Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой из¬мерения интенсивности (и одновременно направленности) общест¬венного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы ан¬кеты типа «полностью согласен — согласен — мне все равно — не согласен—абсолютно не согласен».
Стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фик¬сация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.
Информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких
161
людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.
Социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принад¬лежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.
Установка и общественное мнение
Чтобы глубже осознать процесс воздействия на общественное мнение, пиэрмены изучают психологические механизмы его форми¬рования.
Выше мы говорили, что мнение — это выражение установки (attitude) по отношению к определенной проблеме. Существует общее предположение, что установка — это устойчивая склонность людей определенным образом воспринимать объект, проблему и др. Вместе с тем последние исследования специалистов позволяют утверждать, что установки прежде всего являются оценками, данными людьми конкретным проблемам или вопросам, исходя из своих ориентации.
Индивидуальные ориентации содержат в себе восприятие индиви¬дом проблем или объектов в определенных обстоятельствах и вос¬приятие значения мнения других людей об этих же проблемах или объектах. Когда ориентации двух и более индивидов направлены как на одни и те же проблемы или объекты, так и друг на друга, эти инди¬виды пребывают в состоянии «коориентации».
Рассмотрим эти явления более подробно.
Ориентация
Индивиды имеют мнения разной степени устойчивости и интен¬сивности. О ценности объектов они судят, опираясь на предшест¬вующий опыт взаимодействия с ними и на оценку этих объектов при текущих обстоятельствах. Первый тип ценности объекта складывает¬ся благодаря заранее сформированной личностной предрасположен¬ности индивида, поскольку чувства, вызываемые объектом, возникли и обогатились на основании предшествующего собственного жиз¬ненного опыта. Эта предрасположенность связана с тем, что индивид что-то привнес в ситуацию из своего собственного опыта. Другим ис¬точником ценности выступает устойчивость, обусловленная относи-
162
тельной ценностью объекта, придаваемой ему индивидом с помощью пообъектных сравнений ряда их свойств. Устойчивость ценности мо¬жет колебаться в зависимости от того, какие свойства объекта рас¬сматриваются при сравнении или же какие дополнительные объекты используются для сравнения. Другими словами, заранее созданная личная предрасположенность указывает, какие чувства у индивида вызывает объект независимо от ситуации, тогда как устойчивость за¬висит от оценки индивидами ситуации. Поэтому, чтобы описать и по¬нять индивидуальное мнение об определенном объекте, необходимо «измерять» как его заранее сформировавшуюся предрасположен¬ность, так и устойчивость. Существующие между ними различия по¬могают установить связь между установками и мнениями.
Установка как независящее от конкретной ситуации стойкое предпочтение индивида в отношении определенного объекта, — это устойчивая, созданная на основе длительного жизненного опыта и оценки накопленной информации склонность тем или иным образом воспринимать объекты и реагировать на них. В свою очередь мнение — это высказанное суждение об объекте в конкретной ситуации или при специфическом стечении обстоятельств. Как уже говорилось, мнения в известной мере отражают установки индивида, одновре¬менно учитывая особенности текущей ситуации.
Различия между установками и мнениями можно объяснить двоя¬ко. Во-первых, мнения, как правило, являются вербализованной или иной открытой формой реакции на определенные стимулы (пробле¬мы), тогда как установки — это более глубокие тенденции общего предвзятого — положительного или отрицательного — отношения к некой совокупности стимулов как целому. То есть, если мнения име¬ют преимущественно ситуативную природу, то установки являются более стойкими образованиями в психике человека, не связанными с конкретной ситуацией. Во-вторых, по своей природе мнения носят преимущественно аффективный (эмоциональный) характер. Если мнение — это непосредственная, интуитивная ориентация, то уста¬новка представляет собой взвешенный, построенный на обдумывании вероятный выбор действий из ряда определенных альтернатив соци¬альной матрицы.
Именно потому, что мнения принимают форму высказываний и суждений, они имеют большое значение для изучения и формирова¬ния общественного мнения. С другой стороны, межличностные
163 ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz