Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Однако это дело не из легких. Общественное мнение не всегда со¬образуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемо¬му консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свиде¬тельствует, что общественность имеет удивительную способность иг¬норировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предос¬тавление общественности непрерывно растущего объема информа¬ции также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.
158
И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозна¬ченным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами «своей» внутренней и внешней общественности.
Во всех случаях программы связей с общественностью рассчита¬ны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мне¬ние относительно проблемы, товара, организации или отдельного ли¬ца; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение.
Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общест¬венного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.
Суть общественного мнения
В обобщенном виде понятие «общественное мнение» означает со¬вокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Упоми¬навшийся уже Эдуард Бернайз называл общественное мнение «поня¬тием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую со¬вокупность индивидуальных суждений» (Edward Bernays. Crystallizing Public Opinion. — N.Y., 1961. — P. 61). Профессор Принстонского университета Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного мнения, самым удачным считает сде¬ланное Германом Бойлом: «Общественное мнение — это не название чего-то одного, а классификация определенного количества чего-то». (Childs Harwood. Public Opinion: Nature, Formation, and Role. — N.J., 1965.—P. 15).
Чтобы лучше понять концепт общественного мнения, его стоит разложить на два очевидных компонента — общественность и мне¬ние. Об общественности как группе людей, объединенных общим интересом в определенной области, уже говорилось достаточно под¬робно. Что же касается мнения, то оно, как принято считать, является выражением установки человека относительно конкретного вопроса. Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают
159
на поверхность в виде мнений. Когда же мнения становятся достаточ¬но устойчивыми, они приводят к вербальным либо деятельным актам.
Отсюда следует, что общественное мнение является совокупно¬стью мнений индивидов относительно общей проблемы, затраги¬вающей интересы какой-либо группы людей. Другими словами, об¬щественное мнение — это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих между собой установок людей относительно про¬блемы. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и состав¬ляет первооснову практики паблик рилейшнз.
Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как «совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей», хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является об¬щественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус («общность мышле¬ния»), а сам он намного более полно представляет типы мнений, фор¬мирующихся в результате общения между собой людей, объединен¬ных «чувством общности». Поэтому общественное мнение — явле¬ние гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, выска¬занных определенной совокупностью индивидов.
Не совсем удачным является и отношение к общественному мне¬нию только как к состоянию суждений, характерных для определен¬ной совокупности индивидов. Ведь общественное мнение — не ста¬тический, а динамический процесс высказывания, уточнения и согла¬сования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направ¬ленность действий.
Общественное мнение возникает внутри группы людей, общаю¬щихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее ве¬роятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры не¬обходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затра¬гивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуника¬цию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим опре¬деленную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуж¬дается в «общности мышления» и наоборот.
160
И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, в действительности делают его статичный «фотоснимок», тщательно фиксируя отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования пиэрменов зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного мнения, оставляя в стороне иные важные детали картины.
И это вовсе не случайно, поскольку практики паблик рилейшнз стремятся иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ста¬вят перед собой преимущественно прагматические цели: как напра¬вить общественное мнение в желаемом направлении и пр.
Поэтому, основываясь именно на таких позициях, специалисты по паблик рилейшнз в большинстве своем интересуются следующими характерными признаками общественного мнения:
Направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положи¬тельно — отрицательно—безразлично», «за—против — не опреде¬лился», «за—против — при условии». В наиболее упрощенной фор¬ме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только пиэрменов. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz