|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
|
|
рекламные ухищрения Ф.Барнума, вводившие публику в заблужде¬ние; пресс-посредничество как таковое; сокрытие правды магнатами-хищниками ради собственной выгоды, против чего выступили «разгребатели грязи»; попытки манипулировать сознанием людей во времена политических баталий и т.д. Одним словом, необходимо по¬стоянно помнить о прошлом, не забывать о примерах извращенной практики, чтобы снова не допускать тех же самых ошибок.
Не случайно в начале 1980-х годов на волне дебатов о роли и ме¬тодах связей с общественностью некоторые пиэрмены-практики (в отличие от попыток соединить ПР с идеологической работой) серь¬езно подняли вопрос о необходимости радикальных изменений в этой сфере.
Такие стремления в большинстве случаев начинались и заканчи¬вались изменениями названий должностей, занимаемых пиэрменами в штатных расписаниях организаций. Так, новым прикрытием для ПР-деятельности в то время стал термин общественные дела. Его на¬чали понимать не только как связи и коммуникации с внешними по отношению к организациям государственными органами (начиная с центральных и заканчивая местными), но и как связи с работниками средств информации (преимущественно с журналистами), с местным населением, международные общественные связи, связи с инвесто¬рами и акционерами, институциональную рекламу, связи с собствен¬ными служащими, управление проблемами и др.
Однако сегодня подобного рода расширенные трактовки рассмат¬риваются преимущественно в виде уточнений отдельных функций паблик рилейшнз. Что касается попыток поставить знак равенства между понятиями «общественные дела» и «паблик рилейшнз», то, по мнению большинства пиэрменов, это не совсем корректно, посколь¬ку, с одной стороны, общественные дела любой организации охваты¬вают в основном сферу связей с государственными органами различ¬ных уровней, а с другой, общественные дела — прежде всего одна из функций государственных служб как разновидности института паб¬лик рилейшнз.
Помимо сугубо терминологических вопросов, важным аспектом изменений в данной сфере можно считать новые тенденции в кадро¬вом пополнении армии пиэрменов. Специалисты, занимающиеся се¬годня связями с общественностью, — люди, которые, в отличие от своих предшественников, по базовой подготовке не принадлежат к сфере журналистики. По образованию это преимущественно про-
91
фильные специалисты тех организаций, где они работают. Например, пиэрменом в музее становится историк искусства; функции связей с общественностью в организации, оказывающей коммунальные услу¬ги, выполняет инженер данного профиля, в медицинском учрежде¬нии - человек, имеющий медицинское образование, и т.д. Ответст¬венный за связи с общественностью в той или иной организации ны¬не приглашает консультантов по вопросам коммуникации для раз¬решения возникающих в его работе каких-либо узких вопросов.
И еще одна особенность. Внутри организации существенно меня¬ется штатное положение специалистов, отвечающих за вопросы коммуникации или связи с общественностью. В конце 80-х — начале 90-х годов в большинстве стран мира наблюдается ряд новых про¬цессов: заметной стала реструктуризация корпораций, их разъедине¬ние, слияние, накопление новых свойств; усиливается дефицит бюд¬жета государственных учреждений; во многих некоммерческих ор¬ганизациях обостряются финансовые проблемы. В связи с этим, к ка¬кому бы типу не относились организации, в них в наши дни ужесто¬чается осуществление функций сферы паблик рилейшнз: сокращает¬ся штат пиэрменов; ощутимой становится тенденция к выполнению большего объема работы тем же количеством штатных сотрудников отделов связей с общественностью.
Распространены и другие явления. Многие учреждения пытаются частично или полностью переложить свои нагрузки в сфере паблик рилейшнз на профессиональные фирмы или консалтинговые ПР-агентства, чрезвычайно быстро разрастающиеся и увеличивающие свою прибыль. Фирмы паблик рилейшнз, в свою очередь, сливаются, скупают фирмы, меньшие по размерам, а то и просто поглощают их. Крупные ПР-фирмы становятся еще крупнее, создавая филиалы в различных регионах страны и за рубежом. В происходящих процес¬сах все более заметной становится неприятная тенденция, заклю¬чающаяся в том, что ПР-фирмы скупаются мощными прибыльными рекламными агентствами якобы для того, чтобы предлагать своим клиентам комплексные услуги на коммуникационном рынке. Подоб¬ное подчинение института паблик рилейшнз рекламе трудно оправ¬дать: это было бы равнозначно согласиться с тем, что все управление организацией или учреждением должно осуществляться отделом рекламы.
В таком водовороте зачастую противоречивых процессов ПР-специалистам приходится реализовывать свои способности, работая
92
в ПР-отделах отдельных организаций, в коммерческих консульта¬тивных ПР-фирмах и т.д. Но, где бы они ни работали, их место в большинстве случаев должно быть рядом с первыми руководителя¬ми. Пиэрмены не просто подотчетны высшему руководству корпораций или других организаций, они принимают непосредственное участие в укреплении репутации организации как основного ее капитала
Паблик рилейшнз начинаются с высшего руководства
Уже давно стало аксиомой, что репутация организации в значи¬тельной мере обусловливается поведением ее руководителей. От то¬го, как поступает высшее звено менеджеров, что они говорят, зависят восприятие и интерпретация ПР-усилий организации средствами массовой информации. Другими словами, паблик рилейшнз по своей природе, содержанию решаемых задач непосредственно связаны с функцией стратегического менеджмента.
Приведем два примера, ставших уже хрестоматийными.
В свое время в бутылках с минеральной водой американской фирмы «Сорс Перриэр» были обнаружены следы бензина Реакция руководителей фирмы на этот инцидент оказалась непоследователь¬ной. Сначала они заявили, что бензин попал в бутылки случайно во время их промывания, поэтому, якобы, количество бутылок с загряз¬ненной водой ограничивается несколькими экземплярами, обнару¬женными в Южной Америке. Новая порция объяснений поступила после того, как с помощью анализов было установлено наличие бен¬зина в бутылках с водой уже в Европе. На этот раз руководство фир¬мы объяснило следы бензина обычными перебоями в системе фильт¬рования. И наконец, уже покрасневшее от стыда, руководство «Сорс Перриэр» объявило о повсеместном изъятии из торговли своей пить¬евой воды, когда анализы показали, что люди в различных частях света уже несколько месяцев употребляли загрязненную продукцию.
Такая непоследовательность действий и объяснений привела к тому, что средства массовой информации буквально «разнесли на части» эту фирму, поставив ребром вопрос о честности ее руково¬дства и угрозе здоровью людей, возникшей по его вине.
Совершенно другим было поведение высшего руководства из¬вестной американской компании «Джонсон и Джонсон», когда в 1982 году кто-то подмешал цианистый калий в производимый ею «Тайленол» — пользующееся популярностью средство от головной боли, вследствие чего умерло несколько человек. Дирекция компа-
93 ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294