|
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет |
|
Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
|
|
Эффективным направлением активного лоббирования снизу явля¬ется использование разнообразных форм личного общения на мест¬ном уровне. К таким формам относятся приглашения законодателей на встречи с ключевыми лидерами общественного мнения на местах, на конференции или собрания общественности, устраиваемые в избира¬тельном округе, где с экспертными сообщениями выступают автори¬тетные представители населения. На таких мероприятиях приглашен¬ным законодателям предоставляется возможность лично обратиться к присутствующим, поделиться мыслями, обосновать свою позицию.
В довершение к этому личное общение может протекать и в виде неформальных встреч с небольшими группами людей и бесед с глазу на глаз. Организовывая их, лоббист дает возможность руководству организации-клиента встретиться с ведущими чиновниками. Это могут быть совместные завтраки, встречи с издателями газет, небольшими группами лидеров местной общественности, куда приглашаются и за¬конодатели, и руководители заинтересованных организаций. Беседы с ними с глазу на глаз могут дополняться интервью, встречами с ключе¬выми общественными деятелями, руководителями партийных органи¬заций, профсоюзов и других общественных формирований.
Одним словом, организация лоббистом межличностного общения в виде выступлений, встреч с небольшими группами людей и частные беседы с глазу на глаз, как правило, становится чрезвычайно важной формой лоббистской активности на местном уровне.
Наконец, лоббистская деятельность на местном уровне достигает своей кульминации в виде дирижирования кампанией массовой от¬правки почтовой корреспонденции законодателям и учреждениям столичного уровня. Мобилизуя избирателей, не только лоббисты, но и партийные организации, инициативные группы таким образом, в об¬ход бюрократической машины доводят до сведения законодателей и высших чиновников общие настроения общественности. Современ¬ная техника коммуникации, особенно электронные программы мас¬совой подготовки персонифицированных писем и высококачествен¬ная типографская техника, сделали возможной разработку программ прямой связи с представителями законодательной и исполнительной ветвей власти. Все это в случае необходимости помогает организовать
365
реки почтовых поступлений, телефонных звонков и массовых визи¬тов избирателей к законодателям и чиновникам. Такое лоббирование приняло форму «давления снизу», привлечения широкой обществен¬ности к политическому процессу.
В последнее время общественность, действуя подобным образом, добивается значительных уступок со стороны государства Примером одной из таких кампаний может стать массовая коалиционная акция американской общественности в низах, заставившая в 1993 году пре¬зидента США Б.Клинтона отказаться от введения налога на использо¬вание энергоносителей. Избиратели во всех штатах страны, предста¬вители разных групп населения, обеспокоенные ростом цен на энер¬гоносители, писали своим представителям в Конгрессе США и тре¬бовали от них усилить давление на Белый дом. В конце концов пре¬зидент Б.Клинтон был вынужден пойти на уступки.
Таким образом, из двух описанных разновидностей лоббирования — непосредственного и опосредованного — наибольшую эффектив¬ность продемонстрировала деятельность на местном уровне (лобби¬рование снизу). Акции на уровне «корней травы» в соединении с прессой, межличностным общением и кампаниями прямой отправки почты могут безошибочно довести до сведения законодателей и госу¬дарственных чиновников волю электората
Существуют ли возможности лоббировать Верховную Раду Украины?
Сразу же подчеркнем, что в условиях независимой Украины такое специфическое политическое явление, как лоббирование, еще не по¬лучило своего правового оформления. Более того, сам термин «лоббизм» иногда считается чуть ли не ругательным. Нередко можно встретить заявления или высказывания отдельных политических дея¬телей, которые с иронией произносят это слово. И в этом нет ничего удивительного. Вспомним, какой жесткий характер носили бывшие властные институты тоталитарного общества, насколько закрытыми и нацеленными исключительно на действие «сверху» они были. Но на¬ряду с этим, как мы помним, функционировала особая, негласная, чрезвычайно распространенная непарламентская форма лоббизма, хотя ее никто так и не называл. Это — «толкачи», которые выбивали для предприятий и организаций планы, лимиты, сырье и прочее в мо-
366
сковских или киевских министерствах. Это — очень распространен¬ные в прошлом попытки руководителей местных парткомов задоб¬рить высшее по рангу руководство, лишь бы завоевать их расположе¬ние к себе и будущей карьере. Сюда же в какой-то степени можно от¬нести и бывшее «телефонное право».
К сожалению, еще и сегодня Верховная Рада, службы Президента Украины, министерства, государственные финансовые структуры на¬ходятся под давлением разного рода «лоббистов», которые требуют дополнительных кредитов, лицензий, налоговых льгот, дотаций и др. Заметным стало активное лоббирование иностранных интересов. Как правило, существующая ныне практика отстаивания групповых инте¬ресов носит неупорядоченный, «дикий» характер.
Однако все это отнюдь не означает, что политические и общест¬венные организации, группы активных избирателей, различные субъ¬екты экономической и иной деятельности не могут воспользоваться положительным опытом демократических стран в области лоббиро¬вания, отстаивания своих интересов.
Более того, каким бы непривычным для нашей политической культуры ни был институт лоббизма, хотят того властные структуры или нет, его отдельные элементы уже существуют фактически. Вме¬сте с тем мы, к сожалению, недостаточно внимания уделяем тем ле¬гальным возможностям, которыми стоит воспользоваться для усиле¬ния влияния на депутатов и работу Верховной Рады со стороны об¬щественности и создаваемых ею разнообразных организаций.
Какие же это возможности?
Первый круг возможностей связан с обязанностями депутата пе¬ред избирателями, в частности, с его отчетностью. В особенности это касается депутатов, избранных в одномандатных округах. Действую¬щее законодательство Украины обязывает депутата через определен¬ные отрезки времени отчитываться перед избирателями о своей рабо¬те, а также о работе Верховной Рады. Депутат также обязан держать отчет перед коллективами и организациями, которые его выдвигали. Так, в избирательном округе на депутата возлагаются следующие обязанности:
367
• ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294