Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


5
(См.: Там же.-Р. 28).
83
Состояние паблик рилейшнз в Украине
Сегодня каждому из нас понятно, что наша независимая страна должна влиться в указанный мировой процесс. К сожалению, мы еще не готовы к этому. Нам не достает глубокого понимания содержания, методов и приемов деятельности специалистов по паблик рилейшнз. Круг людей, в большинстве своем любителей, начавших заниматься или интересоваться вопросами связей с общественностью, — остает¬ся малочисленным и недостаточно квалифицированным. В Украине практически отсутствует продуманная система подготовки кадров по специальности паблик рилейшнз. Общие спецкурсы, которые препо¬дают в отдельных учебных заведениях, не могут удовлетворить наши острые потребности. Не смогут сделать этого и приглашаемые из за¬падных стран специалисты по паблик рилейшнз. Приветствуя их просветительскую деятельность, не стоит забывать, что западный опыт не во всем пригоден для нашей культуры и ментальности. Дос¬таточно сослаться на позаимствованную рекламную деятельность молодых коммерческих структур, которая зачастую производит впе¬чатление глумления над изголодавшимся народом. Это одно, причем не главное, доказательство того, насколько насущной является по¬требность формирования в нашей стране собственной высокопро¬фессиональной, цивилизованной системы связей с общественностью.
Нужно, правда, отметить, что некоторые шаги в этом направле¬нии уже предпринимаются.
В рамках структур Верховной Рады Украины, администрации Президента, Кабинета Министров под вывесками пресс-служб нача¬ли функционировать отделы или подразделения, которые выполняют функции связей с общественностью. Такого рода подразделения соз¬даны и в структурах отдельных министерств и ведомств, в частности МИД Украины, МВД Министерства обороны и др. Укомплектовы¬вают службы связей с общественностью коммерческие банки, другие организации предпринимательской деятельности. Однако все они страдают одним общим недостатком. Функции этих служб сводятся в основном к информированию общественности или распростране¬нию рекламы. Их преимущественно пресс-посредническая деятель¬ность часто носит спорадический и бессистемный характер, отлича¬ясь, как правило, недолговременностью акций, рассчитанных на мо¬ментальный, единовременный эффект. Они нередко напоминают «пожарную команду», а не службу по «технике безопасности». Они, наконец, плетутся в хвосте событий, просто реагируя на них (функ-
84
ция реагирования), вместо того, чтобы опережать негативные момен¬ты, разрабатывать и осуществлять длительные программы, рассчи¬танные на перспективу (проектирующая функция), на создание ус¬тойчивой положительной репутации своей организации или учреж¬дения.
Задача создания положительной репутации (позитивного имиджа) новых для Украины государственных, общественно-политических, хозяйственно-экономических и других институтов общества, благо¬желательного отношения общественности к ним сегодня приобретает особую актуальность. Молодое независимое государство переживает системный кризис. Причин такого неутешительного положения чрезвычайно много. Мы их, как правило, объясняем исторически унаследованными внутриэкономическими и внешнеполитическими обстоятельствами, несовершенством законотворческого процесса и т.д. И для этого, разумеется, есть весомые основания.
Однако почти никто не обращает внимания на обстоятельство другого порядка. Речь идет, в частности, о том, что в нашем обществе очень низок уровень взаимопонимания и конструктивного взаимо¬действия государственных органов власти, их управленческих струк¬тур, политических партий и общественных формирований, предпри¬нимательских, коммерческих и других новых институтов рыночного образца. Конфронтационный характер отношений между ними объ¬ясняется не только несовершенством законодательной базы, при¬званной регулировать эти отношения, но и отсутствием у каждого из этих институтов стремления четко сформулировать свои интересы и общественную значимость собственной деятельности, наладить со¬трудничество друг с другом ради общегосударственных, общенарод¬ных интересов во времена исторических испытаний, выпавших на долю Украины.
Одновременно мы наблюдаем повышение уровня недоверия со стороны общественности, различных социальных групп к институ¬там власти, ключевым государственным и политическим деятелям, к зарождающимся рыночным структурам. Об этом свидетельствуют опросы общественного мнения, регулярно проводящиеся научными институтами, государственными и независимыми социологическими службами. Так, на согласно данных общенационального социологи¬ческого мониторинга общественного мнения, осуществляемого Ин¬ститутом социологии НАН Украины в пределах проекта «Украина на рубеже XXI столетия», уровень доверия опрошенных к Президенту
85
Украины на протяжении последних лет составлял: 1995 г. - 33.3%, 1996 г. - 23.4%, 1997 г. - 17.6%, 1998 г. - 9.7%. Уровень доверия к Верховной Раде соответственно: 9.5%, 8.7%, 6.9%, 7.3%. К прави¬тельству соответственно: 15.9, 13.0, 9.5, 7,6. Доверие опрошенных к частным предпринимателям также остается весьма низким: 1995г. -13,2%, 1996г. - 13.3%, 1997г. - 12%, 1998г. - 13.9% (див.: Патна Н.В., Головаха Е.I. Тенденцii розвитку укранського суспильства (1994 -1998 pp.). Соцiлогiчнi показники (Таблицi, iлюстрацii, коментар). -К.: Iнститут соцiологii, 1999. - С. 41,64,65).
И опять-таки не последней причиной такой ситуации является от¬сутствие взвешенной, нацеленной на перспективу программы нала¬живания конструктивных связей с общественностью, просветитель¬ской, пропагандистской (если угодно) работы среди различных групп населения. Достаточно сослаться на любительскую практику «пабли¬сити» народных депутатов Украины, да и самой Верховной Рады, с точки зрения технологии паблик рилейшнз не выдерживающей ни¬какой критики. Несмотря на определенное положительное значение, прямые телевизионные трансляции заседаний Верховной Рады или их радиотрансляция практически не способствовали созданию ее по¬ложительного образа (имиджа) как авторитетного и ответственного высшего законодательного органа независимого украинского госу¬дарства Возможность появляться на телеэкранах почти не использу¬ется депутатами для создания положительного мнения о себе в глазах общественности. Рядовой зритель скорее видел на экране заангажированных персон, стоящих на узкоидейных позициях и сводящих счеты со своими политическими противниками, чем живых людей, искренне болеющих за своих избирателей, их жизнь и будущее Ук¬раины. В итоге сложился и отрицательный имидж большей части де¬путатского корпуса, и Верховной Рады в целом, о чем свидетельст¬вуют те же опросы общественного мнения. Поэтому не удивительно, что активность избирателей на выборах существенно снизилась, до¬верие к избранным депутатам как к «временщикам», заботящимся только о своих, прежде всего материальных, интересах, упало.
И, наконец, Украина как молодое независимое государство все еще пребывает в не вполне благоприятном положении на междуна¬родной арене, длительное время не может достичь желаемого взаи¬мопонимания со странами ближнего и дальнего зарубежья. Сдвиги, происшедшие в последнее время во внешней политике Украины, не¬сколько изменили ее имидж в лучшую сторону. Сегодня уже в опре-
86
деленной мере можно утверждать, что налажены контакты с офици¬альными структурами многих зарубежных стран, установлено и дос¬тигнуто взаимопонимание с отдельными руководителями ряда госу¬дарств мира
Однако, если говорить о связях Украины, ее отдельных государ¬ственных и негосударственных образований с широкой зарубежной общественностью, с отдельными ее группами, особенно с влиятель¬ными предпринимательскими и финансовыми кругами ведущих стран мира, тут контактов и понимания слишком мало. И дело не только в том, что наше рыночное законодательство не вызывает у них доверия. Под влиянием разного рода обстоятельств, а особенно благодаря информации, распространяемой неукраинскими средства¬ми коммуникации, а также учитывая наши собственные непрофес¬сиональные действия в этой сфере и отсутствие продуманной ин¬формационной работы среди зарубежной аудитории, в представле¬нии широкой мировой общественности все еще доминирует мало информированное и не совсем благоприятное для Украины мнение. Кстати, мы слишком мало знаем о структуре такого общественного мнения, а также о процессах и факторах, формирующих его. В Ук¬раине по заказу международных политических и научных центров проводятся многочисленные социологические исследования, в том числе и международные сравнительные, позволяющие, так сказать, "прощупывать" общественное мнение населения Украины со всех сторон. Наверное, и мы могли бы на паритетных началах воспользо¬ваться этими центрами для выяснения общественного мнения насе¬ления других стран об Украине. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz