Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике


героя,
и герой
отвечает
нам: "Половина
второго".
Две
строки в
газете.
Отдать больше
места под диалог вроде
бы
жалко. Но если максимально приблизить его к
истинно разговорному, если уйти
от вынужденного лаконизма, надо бы написать так:
- Который час? - спросил я имярек.
- Вы разве торопитесь? - сказал он.
- Да нет, - смутился я, - всего лишь проголодался.
- Половина второго.
Четыре
строки,
но
-
правда.
Читатель верит,
что
был именно
этот
разговор, что
автор
смутился, а
герой
едва
не
обиделся.
По-моему, это
чрезвычайно
важно
для нас, поэтому, работая над
диалогом,
мы
не
должны
забывать:
не
только
произносимые
слова
рождают
у
читателя
ощущение
достоверности происходящего,
но и психологическое
состояние говорящих:
их
настроение, их, если угодно,
физическая возможность произносить те или иные
фразы.
Иногда
мы
позволяем
себе
или
нашим
собеседникам
говорить
без
перебивки
целый
монолог, причем
совершенно не учитывая, какие
неприятные
слова звучат
в нашем и чужом
исполнении,
по характеру ли они нам
и нашим
собеседникам.
А ну,
как наш
герой
вспыльчив
и несдержан, и об этом
уже
сказали
читателю, а мы вдруг заставляем
его, такого вспыльчивого, спокойно
выслушивать
чью-то
длиннющую тираду, будто он каменный
сфинкс, тем
самым
противореча собственным словам, характеризующим его образ.
Да, жаль тратить газетную площадь на "живой" диа-лог,
но лучше, с моей
точки зрения,
тогда
совсем за него не браться. Приведу несколько примеров.
Вот
диалог,
взятый
из
одного
очерка,
опубликованного в
"Комсомольской
правде" и принадлежащего перу весьма опытного журналиста:
"Она
жила в Минске,
училась
на
первом курсе
пед-института, а тут -
призыв
на целину. "Перехожу на заочное.
И
-
еду!
Решение окончательное,
отмене не подлежит". Дом
уже казался далеким прошлым. А
впереди - "цветные
мечты".
Катя
излагала
Андрею Мурашову,
рослому
парню
из-под
Воронежа,
свесившему голову с верхних нар:
- Мне
представляется, что это
будет за город.
Точнее, агрогород, где
городские удобства сплетутся с прелестью
природы. Белые
дома среди зелени,
озеро в центре... А вокруг поля. Все пшеница, пшеница... Желтая. И разрезана
она на квадраты лесными полосами.
Мурашов
хотел сказать:
"Картина
с
плаката". Но не
решился
обидеть
соседку и согласился:
- Будет, конечно, город.
- И будет там школа с большими окнами. Я закончу институт и начну учить
в ней детей.
- Так пацанов-то нету, - усмехнулся Мурашов.
- Сейчас нет, но со временем будут.
Она так и
уснула, девчушка
в брючках и
пестреньких
носках.
Прикрыв
ресницы, Мурашов смотрел на нее и тоже думал, как оно все будет..."
Диалог
этот, возможно,
необходимый, служебная задача
нам ясна:
едут
люди на целину,
мечтают о будущем, как-то
представляют
его себе,
а потом
очеркист,
вероятно,
либо
подтвердит
реальность этих
представлений, либо
опровергнет.
Но
как искусственно сконструирован разговор! Он
происходит в
поезде? Молодые люди лежат на
полках? А если на
"нарах", то где? Наверное,
они шепчутся, чтобы
не
разбудить
окружающих? Один
этот факт может что-то
добавить к беседе, окрасить ее
задушевностью, доверительностью. Но где
все
это? Почему никто из
соседей не скажет раздраженно: "Погромче не можете?" И
почему Мурашов про
себя
думает,
что
представления девушки -
"картина
с
плаката", почему стесняется сказать это вслух? Не потому ли, что его реплика
потянет
за собой
то ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz