Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике


вступление:
"Возможно,
через
какое-то время Василий Дыбаль
вызовет у
потомков
не меньший
интерес, чем
тот, который испытываем мы сами к рядовым
представителям прошлых поколений.
Внукам и
правнукам тоже захочется знать, как он выглядел, о
чем думал, как
работал, какие пел песни и какие строил планы..."
Ну ладно,
бывают
совпадения.
Смотрю
дальше.
Мой
очерк
разбит
на
маленькие
главки:
"Внешний
вид",
"Черты
его
характера",
"Образ
его
мышления",
"Как
он работает", "Его
духовный мир" и
т. д.
"Начало" также
состоит
из небольших
главок:
"Внешний вид", "Черты его характера", "Образ
его
мышления"... Ну
что
ж, и такое возможно. А посмотрю-ка, что
"внутри"
материала, - ведь герои-то
разные! Читаю и
не верю своим
глазам.
У меня:
"Было время,
Анатолий
Пуголовкин думал, что от
него
и от таких,
как он,
ничего не зависит..." В очерке "Начало": "Было время, Василий Дыбаль
думал,
что от
него и
от таких, как он,
ничего
не зависит..." У
меня: "А читает
Анатолий, честно говоря, мало. Разумеется, газеты, журналы - это да. А книги
редко: нет времени. Но если уж читает, то отдает предпочтение документальной
прозе,
а не
"бытовому роману",
делая исключение только для
классиков". В
"Начале": "А
читает Василий, честно говоря,
маловато. Разумеется,
газеты,
журналы - это да. А книги редко: нет времени. Но
если уж читает,
то отдает
предпочтение документальной прозе..."
Короче, чистый плагиат - очень редкий в документалистике. Только другая
фамилия реально
существующего человека, а все
остальное
- слово
в слово.
Разные герои, а все у них одинаково, одно и то же читают, одно и то же едят,
озабочены одними проблемами, успехи одни и те же, говорят одинаковые слова и
думают тютелька в
тютельку. При этом
автор "Начала"
не
боится
не только
самого плагиата, но,
вероятно, и разоблачения
- ни с моей стороны, ни даже
со стороны Василия Дыбаля и его ближайшего окружения!
Мне бы
гордиться: и
я сподобился, вышел в классики,
если цитируют. А
тут еще
в
одном уважаемом издании,
прослышав о случае
редкого
плагиата,
предлагают публично
"пригвоздить"
автора
"Начала".
Я же
не
только
сам
отказался писать разоблачение, но и другим запретил. Потому что не гордиться
мне нужно, а краснеть: написал своего
героя так, что
получился не образ, а
костюм,
пригодный
на любую
фигуру.
Выходит,
не
заметил
я
в
Анатолии
Пуголовкине ничего такого, что
"не налезало" бы на Василия Дыбаля. Меж тем,
как известно, истинная типизация достигается за счет выявления непридуманных
индивидуальных черт. Факт - попробуй, укради! А вымысел - сколько угодно...
История
поучительная.
Возможно, я
слишком строг
к
самому себе, и в
данном случае справедливее было бы говорить о беспардонности молодого автора
республиканской газеты.
Но надо выносить и для себя уроки из чужих
ошибок.
Какие же уроки вынес
я? Во-первых, нельзя отрываться от действительности на
такое расстояние, которое ведет к усредненности образа, к стереотипу, вредит
правде и достоверности. Во-вторых, домысливать
-
не значит
врать, это
не
значит, что можно женить неженатого,
убивать живого и воскрешать
умершего;
вымысел и домысел проявляются прежде
всего в отборе материала, в осмыслении
события, в эмоциональном настрое автора, в его
позиции. Наконец, в-третьих,
уровень
способностей литератора, его профессионализм играют
не
по-следнюю
роль в достижении неповторимой достоверности материала. Бездарно
написанный
очерк куда легче плагиировать, нежели исполненный талантливо!
Сошлюсь
на
Н.
Добролюбова,
который
пишет,
имея
в
виду
автора
разбираемого им
произведения:
"...Он не отдает себя на служение неправде и
бессмыслице не потому, что не хочет, а просто потому, что не
может..." [7].
Подчеркиваю: не потому, что не хочет, а
потому, что не
может, так как
для
истинного таланта характерно стихийное стремление к правде. Именно талант, а
не личная
симпатия или
антипатия
автора
есть
лучшая гарантия
того, что
произведение
будет максимально приближено к истине. Примеров тому в истории
литературы предостаточно. Полагаю,
что все они имеют прямое
отношение
и к
нам, документалистам, размышляющим о мере вымысла и домысла в наших очерках.
Однажды
М. Галлай остроумно сказал: "Документальная повесть есть такая
повесть, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz