Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что во всех описанных ситуациях успех или неудача зависели по сути дела от такого важного элемента политического и экономического управле¬ния, как необходимость налаживания благоприятных отношений с партнерами (будь это отдельно взятый предприниматель, избиратели или мировая общественность), или, как давно уже принято говорить на Западе, - от выполнения требований системы паблик рилейшнз.
Откровенно говоря, мы знаем об этой системе очень мало. На За¬паде паблик рилейшнз — это и развитая научно-прикладная дисцип¬лина, и повседневная практическая деятельность как важнейшая со¬ставная часть любой системы управления, связанной с общественно¬стью, с людьми. Объяснить это не трудно. Ведь наука и искусство паблик рилейшнз имеют смысл лишь в условиях демократического общества. Тоталитарная же система, лицемерно выступая от имени народа, фактически игнорировала его. Реальные потребности, мысли и настроения отдельных людей и слоев населения, несмотря на по¬стоянные идеологические заклинания, в действительности считались делом второстепенным. Главными средствами управления во всех сферах общественной деятельности были приказания и наказания. Уделом населения являлось беспрекословное подчинение «мудрым указаниям» сверху. Каждый, кто пытался этому противостоять, не¬медленно наказывался, причем очень сурово, чтобы другим было не¬повадно. И, разумеется, если социологические опросы совсем еще недавно выявляли неблагоприятное для руководства общественное
26
мнение, то тем хуже было для этого мнения, - его всячески игнориро¬вали и замалчивали. Не сладко было и социологам.
Определение паблик рилейшнз
Связи с общественностью — явление намного более глубокое и широкое, чем просто отделы, функционирующие в отдельных орга¬низациях и учреждениях, или самостоятельные консультативные фирмы паблик рилейшнз, к услугам которых обращаются клиенты. И теоретики, и практики системы паблик рилейшнз постоянно подчер¬кивают, что она является наукой и искусством формирования обще¬ственного мнения в желаемом направлении. Третье издание между¬народного Вебстерского толкового словаря определяет паблик ри¬лейшнз как «науку и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью».
Несколько иной акцент определение паблик рилейшнз имеет у тех авторов, которые стремятся подчеркнуть особенности задач и уровень ответственности, возлагаемый на эту систему. В итоге пред¬лагается ряд операциональных определений того, что составляет ее содержание и функциональную нагрузку. Одной из подобных попы¬ток можно считать определение, предложенное бюллетенем «Паблик рилейшнз ньюз», и получившее широкое одобрение специалистов: «Паблик рилейшнз — это функция управления, призванная оцени¬вать отношение публики, идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно общественных интере¬сов и выполнять программу деятельности, направленную на дости¬жение понимания и восприятия ее массами» (то есть тут подчеркива¬ется деятельностный подход.—В.К.)
Стремление определить сущность паблик рилейшнз, перечисляя свойственные этой системе функции, довольно широко распростра¬нено среди теоретиков и практиков. Известный американский иссле¬дователь Рекс Ф.Харлоу попытался обобщить более пятисот дефини¬ций, накопившихся в специальной литературе с начала XX века, и на основании этого предложил свое собственное определение, охваты¬вающее концептуальные и операциональные аспекты связей с обще¬ственностью: «Паблик рилейшнз — это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопо¬нимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и
27
ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения про¬блем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении обще¬ственного мнения и реагировании на него; определять и подчерки¬вать ответственность руководства в вопросах служения обществен¬ным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в со¬ответствии с требованиями времени; выступать системой заблаго¬временного предупреждения, помогая предвидеть тенденции разви¬тия; в качестве своих основных средств использовать научные мето¬ды, основанные на этических нормах общения» (Harlow Rex F. Building a Public Relations Definition // Public Relations Review. — 1976, Winter. — Vol. 2, № 4.—P. 36).
Общество паблик рилейшнз Америки в 1982 году утвердило еще более пространное «Официальное заявление по поводу паблик ри¬лейшнз», рекомендованное как нормативное определение предмета паблик рилейшнз. В дополнение к перечисленным концептуальным принципам деятельности в этом документе сделана попытка опреде¬лить составные части профессии, результаты усилий и требования к знаниям специалистов по паблик рилейшнз. Приводим его полностью: «Способствуя достижению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, паблик рилейшнз помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и по¬ступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и обще¬ственной деятельности.
Паблик рилейшнз служат многим социальным институтам: пред¬приятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, доброволь¬ным ассоциациям, фондам, больницам, образовательным и религиоз¬ным организациям. Для достижения своей цели эти институты долж¬ны налаживать прочные связи с различными аудиториями и соци¬альными группами: рабочими, членами различных объединений, по¬требителями, местными общинами, акционерами и др., а также с об¬ществом в целом.
Достижение целей организации требует от руководства понима¬ния сути отношений и ценностей людей, с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней средой. Специалист по паблик ри¬лейшнз выступает в роли советника руководителя и, будучи посред¬ником, помогает переводить его собственные цели и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики. Как функция управления паблик рилейшнз охватывают:
28
•
предвидение, анализ и интерпретацию общественного мне¬ния, отношений и спорных вопросов, способных положи¬тельно или отрицательно повлиять на деятельность и планы организации;
•
консультирование руководства всех уровней организации по вопросам принятия решений, определения направления дей¬ствий и коммуникации с обязательным учетом обществен¬ных последствий его деятельности, а также социальной и гражданской ответственности организации в целом;
• ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz