Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


По-новому поставил это дело Барнум — руководитель передвиж¬ного цирка, который был к тому же талантливым пресс-посредником. Мастерство пресс-агента проявилось не только в его инстинктивном понимании того, что массам следует преподносить лишь то, чего они хотят, но и в неординарных способностях внушать людям желания определенного содержания. Именно с Барнумом связывают подход к паблисити как к средству «одурачивания публики».
У каждого человека есть своя звезда. Звездой Барнума был «вос¬клицательный знак» (кипучесть, возвышенность, натиск во всем, что он делал). Он создавал знаменитостей, делал им рекламу и одновре¬менно использовал их в собственных целях. Барнум стал широко из¬вестен в Америке и в истории становления пресс-посредничества благодаря использованию им одного необычного приема (скорее да¬же трюка) обмана общественности. Чтобы привлечь внимание пуб¬лики к цирку, он в 1835 году стал выставлять напоказ бывшую тем¬нокожую рабыню, возраст которой составлял якобы 160 лет, заявляя
57
при этом, что 100 лет назад она была няней Дж.Вашингтона, ро¬дившегося, как известно, в 1732 г. Заинтригованные подобным сте¬чением исторических обстоятельств газеты подхватили эту историю. Позже, когда интерес к темнокожей «героине» стал угасать, Барнум делал все возможное, чтобы этого не произошло. Под чужим именем он писал и рассылал письма в газеты, доказывая правдивость факта причастности этой женщины к воспитанию будущего президента. Барнума мало интересовало, что именно писала пресса, поскольку его материалы всегда с готовностью публиковали. А когда темноко¬жая «героиня» умерла, аутопсия показала, что ей было лишь немно¬гим более 80 лет. Стоило мошенничеству всплыть на поверхность, как Барнум начал оправдываться, говоря, что его тоже ввели в за¬блуждение. (Ниже мы подробнее рассмотрим проблему мошенниче¬ства, использования разнообразных трюков, а также вопросы этики в практике паблик рилейшнз).
Знаменитый циркач сам нередко оказывался в центре внимания публики. Ради установления эффективных связей с прессой Барнум даже нанял собственного пресс-агента Однако термин пресс-агент в его современном понимании официально стали употреблять позже. Впервые должность пресс-агента была введена в 1868 году в штат¬ном расписании цирка Джона Робинсона
Несколько иной оттенок носила пресс-посредническая деятель¬ность, цель которой заключалась не только в том, чтобы обеспечи¬вать клиента хорошей прессой, но и формировать у людей новую мо¬тивацию, подсказывая им, чего именно они должны особенно хотеть, к чему стремиться. Ярчайшим свидетельством этого была работа публицистов в пользу железнодорожных компаний, в определенной мере консолидировавшая американскую нацию, создав романтиче¬скую ауру вокруг расширения Соединенных Штатов на запад конти¬нента, что и ныне находит отражение в жанре вестерна — произве¬дениях об освоении «Дикого Запада».
Начиная с середины прошлого столетия железнодорожные ком¬пании вместе с предпринимательскими организациями, призывав¬шими осваивать новые земли, широко использовали паблисити и рекламу, убеждая людей продвигаться далее на Запад. Пресс-агенты организовывали пропагандистские кампании, советуя строителям железных дорог не просто прокладывать колею на запад, но и рас¬крыть перед населением необозримые перспективы предпринима¬тельской деятельности на новом месте. Они давали такие советы, ко-
58
торые и теперь широко используются пиэрменами: «Мы должны трубить так громко, насколько позволяют данные нам полномочия». С тех пор и до конца XIX века, пока вся Америка не была целиком освоена, паблисити, развернутое пресс-агентами, выступало основ¬ной силой, подталкивающей людей к новым землям и к новой жизни.
Таким образом, в 30-х годах XIX века в Соединенных Штатах Америки получила формальное признание профессия специалиста по связям с общественностью, олицетворявшаяся тогда фигурой пресс-агента. Наряду с этим следует отметить, что, уделяя должное внима¬ние деятельности пресс-агентов того периода, американские истори¬ки паблик рилейшнз считают технику их работы примитивной и гру¬бой. Организация благоприятной прессы для нанимателей пресс-агентов носила спорадический и в большинстве случаев несистема¬тизированный характер. Поле деятельности пресс-агента ограничи¬валось определенной местностью, а сами его действия отличались краткосрочностью. Он зачастую стремился добиться моментального результата для каждого отдельного акта своего хозяина, не стремясь к тому, чтобы создавать ему устойчивую репутацию.
Более широкие возможности для конституирования профессии пиэрмена и укрепления фундамента современной системы паблик рилейшнз в США появились в конце прошлого — в начале нынеш¬него столетия. Это был период оживленной индустриализации, пере¬хода к массовому производству, интенсивной урбанизации общества, развития транспорта, средств связи и массовой коммуникации. Но самым значительным явлением последних десятилетий прошлого ве¬ка стало свертывание рынка свободного предпринимательства и по¬степенный переход к концентрации и монополизации капитала. В 1870 году создается концерн Рокфеллера «Стандард ойл», позже по¬являются трест Карнеги, банки Моргана и пр., ставшие в скором вре¬мени играть огромную роль в американской экономике.
Поначалу создание корпораций происходило открыто, монополи¬сты особенно не заботились о маскировке своих действий, хотя вся¬чески скрывали от широкой общественности свои прибыли и даль¬нейшие намерения. Крупные монополистическое объединения в то время придерживались правила: «Чем меньше публике известно о наших операциях, тем эффективнее, прибыльнее и даже социально полезнее оказываются эти операции». С точки зрения связей с обще¬ственностью это, по определению историков паблик рилейшнз, была эпоха магнатов-хищников, ненавидевших общественность. Типич-
59
ным для этих магнатов считается отношение Вандербильта — вла¬дельца Центральной нью-йоркской железной дороги, по собственно¬му усмотрению прекратившего ее функционирование, — к гневной реакции публики на данное решение. Ответ Вандербильта на вопро¬сы журналистов по этому поводу стал крылатым: «Мне плевать на публику!»
Однако социально-экономические явления, вызванные процессом концентрации капитала, привели к зарождению мощного антимоно¬полистического движения в стране. Участились выступления рабо¬чих профсоюзов, особенно после того, как в 1892 году был разогнан профсоюз на заводе «Карнеги-Фрик стил компани» в Пенсильвании. И хотя в этой кровавой борьбе победила грубая сила владельцев моно¬полии, в целом войну между работодателями и рабочими в конце кон¬цов выиграли рабочие. Не случайно в большинстве случаев история раз¬вития паблик рилейшнз оказывалась тесно связанной именно с противо¬речиями между предпринимателями и наемными работниками.
В борьбе против монополий свой голос в защиту мелких и сред¬них предпринимателей подняли либералы, не молчали и владельцы более крупных предприятий, еще не поглощенных трестами. Требо¬вания отчетности монополий, гласности действий корпораций, рез¬кая критика их хищнического поведения на страницах прессы стали заметным общественным явлением. Именно тогда группа публици¬стов и журналистов, известных в истории как «разгребатели грязи», занесла топор над головами магнатов-хищников, начав хлестко об¬личать их грязные дела.
Грязь мошеннических операций американских предпринимате¬лей, которую «разгребали» журналисты и публицисты, выносилась на свет. О жестокой эксплуатации рабочих на чикагских бойнях пи¬сал в своем известном романе «Джунгли» Эптон Синклер. Обличе¬нию порядков хищнического капитализма он посвятил и такие свои произведения, как «Столица» и «Меняла», написанные в начале 1900-х годов. Публицистика Ида Тарбелль в «Истории компании «Стандард ойл» в прямом смысле сорвала маску с темного прошлого ведущей американской нефтяной компании. В журналах и газетах систематически печатались материалы Дэвида Филипса, Линкольна Стеффенса и других, раскрывающие грязные дела то одной, то дру¬гой фирмы. Магнаты, не привыкшие перед кем-либо отчитываться за содеянное, вмиг лишились возможности жить по собственному ус¬мотрению и вынуждены были отвечать перед общественностью за
60
свои грехи. Шокирующие материалы журналистов и публицистов за¬ставили Америку приступить к реформированию трудового и нало¬гового законодательства, к разработке антимонопольных актов. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz