Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Глубоко разобраться в сути современной системы связей с обще¬ственностью, понять ее принципы и социальные функции практиче¬ски невозможно, не совершив экскурса в историю становления паб¬лик рилейшнз на американском континенте, не изучив опыта, накоп¬ленного обществом, с самого начала стремившегося сбросить оковы сословных и политических традиций Старого Света Основы профес¬сии паблик рилейшнз зарождались тут одновременно с борьбой аме¬риканских патриотов за независимость и установлением республи¬канских демократических форм правления в отличие от европейских, монархических.
Сердцевиной американской революции в ее человеческом изме¬рении явились апелляция к общественному мнению и влияние на не¬го, целенаправленное использование каналов коммуникации и стремление привлечь на свою сторону каждого индивида Колони¬сты и их лидеры изначально стремились убедить в необходимости избавиться от колониальной зависимости не только рядовых эмиг¬рантов и беженцев из Англии и других стран Европы, но даже мо¬нархов старого континента. Когда попытки убедить английского ко¬роля Георга III в необходимости уравнять в правах колонистов и жи¬телей метрополии ни к чему не привели, колонисты в своей борьбе соединили в одно целое силу оружия, пера и слова.
Хотя профессия паблик рилейшнз как особая и отдельная от дру¬гих в те времена еще не сформировалась, однако тактика и приемы этого ремесла стихийно, но неуклонно развивались. Лидеры борцов Америки за независимость не упускали ни единого случая, чтобы подхлестнуть наступательные действия, заручившись поддержкой своих новых политических планов со стороны общественности. Для этого использовались разнообразные пропагандистские средства: пресс-бюллетени, газеты, встречи с героями освободительного дви¬жения, лозунги, символы, риторика, паблисити, не говоря уже о ми¬тингах, парадах, выставках, поэзии, песнях, комиксах, салютах и др.
52
Американские патриоты использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать то или иное событие в свою пользу. Ярким примером этого могут послужить события 5 марта 1770 года. Во время одной из обычных в то время уличных стычек были убиты пя¬теро жителей Бостона Однако американская пресса подала этот слу¬чай как «Бостонскую бойню», организованную, якобы, английскими военными, и провозгласила ее варварской акцией, чтобы разжечь не¬нависть к британцам. Если же не хватало событий, которые можно было бы эксплуатировать, патриоты без колебаний создавали их ис¬кусственно. Так, например, 6 декабря 1773 года, переодевшись ин¬дейцами, группа американцев-патриотов проникла на британское судно, стоявшее в Бостонской бухте, и сбросила в море груз с чаем. Событие, названное «Бостонским чаепитием», было сфабриковано с целью привлечения внимания общественности, главным образом для того, чтобы повлиять на эмоции публики. Это, вероятно, первый в истории Америки классический пример организации псевдособытия и использования принципа пресс-посредничества в связях с общест¬венностью.
Среди главных организаторов подобных событий и их целена¬правленного освещения прессой был Самуэль Адаме — один из во¬ждей американской революции. Интуиция подсказывала ему, что именно пресса может стать мощнейшим оружием зарождающейся нации. Адаме неустанно работал над тем, чтобы пробудить, а со вре¬менем и определенным образом сориентировать общественное мне¬ние. Он исходил из того, что большинство населения руководствует¬ся скорее чувствами, чем разумом, и что общественное мнение — это результат потока событий и того, как их понимают и интерпретиру¬ют люди, активно занимающиеся политикой. Он всегда был готов сам создавать события, лишь бы достичь поставленной цели.
Стоит подчеркнуть, что, несмотря на отдельные факты искусст¬венного нагнетания эмоций вокруг некоторых событий, основопо¬ложниками принципов, которыми и сегодня пользуются в сфере паб¬лик рилейшнз, являются Самуэль Адаме и его соратники по руково¬дству борьбой Америки за независимость. Благодаря их творческим находкам, новым подходам к мобилизации общественного мнения была продемонстрирована эффективность целого ряда приемов и ме¬тодов связей с общественностью, вошедших в арсенал современных паблик рилейшнз:
53
•
необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей (такими организациями были бостонская группа «Сыновья свободы», основанная в 1766 году; «Корреспондентские комитеты», зародившиеся в Бос¬тоне в 1775 году);
•
использование символики, оказывающее эмоциональное воз¬действие (например, «Древо свободы»);
•
использование лозунгов, преподносящих сложные проблемы в виде простых, легко запоминающихся стереотипов (к приме¬ру, лозунг: «Свобода или смерть»);
•
организация событий, привлекающих внимание обществен¬ности, провоцирующих дискуссии и тем самым структури¬рующих общественное мнение (например, упомянутое уже «Бостонское чаепитие»);
•
опережение оппонента в интерпретации происшедшего, что¬бы изложенная первичная оценка события была воспринята как единственно правильная («Бостонская бойня»);
• ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz