании
документальной
литературы,
мы уже говорили. Так
или иначе, но
жанр живет и
его
популярность несомненна. Печалит
лишь то обстоятельство,
что,
увлекаясь
теоретическими спорами
о
месте и
значении художественной
документалистики,
далеко
не
все
очеркисты
пришли
к
ощущению
своей
органической связи с
беллетристикой,
из-за чего
слабо используют
великое
наследие прошлого.
Добавлю
к
сказанному, что лично мне глубоко импонирует
отношение к очерку как к родственному прозе литературному виду. Подобно тому
как в смешанных
браках рождается полноценное потомство, подобно тому как на
стыке наук совершаются выдающиеся открытия, - подобно этому, быть
может, на
стыке
прозы
и
документалистики
и
рождается
новый
литературный
жанр,
способный, на мой
взгляд,
обеспечить его истинный
расцвет, дать наивысший
уровень
достоверности и
соответствовать возросшим требованиям современного
читателя.
Домысел и вымысел
Однако
разговор
о
мере
вымысла
в
документальной
прозе
не
лишен
основания. Проблема вымысла, но уже не как критерия жанра, а как инструмента
для познания
и
осмысления
действительности,
сегодня встает
еще
острее,
нежели прежде.
В
самом
деле, без авторского
отношения, выраженного
им к
описанным
событиям,
документальная проза, оставшись документальной, никогда не станет
художественной.
Даже
ничего
не
домысливая,
не
преуменьшая
и
не
преувеличивая, автор может
достичь художественности
хотя
бы за счет того,
что выражает в повествовании собственную личность.
Говорят, правда одна, многих правд не бывает. И тем не менее из одних и
тех же
фактов-кирпичиков
разные
литераторы
могут построить
разные дома.
"Ведь даже два
фотографических аппарата, - писал Е. Дорош,
-
в руках двух
фотографов дадут не совсем одинаковые изображения одного и того же, в одно и
то
же время
снятого предмета" [5].
Отчетливо представляю
себе нескольких
литераторов, истинно талантливых, которые по-разному
напишут портрет одного
героя, и столь
же ясно вижу бездарного писателя, способного
десять
героев
нарисовать на одно лицо.
Некоторое
время
назад
"Комсомольская правда" опубликовала
мой очерк
"Искатели"
[6]. В
нем шла
речь о
молодом
инженере-конструкторе Анатолии
Пуголовкине,
работающем
на
заводе
имени
Лихачева.
Два
"подвала",
по-газетному
- "распашка",
примерно строк
семьсот. С
момента
публикации
минуло полтора
года,
и
вот однажды
кто-то
присылает мне
из
Белоруссии
республиканскую
молодежную
газету с
очерком
"Начало". В нем
шла речь
о
конкретном
человеке,
молодом
инженере-исследователе
Минского
автозавода
Василии
Дыбале. У меня в очерке:
"Через какое-то время Анатолий Пуголовкин
вызовет у потомков не меньший интерес, чем тот, который испытываем мы сами к
рядовым представителям
прошлых поколений. Внукам и правнукам тоже захочется
знать,
как
он выглядел, о чем
думал, как работал, какие пел песни и какие
строил планы..."
Очерк "Начало"
имел такое ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz