|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
|
|
Подобный подход противоречит принципам социальной от¬ветственности институтов гражданского общества, фактически подталкивая к тому, чтобы относиться к общественности как к объекту обмана, манипулирования исключительно в эгоистиче¬ских интересах субъектов, благоприятный имидж которых соз¬дается любой ценой. Однако общественность можно одурачи¬вать лишь некоторое время. Долго можно обманывать только
12
определенную ее часть. Обманывать же всю общественность, причем постоянно, не удавалось еще никому. На том стоят чест¬ные, социально ответственные представители современного ин¬ститута паблик рилейшнз. Конечно, в истории паблик рилейшнз не раз бывали случаи имиджмейкерства, когда попирались нор¬мы морали и этики. Однако рано или поздно это неизбежно за¬канчивалось плохо. Обращаться к подобной практике как к об¬разцу — непростительная ошибка, свидетельство непонимания истинного призвания системы паблик рилейшнз в ее современ¬ном цивилизованном толковании.
Неотъемлемой чертой гражданского общества, к которому стре¬мятся постсоветские государства, в том числе суверенная и незави¬симая, Украина, является развитие, наряду с государственными структурами, массовых движений, партий, групп по убеждениям и другим особым интересам. Такое общество тяготеет к децентрализа¬ции чрезмерной власти государства, передавая часть своих полно¬мочий органам самоуправления, к налаживанию взаимодействия ин¬ститутов и организаций с общественностью на основе согласования их позиций, взаимного сотрудничества и пользы. Наилучшим инст¬рументом достижения такого взаимопонимания в обществе как раз и становятся паблик рилейшнз.
Естественно, связи с общественностью как социальный и профес¬сиональный институт нельзя считать панацеей от всех бед нашего кризисного общества. Например, причины неудовлетворительного состояния экономики, науки и культуры независимой Украины, по¬строения ее государственности настолько глубоки, что одними лишь методами паблик рилейшнз накопившиеся проблемы не разрешить. Вопрос заключается в ином: можно ли смягчить отрицательное от¬ношение, сложившееся у определенных групп общественности к ру¬ководящим государственным и другим новым структурам общества, к политическим институтам, широко развернувшим свою деятель¬ность? Мировой опыт функционирования системы паблик рилейшнз бесспорно доказывает, что этого можно достичь.
Овладение наукой и искусством связей с общественностью, ос¬воение этой специальности приобретают для нас особое значение. К сожалению, мы еще не совсем готовы к решению такой задачи. Оп¬ределенный круг людей, в различной степени интересующихся и за¬нимающихся вопросами паблик рилейшнз, остается малочисленным и, главное, недостаточно квалифицированным. В Украине, например, несмотря на отдельные попытки, практически отсутствует проду-
13
манная и обеспеченная квалифицированными специалистами систе¬ма фундаментальной подготовки кадров на уровне высшей школы по данной специальности. Недостаточно внимания уделяется препода¬ванию этой дисциплины и в тех высших учебных заведениях, где го¬товятся кадры для нужд рыночной экономики. Теория и методология паблик рилейшнз не включены в число обязательных общеобразова¬тельных дисциплин при подготовке специалистов гуманитарного профиля.
Крайне необходимым оказалось освоение основ паблик рилейшнз в последипломном образовании, на курсах переподготовки и повы¬шения квалификации работников сферы управления, органов само¬управления, народного хозяйства и предпринимательских структур. Наукой и искусством паблик рилейшнз должны всесторонне овла¬деть лидеры и активисты молодых политических партий и многочис¬ленных общественных объединений. Вероятно, есть основания для следующего обобщения: чтобы соответствовать уровню стандартов современной демократии, требованиям цивилизованных рыночных отношений, условиям вхождения в семью развитых стран мира, лю¬ди, учившиеся в советские времена, должны восполнить пробелы в своих знаниях, вызванные отсутствием систематизированного пред¬ставления о теории, методологии и методике паблик рилейшнз.
Институциализация цивилизованной профессиональной системы паблик рилейшнз на постсоветском пространстве пробивает себе до¬рогу через множество объективных и субъективных препятствий. Ес¬тественно, содержание препятствующих факторов объективного и субъективного характера, удельный вес первых и вторых в их общей сумме всегда конкретно историчны. По всей видимости, сегодня осо¬бенно серьезных объективных преград для развития системы паблик рилейшнз в странах СНГ, в том числе и в Украине, гораздо меньше, чем субъективных.
Если говорить о позитивных объективных условиях, во-первых, принципиальным можно считать, что наличие прорыночной атмо¬сферы в постсоветских странах, при всех существующих здесь слож¬ностях, создает более благоприятную объективную почву для разви¬тия паблик рилейшнз, по сравнению с теми условиями, которые су¬ществовали во времена командной системы. (Для этого достаточно вспомнить судьбы социологии в СССР).
Во-вторых, в процессе становления цивилизованной отечествен¬ной системы паблик рилейшнз мы имеем возможность воспользо¬ваться опытом стран развитой демократии, где институт ПР достиг
14
высокого уровня совершенства и, главное, осознания своей высокой общественной миссии в условиях гражданского общества.
В-третьих, в развитых странах мира уже сложилась десятилетия¬ми отработанная система базового образования в области ПР, осо¬бенно в США, Великобритании, других странах Западной Европы. Здесь испытан и рекомендован корпус знаний и навыков, необходи¬мых для подготовки ПР-специалиста (Золотой доклад IPRA - «Ре¬комендации и стандарты образования в области PR», «Колесо PR-образования», документы Комиссии по вопросам PR-образования PRSA и др.).
В-четвертых, сегодня уже сформулированы основные квалифика¬ционные требования к дипломированному ПР-специалисту, которые он должен уметь выполнять в области планирования, управления, аналитической работы, рекламы, экономических, производственных и социальных отношений, в сфере политики и коммуникации, а так¬же образовательной деятельности.
Наконец, в мировой практике уже сложилось устойчивое пред¬ставление о месте ПР-подразделения в функциональной структуре организаций различного размера, содержании и объеме функций его персонала Все это в совокупности дает нам ориентиры для базовой теоретической, научно-методологической и методической подготов¬ки кадров.
Безусловно, перечень общих положительных объективных пред¬посылок становления системы образования в области паблик ри¬лейшнз в постсоветских государствах можно продолжить. Главное -суметь ими воспользоваться. Именно в этом задача пионеров ПР, первого поколения отечественных специалистов в данной области.
Однако здесь существует ряд серьезных препятствий объективно¬го и, особенно субъективного характера, часто тормозящих, а то и дискредитирующих как содержание подготовки и повышения ква¬лификации практикующего в области паблик рилейшнз персонала, так и нарождающийся институт отечественных ПР. ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294