Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


С научно-методологической точки зрения метод фокус-групп применяется для того, чтобы прозондировать, как люди будут реаги¬ровать на запланированную акцию или предложение, и собрать ин¬формацию для разработки социологической анкеты, которая будет использована для более формализированных научных методов иссле¬дования.
Оживленный и эмоциональный разговор участников фокус-групп иногда позволяет неожиданно проникнуть в более глубокие пласты проблемы. Такую непредвиденную информацию пиэрмены называют «счастливыми находками». Поэтому фиксация неожиданных реакций служит главнейшей предпосылкой для использования неформальных методов, одним из которых как раз и является фокус-группа Ведь всегда лучше заранее знать о возможных неожиданностях еще до то¬го, как начнется проведение крупномасштабного социологического исследования.
И хотя метод фокус-групп относится к неформализированным ме¬тодам, однако он требует в определенной степени структурного под¬хода Обычно фокус-группа состоит из 6—12 тщательно подобран¬ных представителей целевой группы, которых просят углубленно об¬судить поставленную проблему или идею. Заседание фокус-группы, как уже отмечалось, записывают на видео- либо аудиокассету, которую потом внимательно анализируют, не пропуская малейших деталей в комментариях участников.
Наибольшая польза фокус-групп состоит в том, что данный метод позволяет организовать откровенную, спонтанную и детальную дис¬куссию даже среди людей, которые не были до этого знакомы. Кроме того, при необходимости фокус-группу можно быстро собрать, про¬вести заседание и проанализировать полученные материалы в течение одного дня, получив исходную информацию для планирования даль¬нейшей исследовательской работы. Скажем, если группа единогласно
181
заявляет об отрицательном отношении к рекламным материалам ор¬ганизации, это должно навести на глубокие размышления.
Вместе с тем всегда нужно помнить об ограниченности метода фокус-групп: даже несмотря на то, что группа людей тщательно под¬бирается, результаты обсуждения проблемы в фокус-группе, точно так же, как и информацию, почерпнутую при индивидуальной беседе, нельзя экстраполировать на более широкий круг людей или население определенной территории. Ведь здесь мы имеем дело с небольшой группой, подбор которой в общем-то не совсем случаен. К тому же групповое обсуждение проходит в искусственно созданной среде. По¬этому полученные результаты в строго научном понимании нельзя считать репрезентующими ту общественность, из состава которой подбирались участники. Фактически фокус-группы можно назвать типичными малыми группами неизвестной репрезентативности.
Кроме того, этот метод не лишен некоторых недостатков: 1) коор¬динаторы (модераторы) во время беседы могут оказывать воздействие на ход разговора в группе; 2) наблюдающие за заседанием фокус-группы, анализируя полученные материалы, могут отфильтровывать отдельные элементы разговора на основании субъективного воспри¬ятия и собственных интерпретаций.
Короче говоря, нет оснований для вывода о том, что результаты интервью методом фокус-групп могут заменить данные, полученные на основе формирования научно обоснованной выборки и проведения полномасштабного исследования общественного мнения. Подчерк¬нем еще раз — главная функция такого метода коллективного интер¬вью заключается в том, чтобы предварительно выяснить и прозонди¬ровать проблемы для их дальнейшего изучения с помощью формаль¬ных социологических методов.
Анализ
После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено интервьюирование (опрос) респондентов, наступает чет¬вертый, не менее ответственный этап исследования общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.
Надежность всех предложенных рекомендаций зависит от обос¬нованности и надежности собранных данных. Очень многое тут зави-
182
сит от погрешностей, возникающих в зависимости от степени репре¬зентативности и объема выборки, от того, удачно ли были сформули¬рованы вопросы анкеты, насколько корректно и непредвзято выпол¬нили свою работу интервьюеры. Но, из всего этого надежность реко¬мендаций и предположений зависит в наибольшей степени от вели¬чины предельной погрешности для различных по объему выборок.
Погрешность выборки — это погрешность, возникающая вследст¬вие того, что опрашиваются только избранные лица, а не все возмож¬ные по списку. Если бы мы опросили всех граждан по полному спи¬ску, то погрешности выборки не возникало бы. Если бы опросили всех, кроме одного, то все равно имели бы погрешность, поскольку один человек из общего списка оставался бы не опрошенным. Поэто¬му чем меньше объем выборки, тем большей будет погрешность.
Необходимо иметь в виду и другие постоянно возникающие про¬блемы, особенно при изучении общественного мнения во время изби¬рательных кампаний. Казалось бы, и выборки достаточно большие по объему, чтобы репрезентовать нужную для исследования совокуп¬ность избирателей, однако с учетом предельных погрешностей ре¬зультаты исследований оказываются статистически не значимыми. То есть разница или отклонение в реальных мнениях общественности, зафиксированных исследованием, зачастую оказываются недостаточ¬но большими, чтобы перекрыть границы стандартной предельной по¬грешности. Поэтому, анализируя полученные данные, всегда нужно определять величину предельной погрешности.
Предельная погрешность свидетельствует о том, в каких пределах может отклоняться реальное мнение всех вероятных респондентов (генеральной совокупности, величина которой превышает 100 тыс.) относительно какого-либо вопроса Если предельная погрешность ко¬леблется в пределах ±5% (погрешность для выборки в 400 человек) и по полученным результатам 60% против 40% высказались, скажем, в пользу борьбы с токсичными отходами, то можно быть уверенным, что в 95 случаях из 100 часть тех, кто проголосует в поддержку этой борьбы, будет колебаться от 55 до 65%. Итак, можно прогнозировать победу борцов за охрану окружающей среды. Однако если предель¬ная погрешность лежит в пределах ±10% (погрешность для выборки в 100 человек), и за эту борьбу проголосовало бы 65% опрошенных из¬бирателей, результаты выборов предвидеть невозможно. Действи¬тельные результаты будут колебаться между 45 и 65%.
183
Ниже приведена таблица стандартной предельной погрешности для выборок разного объема. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz