Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


289
гии». Чтобы убедиться в том, что он имеет именно такую установку (склонность к экономии энергии), следует при помощи целого ряда ис¬следований изучить его отношение к данной проблеме. (В числе суще¬ствующих исследований социальных установок можно назвать попыт¬ки их количественного измерения с помощью специально сконструиро¬ванных шкал, предложенных Л.Терстоуном, Р. Ликертом и др.).
И, наконец, оценка результатов выполнения ПР-программы связа¬на с вопросом подсчета количества людей, изменивших свое поведе¬ние и начавших действовать определенным желаемым образом. Проблема эта не из простых, поскольку изменение линии поведения не обязательно является следствием повышения уровня информиро¬ванности и изменения склонностей человека Временами исследова¬ния не дают надежной оценки поведения, особенно если респонден¬тов просят ответить на вопросы, касающиеся поведения в интимных или общесоциальных жизненных обстоятельствах. Не случайно мало кто признается, что игнорирует правила трудовой дисциплины, рас¬поряжения руководства, берет взятки, ездит «зайцем» в обществен¬ном транспорте и пр.
Оценивая влияние ПР-программы на поведение общественности, прибегают к методам прямого и опосредованного исследования. К прямым можно отнести подсчеты количества тех, кто принял участие в организованных мероприятиях, пришел на митинг, позвонил или прислал письмо по конкретному вопросу в организацию, и другие ви¬ды наблюдения за поступками и действиями людей. Такого рода пря¬мые наблюдения не требуют обращения к специальным исследова¬тельским организациям, разработки особых социологических мето¬дик. К методам опосредованного наблюдения за изменениями в пове¬дении людей можно отнести, например, регистрацию и отчеты о приеме граждан учреждениями и организациями по соответствую¬щим вопросам, наблюдения по типу тех, которыми пользуются в му¬зеях, а именно, когда популярность какого-либо экспоната определя¬ют по стоптанности пола около него, или когда популярность какой-нибудь книги или информации устанавливают на основе формуляров читателей библиотеки. Это и есть те самые «ненавязчивые» (незамет¬ные) методы неформальных исследований, о которых мы уже гово¬рили в данной главе.
Итак, для того, чтобы надежно оценить ожидаемые изменения в поведении групп целевой общественности, необходимо использовать
290
комбинированный подход, применять разнообразные методики, по¬зволяющие определить эффективность влияния реализации ПР-программ и вычленить те случайные факторы воздействия, которые не были учтены на этапе планирования программы.
Однако обобщающим показателем эффективности реализации ПР-программ обычно является фиксация числа людей, отозвавшихся на призывы организации и реально продемонстрировавших ожидаемую линию поведения Такими результатами в ряде случаев могут быть: ко¬личество тех, кто бросил курить вследствие выполнения программы борьбы с этой вредной привычкой; снижение рождаемости в результате реализации образовательных программ планирования семьи (програм¬мы, которые уже долгое время инициируются ООН) и т.д.
В сфере политики таким обобщающим показателем нередко счи¬тается достижение запланированной политической цели или факти¬ческое решение определенной острой проблемы: победа на выборах или при проведении референдума (программа избирательной кампа¬нии), принятие или отклонение какого-либо законодательного акта (программа лоббирования), сбор ожидаемого количества средств (программа кампании по сбору средств) и пр. Окончательный крите¬рий оценки результатов выполнения ПР-программы именно такого уровня и есть наиболее очевидным и убедительным для каждого скептика, высказывающего сомнения относительно эффективности теории и практики паблик рилейшнз. Но это вовсе не означает, что оценка промежуточных результатов выполнения ПР-программы не имеет значения. Как правило, случается так, что именно промежуточ¬ные результаты заранее показывают, чего можно ожидать в конечном счете, если не прибегнуть к дополнительным усилиям для исправле¬ния положения. Конечно, неединичны случаи, когда промежуточные показатели кажутся обнадеживающими, а конечный результат оказы¬вается совершенно противоположным. В большинстве случаев это свидетельствует об одном из двух: либо установление промежуточ¬ных результатов было некорректным, либо при завершении програм¬мы произошло существенное неожиданное событие, шатнувшее об¬щественное мнение в противоположную сторону.
291
Интерпретация результатов оценки ПР-программы
В паблик рилейшнз, как и во всех других открытых системах, оце¬ночный процесс не ограничивается только измерением изменений во внешней среде. Тут для всех этапов процесса оценочного исследова¬ния, содержание которого мы уже рассмотрели, свойственно то, что принятые критерии должны в равной степени применяться для оцен¬ки как внутриорганизационных процессов, так и происходящих за пределами организации. Поэтому полная и окончательная оценка ре¬зультатов выполнения ПР-программы должна включать показатели ее влияния на внешние группы общественности, на саму организацию и общее для них социальное и культурное окружение. Большие объе¬мы и сложность выполнения таких задач служат объяснением, почему так редко реализуется исследовательская работа по полной оценке выполнения ПР-программ именно закрытыми системами, которые, к сожалению, все еще практически доминируют в большинстве сфер общественной жизни.
Разумеется, подтверждение эффективности ПР-программ — дос¬таточно сложная задача, тем более, что это необходимо доказывать на всех этапах управления процессом паблик рилейшнз. На протяже¬нии всего ПР-процесса оценка должна быть постоянным и очень от¬ветственным элементом. Мало чего стоят итоговые оценки, показы¬вающие только, была ли ПР-программа эффективной. В то же время формализованные исследования перед началом разворачивания про¬граммы и в ходе ее выполнения предоставляют необходимую инфор¬мацию для сравнения окончательных результатов с ситуацией, суще¬ствовавшей накануне проведения программы и тогда, когда по ходу ее реализации вносились определенные коррективы. Однако, даже имея положительные или отрицательные доказательства, всегда сле¬дует быть очень осторожным при их оценке и интерпретации. На¬пример, можно трояким образом интерпретировать, почему выдвину¬тые цели оказались недостижимыми и решение задачи не получило фактического подтверждения при окончательной оценке результатов ПР-программы:
292
1.
Даже если процесс подготовки и выполнения программы со¬ответствовал всем требованиям, ошибочной могла оказаться теория, на которой строилась стратегия программы.
2.
Если теоретические основы программы были верными, то в таком случае причиной безрезультатности программы могли быть ошибки, допущенные во время подготовки и/или реали¬зации программы.
3. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz