Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Деятельностная составляющая реализации программы
Уже давно замечено, что дела красноречивее слов. Тем не менее еще и сегодня находится немало людей, в том числе и среди пиэрме¬нов, которые, к сожалению, считают, что большинство проблем в сфере связей с общественностью можно разрешить с помощью одной лишь коммуникации. Но в то же время хорошо известно, что пробле¬мы в данной сфере создаются, как правило, делами, событиями, по¬ступками, а не чем-то сказанным. Исключением могут быть случаи, когда «что-то сказанное» само по себе становится событием. Проис-
249
ходит это тогда, когда наделенные огромными полномочиями лица, руководители организаций выступают с заявлениями о новых на¬правлениях политики или же когда их комментарии преступают нор¬мы морали, общепризнанные правила человеческого общежития, идут вразрез с предшествующими обещаниями и др. ПР-проблема может обостриться еще более, если подобные заявления или коммен¬тарии появляются в официальных средствах информации.
Само собой разумеется, что если какое-то событие создало про¬блему, обязательно нужно что-то предпринять для ее разрешения. Другими словами, для нейтрализации влияния первоисточника, вы¬звавшего проблему, необходимы корректирующие ПР-акции.
ПР-акции должны быть социально ответственными событиями или действиями, к которым прибегает организация, исходя из совета специалистов по паблик рилейшнз. К подобного рода акциям могут относиться изменения в политике, в процедурах принятия решений, не допускающих безответственных заявлений и их негативных по¬следствий, улучшение качества продукции, услуг, трансформация общей линии поведения руководства организации разных уровней. Эти изменения должны быть подчинены как задаче достижения стра¬тегических целей организации, так и удовлетворению потребностей разных групп ее внешней общественности. Словом, корректирующие ПР-акции должны служить обоюдным интересам и организации, и ее общественности. Понятно, что такие корректирующие ПР-акции должны основываться на глубоком знании сложившейся ситуации, предвидении последствий ПР-акций и событий, запланированных ор¬ганизацией для оздоровления общей ПР-ситуации.
В то же время при осуществлении корректирующих ПР-акций нужно концентрировать внимание не только на внешней обществен¬ности, но и на внутреннем персонале организации. Задача заключается в том, чтобы предложенные изменения в политике организации вос¬принимались ее высшим руководством и остальным персоналом как нечто более важное и масштабное, чем просто акты паблисити или про¬пагандистская работа на пользу только ее внутренним интересам.
Как уже говорилось, в современных условиях организация и ее политика являются открытыми системами, в которых паблик ри¬лейшнз строятся на основе двусторонней симметричной модели. В данном случае это значит, что планируемые изменения должны быть одинаково выгодными и внутренней, и внешней общественности ор-
250
ганизации и происходить как внутри организации, так и в ее ближай¬шем социальном окружении. При этом очень важно, чтобы имело место не просто очищение имиджа организации (акции ради создания положительного имиджа), но и «очищение» самих действий (измене¬ние политики в лучшую сторону),
И если система паблик рилейшнз призвана оказывать воздействие на построение взаимовыгодных отношений между общественностью и организацией ради выживания и успеха последней, то в таком слу¬чае пиэрмены должны активно участвовать в разработке стратегии действий и координации этой стратегии с коммуникативными уси¬лиями организации.
Акции и специальные события
За время своего существования система паблик рилейшнз накопи¬ла огромный опыт использования разнообразных акций и событий для создания благожелательного отношения к организации или от¬дельным лицам. В частности, при выполнении программ пиэрмены широко используют метод создания специальных событий. Они за¬кладывают создание событий в программы, чтобы инициировать но¬вости, особенно в тех случаях, когда повседневная деятельность орга¬низации не создают достаточного количества новой информации. По¬этому программы должны быть ориентированы на событие. «Цен¬тральное событие, — отмечает Дж.Гендрикс, — может сделать про¬грамму более интересной, эффективной и заслуживающей внимания прессы. Чтобы удачнее подать имидж клиента в глазах общественно¬сти, это событие должно быть существенным, как правило, серьезным и организованным в интересах общественности. Наивысшей эффек¬тивности достигают тогда, когда событие привлекает большое коли¬чество людей и предусматривает присутствие хотя бы одной имени¬тости» (Hendrix J.A. Public Relations Cases.—California, 1988.—P. 23).
Суть метода создания специальных событий нетрудно предста¬вить на примере деятельности того же Бернайза по организации празднования юбилея Эдисона. Он, в частности, подчеркивал, что вы¬сказывание Наполеона — «Обстоятельства? Я делаю их!» — очень удачно передает сущность работы советника по вопросам паблик ри¬лейшнз. Правда, тот же Дж.Гендрикс предупреждает, что «следует
251
избегать пустых псевдособытий; они иногда приносят репутации кли¬ента больше вреда, чем пользы» (Там же).
Интересное и своеобразное толкование метода создания специ¬альных событий дает известный американский историк и социолог Даниэль Бурстин. Анализируя широкий спектр общественных явле¬ний, он останавливается на «революции в средствах массовой комму¬никации», приведшей к тому, что «производство иллюзий, форми¬рующих наш опыт, стало бизнесом Америки, временами самым чест¬ным, необходимым и респектабельным бизнесом» (Boorstin D.J. The Image. A Guide to Pseudo-Events in America: 25th ed. — N.Y.: Vintage Books, 1992. — P. 5). Он отмечает, что если раньше хватало спонтан¬ных событий и просто-напросто сообщалось о том, что и где про¬изошло, а за новости отвечали бог или дьявол, то на протяжении по¬следних ста лет (особенно в XX веке) обстоятельства резко измени¬лись. Спонтанные события сегодня уже не удовлетворяют возросший спрос на информацию, а потому аксиомой становится утверждение: если новостей не хватает, их нужно создавать. Так возникают органи¬зованные события, которые автор называет «псевдособытиями». В этой связи Бурстин не без сарказма приводит пример, который в свое время использовал Бернайз: казалось бы, если гостиница хочет под¬нять свой престиж, то ее в первую очередь следует отремонтировать, переоборудовать, завезти новую мебель и т.д. Но вместо этого затева¬ется празднование юбилея гостиницы с приглашением именитых персон и, ясное дело, в таком случае престиж гостиницы будет зави¬сеть от того, какую прессу получит это событие.
Бурстин выделяет несколько характерных признаков псевдособытия:
1. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz