Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


ные условия восприятия обществом и конкретными группами обще¬ственности принятых государством законов.
Далее, институт лоббизма выполняет функцию упорядочения плюрализма общественных интересов. Понятно, что каждый человек, каждое общественное объединение преследуют свои специфические интересы. Более того, они стремятся защищать эти интересы всеми доступными им средствами с учетом юридических норм. Отсюда вполне логично, что в пределах определенного правового поля их ин¬тересы сталкиваются, а потому необходимы способы и механизмы сопоставления интересов и определения приоритетов. Даже если про¬цесс лоббирования осуществляет незначительная группа людей, по¬следствия лоббирования могут оказаться довольно масштабными и нередко затрагивают огромные массы населения страны.
Кроме того, положительная работа института лоббизма обычно выгодна обществу в целом. Позволяя сравнивать групповые интере¬сы, возможности и последствия разнообразных действий в пределах легитимных демократических «правил игры» и способствуя отобра¬жению этих целей и возможностей в политических решениях, лоббизм существенно дополняет сложную систему сдерживаний и про¬тивовесов. Уже одно это обстоятельство заслуживает того, чтобы по¬степенно внедрять институт лоббизма и в Украине, в его цивилизо¬ванных, приемлемых для нашей политической культуры, формах.
И наконец, лоббизм в некоторой степени способен дополнять кон¬ституционную систему демократического правления. Он позволяет участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам общественности, которые так или иначе лишены этой воз¬можности. Особенно это касается граждан тех избирательных окру¬гов, которым не удается выбрать своих представителей в парламент. Не имея своего депутата (что было нередким для Верховной Рады прежнего созыва), который бы с трибуны парламента мог заявлять о местных проблемах, группы общественности с помощью института лоббирования могут самостоятельно привлекать внимание к своим проблемам, влиять на процесс их законодательного урегулирования.
351
Лоббизм: суть, легитимность, практика
Суть лоббизма
Лоббизм как система влияния на членов законодательного органа или чиновников государственных учреждений с целью добиться одобрения или неодобрения ими того или иного законопроекта или постановления получил свое название от английского слова lobby, оз¬начающего «закрытое помещение для прогулок, коридор, вестибюль, кулуары». Свой особый политический оттенок слово лобби приобре¬ло в США приблизительно в середине прошлого столетия в виде его производных — лоббизм, лоббирование, лоббист. Считается, что тра¬диция лоббизма как специфического политического явления восходит ко времени президентства Улиса Симпсона Гранта (1869—1877 гг.) — прославленного генерала периода гражданской войны в Соеди¬ненных Штатах 1861—1865 гг. По вечерам этот президент со своей «командой» имел обыкновение «расслабляться» после напряженного рабочего дня в вестибюле одного из отелей. Там его министры, а так¬же сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их прось¬бы и давали обещания (зачастую не бескорыстно) выполнить их.
История развития лоббизма действительно была наполнена фактами недозволенных методов давления на законодателей и чиновников. В США, например, несмотря на то, что конституция этой страны защищает право обращения (петиции) к правительству и что там давно уже принято соответствующее законодательство, регламен¬тирующее лоббистскую деятельность, до сих пор еще кое-кто рас¬сматривает лоббирование как попытку манипулирования законода¬тельными и исполнительными органами власти.
И все же, в каких бы грехах не подозревали лоббизм, все это в конце концов не может затмить ту чрезвычайно полезную роль, кото¬рую он призван выполнять. Лоббизм в его современных, цивилизо¬ванных формах является широко используемой, легальной формой влияния разнообразных кругов и групп общества на аппарат государ¬ственной власти, особенно на парламент, причем влияния снизу. Основная задача демократического лоббирования — добиться того, чтобы в законодательных и нормативных актах государственной вла¬сти учитывались специфические интересы разных групп обществен¬ности, их организаций, не противоречащие интересам общества
352
По своей глубинной сущности лоббирование обеспечивает глас¬ность политического процесса, делает его предсказуемым, расширяет круг участников политической жизни и ограничивает всесилие аппа¬рата государственной власти. Оно выступает инструментом функцио¬нирования системы плюралистической демократии, который раскры¬вает глаза законодателям и государственным служащим на те послед¬ствия, которые могут иметь законодательные акты и административ¬ные распоряжения, принимаемые ими.
Функция лоббизма как особого политического явления базируется на фундаментальном праве каждого гражданина демократического общества направлять индивидуальные и коллективные обращения (петиции) органам государственной власти и должностным лицам. Это право зафиксировано в конституциях всех демократических го¬сударств мира В Конституции Украины (ст. 40) также записано, что «все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государст¬венной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обра¬щение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок».
Правовые основы
С целью упорядочения работы лоббистов, предупреждения их про¬тивоправных действий разрабатывается четкое законодательство, регламентирующее систему лоббирования. В США, например, уже с 1946 года функционирует федеральный закон о регламентации лобби-стекой деятельности. Согласно ст. 308 этого закона любое лицо, кото¬рое за плату или по иным соображениям осуществляет деятельность с целью оказания влияния на одобрение или отклонение какого-либо за¬конодательного акта в Конгрессе, прежде чем начать действовать в этом направлении, обязано зарегистрироваться в Конгрессе и в письменной форме и под присягой предоставить сведения о себе и лице, которое оно представляет и в чьих интересах работает или выступает; указать срок выполнения этих обязательств, ежеквартальные подробные расходы и источники финансирования лоббистских действий.
Своими решениями 1953 и 1954 годов Верховный суд США уточ¬нил действие этого закона и распространил его только на тех лиц и организации, основной целью которых является влияние на законо-
353
творческий процесс путем «непосредственного общения с членами Конгресса по вопросам обсуждаемого или предусматриваемого феде¬рального законодательства». К разряду лоббирования суд также отнес «обращения, адресованные непосредственно к Конгрессу, его членам или комитетам». В соответствии с законом сюда же были отнесены и публикации в газетах, журналах и других периодических изданиях, инициированные и оплаченные каким-либо лицом с целью поддерж¬ки законодательного акта или противодействия ему. Лоббистским по содержанию также считается прямое давление на членов Конгресса с помощью «искусственного стимулирования кампании присылки пи¬сем» в их адрес.
Понятие лоббирования не распространяется на политические кам¬пании, нацеленные на то, чтобы «возбудить мнение общественности» относительно общих проблем. Оно также не распространяется на лю¬бое лицо, которое один раз выступает на заседаниях той или иной ко¬миссии Конгресса, поддерживая тот или иной законодательный акт или оппонируя ему; на любого государственного служащего, который действует в границах своих служебных обязанностей; на случаи, ко¬гда газета или любое другое периодическое издание в обычном по¬рядке публикует новости, редакционные статьи и комментарии, плат¬ные объявления, которые прямо или косвенно призывают к ободре¬нию или отклонению законодательного акта, если такая газета, пе¬риодическое издание или лицо не участвуют в дальнейшей деятель¬ности в этом направлении. Понятие лоббизма не распространяется также на контакт с представителем исполнительной ветви власти, ко¬торый затем контактирует с членом Конгресса. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz