Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


В такой захламленной сообщениями среде приходится вести кон¬курентную борьбу и средствам коммуникации, которыми пользуются пиэрмены. Их задание, во-первых, заключается в том, чтобы привлечь к себе внимание аудитории. Во-вторых, стимулировать интерес к содержанию своих сообщений. В-третьих, выработать желание це¬левых групп общественности действовать в соответствии с сообще¬ниями. И, в-четвертых, направить действия тех, кто откликается на сообщения. Однако выполнить такое задание, сделать процесс ком¬муникации более эффективным не так просто, как это может пока¬заться на первый взгляд.
Распространение информации или коммуникация?
Существует предвзятое мнение, что передача информации и ком¬муникация — одно и то же. Собственно говоря, распространение ин¬формации часто путают с коммуникацией. Такая путаница встречает¬ся в тех случаях, когда переданный средствами массовой информации материал (видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете и т.д.) счи¬тают актом коммуникации.
Такая точка зрения базируется на одной из ранних моделей ком¬муникации, предложенной еще в конце 40-х годов американскими учеными в сфере информации Клодом Шенноном и Уорреном Вейвером. Они исходили из очевидного факта, что процесс коммуника¬ции включает: источник информации; сообщение; передатчик, преоб¬разующий (кодирующий) сообщение в сигнал, удобный для переда¬чи; канал связи (среда), с помощью которого сигнал передается от пе¬редатчика приемнику; приемник или пункт назначения (адресат). Та-
187
кой подход базировался преимущественно на принципе работы теле¬фона и может быть представлен следующей схемой.
Эта схема предусматривала относительно простые и малочислен¬ные проблемы. «Вопросы, которые необходимо разрешить в системе коммуникации, — отмечал Вейвер, — связаны с объемом информа¬ции, мощностью коммуникационного канала, процессом кодирова¬ния, используемым для преобразования сообщения в сигнал, и воз¬действием помех» (Weaver Warren. The Mathematics of Communication // Communication and Culture: Reading in the Codes of Human Interaction Ed. by Alfred G. Smith.—N.Y., 1966. — P. 17).
Данная модель коммуникации, как видим, концентрировала вни¬мание главным образом на технических вопросах работы средств массовой информации и не обращала внимания на проблемы соци¬альной среды и другие важные факторы воздействия на аудиторию, которые намного шире сугубо технических. В частности, одним из главнейших факторов коммуникации является человеческий фактор. Именно он более всего усложняет процесс коммуникации, информа¬ционного взаимодействия людей, их групп, общественных и полити¬ческих формирований в процессе общения.
Известный американский теоретик коммуникации Уилбур Шрамм в свое время писал: «Коммуникация (во всяком случае человеческая коммуникация) — это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей — она не существует. В ней нет ничего магического, кроме то¬го, что в нее вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на дру¬га, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развле¬каются благодаря усилиям других при помощи определенных знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс
188
человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общают¬ся между собой». (Schramm Wilbur. The Nature of Communication Between Humans // Process of Effects of Mass Communication / Rev. ed. by Wilbur Schramm and Donald F.Roberts. - Urbana, 1971. P. 17).
Концепция коммуникации Шрамма прежде всего предусматрива¬ет модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и по¬лучатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и ок¬ружающей их социальной ситуации. Такую модель процесса комму¬никации специалисты изображают в виде приведенной выше схемы (см.: Cutlip Scott М. and others. Effective Public Relations. — P.- 20).
Как видим, коммуникация — это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных поня¬тиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуни¬каторов А и Б, так и социальным окружением.
Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью ин¬формирования, инструктирования либо убеждения тех лиц, объек¬тов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информи¬рования содержит следующие четыре стадии: 1) привлечение внима¬ния к коммуникации; 2) достижение восприятия сообщения; 3) ин¬терпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохра¬нение информации для дальнейшего использования. Инструктиро¬вание как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию: 5) стимулирование активного обучения и практических дей-
189
ствий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую ста¬дию: 6) восприятие изменения (готовность к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появ¬лением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.
Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели комму¬никации особое значение имеют два элемента: а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, долж¬но быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение — коммуникатору Б); б) стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процес¬са коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаи¬мопонимания между источником сообщения и его адресатом.
Процесс коммуникации и его элементы Отправитель (источник) сообщения
Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. Источником сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью, партийная организация, распро¬страняющая пресс-релиз или устраивающая конференцию, презента¬цию и пр. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz