Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Чтобы добиться ясности и уверенности, что идея выступления по¬нята и принята присутствующими, необходимо излагать свои мысли точно, легко и просто, так, чтобы они дошли до всех слушателей.
Организация самого выступления предусматривает компоновку разрозненных частей единого монолитного доклада Метод, который для этого выбирают, зависит от темы выступления и стратегических намерений выступающего. Некоторые наиболее целесообразной и привычной формой выступления считают повременное или хроноло¬гическое изложение материала Многие докладчики, особенно зако¬нодатели в парламенте, излюбленной формой подачи своего доклада избирают логически построенный перечень проблем и путей их раз¬решения. Когда возникает потребность сравнения альтернативных путей разрешения одной и той же проблемы, самым лучшим может оказаться контрастно-сравнительный подход. Техника «стимул—ре¬акция» также может пригодиться, когда делается доклад информаци¬онного характера Если же задача выступления — прояснить или до¬казать значение тех или иных фактов, цель каких-либо действий, ис¬пользуют технику «определения». Еще одна форма, к которой часто прибегают ораторы, заключается в обсуждении «деталей» основного целого, к которым могут относиться, например, различные подразде¬ления в организации или разнообразные направления работы. Близко по содержанию к этой технике выступление, построенное вокруг ос-
485
новных систем, функциональных механизмов и технических характе¬ристик обсуждаемого предмета, например, рассмотрение деятельно¬сти различных подразделений и групп в рамках одной большой орга¬низации либо проблем стандартов и качества производства с целью достижения уровня лучших мировых образцов. Если же для будущего доклада не годится ни одна из перечисленных методик и форм, обыч¬но используемых ораторами, докладчику, вероятно, стоит поразмыс¬лить над созданием специальной формы и техники подачи выступле¬ния по собственному усмотрению.
Обычно, когда существуют достаточно весомые и актуальные ос¬нования для выступления, их излагают сразу же, еще во вступитель¬ной части доклада Ведь в этом случае у оратора есть сильные козыри, поскольку ему не нужно подводить публику к главной идее доклада Если же «продаются» план или идея, весь смысл организации высту¬пления должен заключаться в этих двух аспектах, которые рассмат¬ривают в различных ракурсах и с разных точек зрения, ни в коем слу¬чае не забывая об их ведущей роли. Еще одним основанием дня вы¬деления отдельного ключевого пункта или пунктов выступления и неоднократного повторения их в ходе доклада служит тот факт, что очень важные для выступающего слушатели, возможно, покинут зал или будут вызваны по неотложным делам еще до того, как доклад за¬кончится. Если такое произойдет, докладчик хотя бы не будет укорять себя за то, что не все нужные ему слушатели услышали и поняли ос¬новные идеи его выступления.
Вслед за «продажей» плана или идеи, когда оратор убедил присут¬ствующих в оригинальности и самобытности сказанного, показал все преимущества предлагаемого проекта, главный акцент выступления должен быть перенесен на укрепление провозглашаемых позиций. При этом доказательства в пользу идеи должны быть построены по нисходящей. Необходимо помнить, что если даже самые содержа¬тельные и наиболее убедительные аргументы и факты не смогли повли¬ять на реакцию и отношение публики к идее, то о незначительных и ма¬лоинтересных даже нечего и говорить — они никогда не принесут ус¬пеха Что касается убедительности доказательств, то их стараются вы¬сказывать максимально четко, ясно и кратко. В качестве примера такого высказывания можно привести слова десятилетнего ребенка, который пересказал своей младшей сестре содержание пьесы «Пигмалион» так: «Это о грязной девочке, которую обучали чистому языку».
486
Выступление должно быть достаточно продолжительным, чтобы охватить все намеченные докладчиком вопросы. В целом продолжи¬тельность самых лучших выступлений — до одного часа. Большинст¬во присутствующих просто не в состоянии воспринять насыщенный поток информации, обрушивающейся на них сплошной лавиной, как водопад. Но содержание выступления, состоящего из трех или в крайнем случае четырех основных аспектов, почти всегда дойдет до сознания слушателей и закрепится у них в мозгу. В некоторых случа¬ях даже шесть пунктов выступления, если они близки по смыслу и содержанию, будут восприняты. Вся несущественная информация, повторяющая одна другую или слишком углубляющаяся в детали, по возможности должна быть изъята из текста выступления еще до его начала Такие материалы, если существует абсолютная уверенность, что они довольно важные и послужат на пользу общей идее, могут быть розданы присутствующим перед началом выступления либо об¬суждены в оперативном порядке.
По завершении выступления у слушателей должно сложиться и укрепиться впечатление об ораторе и его личности. Для этому ему следует в заключение еще раз вернуться к основной идее своего док¬лада. Если выступающий ожидает каких-либо действий и реакции на выступление, то еще до окончания доклада он должен предупредить об этом присутствующих в зале, иногда открыто спросив их мнение и предложив высказаться по определенному вопросу.
Тот, кто хочет стать хорошим оратором, всегда должен репетиро¬вать свое выступление, практиковаться, по несколько раз повторять мысли, которые он проповедует. Как только материал собран и рас¬пределен по пунктам для выступления, следует приступать к оценке его содержания. В это понятие входят анализ фактического материа¬ла, проработка форм и способов его подачи и уточнение личного от¬ношения к нему самого выступающего. Безусловно, в каждой аудито¬рии найдется человек, у которого не возникнет никакого интереса к происходящему либо будет преобладать отношение по типу «ну и что из того?». В связи с этим можно посоветовать выбрать какого-нибудь рецензента, профессионального эксперта или помощника, знающего свое дело, чтобы они определили, что в выступлении ясно и пройдет на «ура», что сработает эффективно, а какую часть выступления сле¬дует переделать или вообще сократить.
487
Отсутствие достаточной подготовки и знания дела, точной задачи, уверенности в том, что выступающий хочет высказать в своей речи, присуще почти всем скучным и затянувшимся выступлениям. И на¬оборот, краткие, лаконичные выступления, как правило, свидетельст¬вуют о более высоком профессиональном уровне подготовки. Даже если эта речь не блестяща, она хороша уже потому, что коротка и не отнимает у слушателей много времени и энергии. Иногда приходится слышать такое мнение: «Если оратору в течение 30 минут не удастся разжечь огонь интереса, он должен прекратить тратить время и спич¬ки». Один из ораторов сказал как-то: «Извините, мое выступление не¬сколько затянулось, я забыл свои часы и нигде не вижу настенных...». В ответ из последних рядов прокричали: «Зато справа от вас настен¬ный календарь».
Язык выступления
Для того, чтобы вызвать интерес у аудитории и удержать внима¬ние присутствующих до конца выступления, нужно как следует усво¬ить все функции языка и научиться быть внимательным к качеству и силе используемых слов. А для этого каждому выступающему нужно научиться определять цели и результаты, которых он желает добиться своей речью, предусматривать, хотя бы до определенной степени, ее последствия. Известно, что слова могут влиять на людей непредска¬зуемо. И от того, какое впечатление они произведут и как надолго ос¬танутся в их памяти, в конце концов зависят и авторитет, и общест¬венное положение, и даже будущее многих общественных деятелей и профессионалов.
Оратор должен следить за качеством своей речи. Большинство людей фиксируют факт, что язык выступающего был крайне интере¬сен и профессионален, и помнят данный факт, однако никто не в со¬стоянии точно определить, в чем же конкретно заключался этот про¬фессионализм. Качество и мастерство речи, безусловно, отнюдь не означают, что она должна быть чересчур изысканной и вычурной. За¬явление, сделанное когда-то Джозефом, вождем одного из племен американских индейцев, является классическим примером качествен¬ного использования языка и выражения смысла: «Я больше не буду воевать, никогда!». Это гениальный образец точной передачи мысли
488
— тут все понимают цель и смысл высказанного и прощают непра¬вильность грамматической конструкции выражения.
Существует 10 основных заповедей, которые должен знать каж¬дый оратор. Разумеется, приведенный ниже их перечень не является незыблемым и неизменным, а служит лишь поводом для размышле¬ний. Итак, оратор должен:
• ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz