|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
|
|
Прежде всего, повсеместно наблюдается искажение (часто не¬умышленное) сущности и содержания образования в области ПР. Главная причина - отсутствие квалифицированных преподавателей и современного понимания предмета паблик рилейшнз как учебной дисциплины. К сожалению, Министерство образования Украины здесь занимает пассивную позицию, часто отдавая подготовку и по¬вышение квалификации кадров в этой области на откуп либо различ¬ным неспециализированным учебным заведениям, либо коммерче-
15
ским образовательным центрам, курсам, которые в последнее время стали все чаще появляться.
Мы являемся свидетелями искаженного понимания (возможно по причине их незнания) особенностей современной «философии» и со¬циальной миссии института ПР, концентрации внимания в учебном процессе на поверхностной части айсберга науки и искусства паблик рилейшнз (редукция ПР к ремеслу имиджмейкерства, коммерческой рекламы, маркетинга и т.д.).
Особую тревогу вызывает колонизация рынка паблик рилейшнз «черными ПР» (по примеру наводнения видео рынка наихудшими образцами «массовой культуры»), рассчитанных на целенаправлен¬ное манипулирование сознанием общественности. В ряду историче¬ских моделей ПР: «дури публику», «информируй публику», «сотруд¬ничай с публикой» мы наблюдаем акцентирование внимания как в коммерческой и политической практике, так и в учебном процессе на первой, примитивной, противоречащей нормам морали, но довольно «эффективно работающей», модели.
Пагубным может оказаться наводнение сферы ПР-образования и повышения квалификации ремесленниками отдельных коммуника¬ционных, психологических технологий, так называемыми «техника¬ми PR», и практическое отсутствие изучения научных основ связей с общественностью, выработки навыков аналитической работы в этой сфере. Желающим стать специалистами в области ПР часто предла¬гаются экстравагантные курсы по проведению различных психоло¬гических операций, вызывающих известный интерес, но которые да¬леки от того, что составляет истинное содержание социально ответ¬ственных ПР.
Все это вместе может вызвать негативное отношение к паблик ри¬лейшнз как к институту гуманизации бизнеса и общества Уже сегодня в странах СНГ нередки случаи, когда понятие «Public Relations» становит¬ся нарицательным. Не допустить такого поворота событий - задача пио¬неров ПР на постсоветском пространстве.
Во многом руководствуясь именно такими соображениями, авто¬ром предпринята попытка подготовить учебник, новое дополненное пособие «Основ паблик рилейшнз», первое издание которого в 1997 году вызвало интерес у специалистов и прошло свою успешную ап¬робацию в высших учебных заведениях Украины.
При обобщении мирового опыта в данном учебнике особое вни¬мание обращено на богатейшую американскую сокровищницу дос¬тижений в сфере теории и практики паблик рилейшнз. Однако это
16
вовсе не означает, что нужно слепо подражать опыту американцев. Акцент в основном делается на том, что имеет общенаучное и общее прикладное значение (зачем же вновь изобретать велосипед?), и на этой базе автор пытается обосновать пути развития нашей собствен¬ной практики связей с общественностью.
При написании учебника автор использовал малоизвестные ши¬рокому кругу читателей зарубежные публикации по проблемам паб¬лик рилейшнз, а также исследования в области социологии, социаль¬ной психологии, политологии и других наук. Кроме того, длительное сотрудничество с Международным республиканским институтом (США), общение с разного уровня государственными и политическими деяте¬лями этой страны, учеными и исследователями, руководителями и специалистами избирательных кампаний позволили ознакомиться с современными достижениями науки и искусства паблик рилейшнз.
ЧАСТЬ I. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: ЭВОЛЮЦИЯ, НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ, МЕТОДОЛОГИЯ
«Сегодня любой водопроводчик, прода¬вец автомобилей или лишенный этики чело¬век может назвать себя практиком паблик рилейшнз. Однако многие, кто себя так на¬зывают, не имеют специального образова¬ния, подготовки или понятия о том, что собой представляет эта сфера. В такой же мере и общественность мало понимает значение этих двух слов...»
Эдуард Л. Бернайз
Глава I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
Паблик рилейшнз в повседневной жизни
Для удовлетворения своих потребностей индивиды и социальные группы устанавливают и постоянно поддерживают между собой раз¬личные взаимосвязи. Это требует осознания степени взаимозависи¬мости социальных субъектов, необходимости их взаимодействия, а отсюда — и различного уровня социальных, политических и эконо¬мических компромиссов. Взаимосвязям и взаимодействию социаль¬ных субъектов всегда латентно присуща определенная степень кон¬фликтности интересов, которая постоянно возрастает и обостряется в современных условиях.
Когда говорят о процессах взаимоотношений между индивидами и конфликтности их интересов, все более-менее понятно: исследова¬ниям этих процессов посвящены разделы социальной науки под на¬званием «человеческое или межличностное общение (связи)». Если коснуться сферы взаимосвязей между народами и странами мира, противоречий и конфликтов, возникающих между ними, то и тут су¬ществует определенная ясность: эти вопросы изучает наука, полу¬чившая название «международные отношения (связи)». Если же речь идет об отношениях и взаимодействии между отдельными орга¬низациями, между этими организациями и окружающими их груп¬пами общественности, то этими вопросами занимается теория и практика связей с общественностью — «паблик рилейшнз». ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294