Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


7.
Национальные, расовые — этническая или расовая при¬надлежность, происхождение человека все сильнее влия¬ют на формирование его установок.
165
Учет этих характерных признаков и обстоятельств помогает эф¬фективнее влиять на формирование установок. Кроме того, важную роль здесь играют опыт человека, принадлежность к определенной социальной группе, к той или иной политической и общественной ор¬ганизации. Последние исследования доказали, что установки и типы поведения людей носят еще и ситуативный характер, то есть на них влияют специфические проблемы при особых обстоятельствах. И все же, когда разные люди при одинаковых обстоятельствах приходят к общему мнению, рождается консенсус или общественное мнение.
Влияние на установки
В общем плане установки можно разделить на три категории: по¬ложительные, отрицательные, нейтральные (отсутствие установки). Человек склонен что-то отстаивать, выступать против или оставаться безразличным. Исследования показывают, что в своем отношении к определенной проблеме большинство людей, как правило, остается нейтральным. Вместе с тем всегда существует сравнительно неболь¬шая часть людей, которая решительно ее разделяет, другая часть, столь же малочисленная, — решительно отвергает. Преимуществен¬ное большинство, остающееся пассивным, нейтральным, индиффе¬рентным, политики называют «молчаливым большинством». Именно эта часть людей во многих случаях, особенно во время избирательных кампаний, держит в своих руках ключ к успеху кандидатов, являясь той группой избирателей, на которую быстрее всего можно повлиять, умело и убедительно обратившись к ней.
Трудно изменить сознание человека, решительно выступающего против определенной проблемы или лица И, наоборот, легко добить¬ся поддержки со стороны человека, откровенно отстаивающего про¬блему или симпатизирующего лицу. Именно на это обстоятельство обратил внимание исследователь Леон Фестингер, когда говорил о «когнитивном диссонансе». Он, в частности, пришел к выводу, что индивиды не проявляют интереса к информации, полностью не отве¬чающей их собственной точке зрения или диссонирующей с ней, и, наоборот, склонны искать дополнительную информацию, соответст¬вующую их собственным установкам или созвучную с ними. (Festinger Leon A. A Theory of Cognitive Dissonance. — N.Y., 1957. — P. 163). Для достижения своей цели организация может попытаться
166
устранить такой диссонанс. Например, фабрике по изготовлению та¬бачных изделий, уже одним этим создающей неблагоприятное впе¬чатление о себе, стоит попытаться смягчить отрицательное отноше¬ние общества, например, путем поддержки программ развития искус¬ства или образования.
Теория Фестингера далее доказывает, что люди, на установки ко¬торых легко повлиять, — это те, кто еще не определился. На языке политиков эта группа называется «колеблющийся голос» (swing vote). Множество выборов было выиграно или проиграно в последний мо¬мент именно благодаря обращениям к избирателям, еще не сделав¬шим своего окончательного политического выбора Однако не следу¬ет забывать, что наряду с этим существует опасность распространения информации, способной вызвать диссонанс в сознании людей.
Понимание сути этой теории, потенциальных возможностей ока¬зания влияния на «молчаливое большинство» приобретает исключи¬тельное значение для специалиста по паблик рилейшнз, цель которого — заручиться поддержкой большинства с помощью понятной, про¬думанной и убедительной коммуникации. Перевести человека из ла¬тентного состояния (с точки зрения формирования установки) в со¬стояние широкой информированности, а потом в активное состояние становится делом мотивации.
Мотивация изменения установки
Поступки, мысли, установки людей могут мотивироваться дейст¬вием различных факторов, причем каждый человек по-разному реа¬гирует на одни и те же обстоятельства Дело в том, что мотивирую¬щими для каждого индивида выступают различные побуждения и по¬требности.
Наиболее четко описал то, что является мотивационным для лю¬дей, американский психолог Абрахам Маслоу. Его иерархическая теория потребностей позволяет уяснить природу мотивации, а это в свою очередь дает возможность объяснить изменение установки. Со¬гласно Маслоу, существует пятиуровневая иерархия потребностей:
1.
К самому низкому уровню относятся физиологические потребности: пища, вода, дыхание, сон, физические движения, отдых и секс.
167
2.
Второй уровень составляют экзистенциальные потреб¬ности: потребность в безопасности своего существова¬ния, в защите, комфорте, покое и стабильности условий жизнедеятельности. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz