Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


215
стоящей из трех очевидных компонентов: клиента (лицо либо органи¬зация), массы (население) и процесса коммуникации (взаимодействие между ними). (См.: Childs H.L Public Opinion: Nature, Formation, and Role. — N.J., 1965. —P. 269-271).
Все эти составные элементы нужно постоянно изучать, анализи¬ровать в их динамике и взаимодействии. Пиэрмен обязан знать все: и клиента (его историю, традиции, слабые и сильные стороны), и соци¬альные группы (их состав, структуру, уровень культуры, психологи¬ческие особенности и т.д.), и средства коммуникации (масштабность действий, способности персонала, профессиональные характеристи¬ки, политические предпочтения, среду распространения и др.). Дру¬гими словами, нужно учитывать максимальное количество перемен¬ных величин, способных повлиять на характер отношений между корпорацией и другими институтами и массами, чтобы разработать и успешно осуществить ПР-программу. Х.Чайлдз считал, что только такой подход может быть полезным для анализа любой ситуации, связанной как с вопросами социальных экономических отношений, так и политической жизни.
Итак, какими бы ни были особенности тех или других предлагае¬мых подходов к управлению процессом паблик рилейшнз, все они начинаются с исследовательской работы, анализа сложившейся си¬туации (или содержат их как важный этап). Аналитическое зондиро¬вание проблемы помогает делать обоснованные выводы относитель¬но мер, которые следует предпринять организации в конкретных об¬стоятельствах, на какую группу людей или организаций нацелить свои усилия, какие выбрать варианты влияния на общественное мне¬ние в каждом отдельном случае.
Теперь подробнее рассмотрим все этапы разрешения ПР-проблемы.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: определение проблем паблик рилейшнз
Роль исследования в планировании стратегии
Постоянное изучение явлений и процессов общественной жизни, мониторинг социального окружения — это не только первый шаг в Длительном процессе регулирования связей с общественностью, но, вероятно, и наиболее трудный. Акцентируя внимание на данном об-
216
стоятельстве, исследователи нередко ссылаются на общеизвестную басню о слоне и шестерых слепых: натолкнувшись на огромное жи¬вотное с разных сторон, каждый из них говорил лишь о той части слона, с которой столкнулся именно он. В итоге составленная вместе информация оказалась весьма далекой от реальности. Например, тот, кто наощупь обследовал хобот, делает вывод: «Слон очень напомина¬ет змею!». Другой, ощупывавший колено, заявляет: «Все ясно, слон похож на дерево!». Процесс продолжается, и каждый высказывается только о той части слона, которую обследует. В общем-то каждый из них в отдельности был по-своему прав, однако целостное описание животного оказалось далеким от действительности, несмотря на то, что они «долго и громко» спорили, основываясь на личном знакомст¬ве со слоном. История до смешного проста, однако она лишний раз дает понять, что без всестороннего, систематического исследования проблемной ситуации специалисты по паблик рилейшнз рискуют оказаться в ситуации тех самых слепцов из басни.
Анализ деятельности пиэрменов безоговорочно доказывает, что глубокое знание методов изучения общественных явлений и процес¬сов во всем их разнообразии является одним из главнейших требова¬ний при подготовке и повышении квалификации специалистов по паблик рилейшнз. С другой стороны, что также справедливо, практи¬ки зачастую сетуют на отсутствие средств и нехватку времени, объяс¬няя, почему так мало внимания уделяется исследовательской работе.
В какой-то мере принимая эти объяснения, подчеркнем все же, что главная причина недостаточного внимания практиков паблик ри¬лейшнз к исследовательской работе заключается, с одной стороны, в неумении пользоваться методами этой сложной работы, а с другой, — в несерьезном отношением к необходимости этой работы со стороны руководителей организации. Пришедшие в сферу связей с общест¬венностью, учась в свое время в вузах, либо не приобрели требуемых навыков использования научных, особенно социологических, методов исследовательской работы (что было наиболее типично для высшей школы советских времен, когда история КПСС и научный коммунизм в преобладающем большинстве случаев считались вершинами гумани¬тарного образования будущих специалистов), либо мало кто из них ду¬мал, что эти методы им когда-нибудь пригодятся в жизни.
Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Десятки лет не только у нас, но и на Западе господствовал миф о том, что сфе-
217
ра связей с общественностью имеет дело с неуловимой социальной материей, которую абсолютно никак нельзя измерить. Но год за го¬дом, особенно в последние десятилетия, этот миф все труднее и труд¬нее насаждать среди ориентированных на практический результат компаний и менеджеров, привыкших принимать решения, опираясь на факты и их объективный анализ. То же самое происходило и в об¬ласти политики, когда руководство избирательными кампаниями все меньше и меньше осуществлялось на ощупь, с учетом ограниченного числа переменных социально-политических величин, и требовало на¬учного подхода к разработке стратегии и тактики избирательных го¬нок, даже на местном уровне. Без глубокой исследовательской прора¬ботки практики паблик рилейшнз не могут убедительно утверждать, что знают ситуацию и способны предложить надежные пути разре¬шения проблемы. Только вооружившись методикой исследователь¬ской работы, теоретическим анализом ситуаций, они решительнее стали отстаивать свои предложения перед руководством организаций. В общем можно утверждать, что исследование представляет собой систематический сбор информации, необходимой для всестороннего понимания ситуации, проверки предположений относительно обще¬ственности и последствий связей с нею. Исследование выступает не просто научным дополнением, но и альтернативой традиционной ста¬рательности, уважению к авторитетам и интуиции. Основное его при¬звание — устранить элементы неуверенности при принятии решений. Даже несмотря на то, что исследовательская работа не может ответить абсолютно на все вопросы и гарантировать правильность всех решений, все же только в методологически выверенных, систематических иссле¬дованиях заложена гарантия установления эффективных связей с обще¬ственностью и умелого разрешения возникающих здесь проблем.
Проблемы в сфере паблик рилейшнз и пути их определения
В закрытых системах проблемы, как правило, сами дают о себе знать, причем нередко в виде кризисов. В таких случаях усилия в сфе¬ре связей с общественностью скорее напоминают работу «пожар¬ных», нежели техников «по противопожарной безопасности». Неред¬ки случаи, когда руководство организации прилагает огромные уси¬лия для того, чтобы не допустить нежелательных с его точки зрения мнений или действий внутри своей организации; когда оно затрачи¬вает огромные средства вместо того, чтобы доказать другим свою
218
правоту в борьбе с внутренними инакомыслящими; когда, что еще удивительнее, впустую тратятся энергия и средства вместо того, что¬бы извиниться за необдуманные поступки, заявить о новых шагах для преодоления кризисной ситуации, сложившейся по вине того же ру¬ководства, заверить, что подобное больше не повторится; когда груп¬па активных граждан обращается в суд и начинает судебный процесс против новых проектов организации, которые не были своевременно доведены до сведения общественности, а потому вызвали (причем часто необоснованное) подозрение как представляющие опасность для здоровья людей. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz