Библиотека журналиста... Все, что вы хотели знать о журналистике...
СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет

Валентин Королько ОСНОВЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Сообщение — это содержание информации. То есть считает¬ся, что содержание коммуникации, то, что сообщается, как раз и есть сообщением. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д. При этом не важно, в какой среде, каким образом, с помощью каких средств было сделано со¬общение и кто именно его сделал.
2.
Сообщение — это среда (medium). С этой точки зрения со¬держательная сторона коммуникации имеет мало общего с сообщением. Главное — это где и каким образом осуществля¬ется коммуникация, какие средства для этого используются. Подобные утверждения в основном опираются на тот факт, что с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в содержание выступлений, ар¬гументаций и др. Доказательством тому может служить попу¬лярность политических лидеров, являющихся мастерами те¬леимпровизаций, умеющих использовать телеэффекты для то¬го, чтобы произвести нужное впечатление на аудиторию, ук¬репить свою популярность.
192
3.
Сообщение — это личность. Сторонники такого подхода считают, что ключевым моментом сообщения выступает не содержание или среда распространения информации, а сам выступающий. Например, мастером убеждать был Гитлер. Он прибегал скорее не к углублению содержания своих выступ¬лений, а к совершенствованию формы и стиля их преподнесе¬ния. Его маниакальная помпезность и жестикуляция воздейст¬вовали на настроение людей, доводя толпу до исступления. То есть Гитлер как персона был главным элементом коммуника¬тивного сообщения.
Нечто подобное представляют собой нынешние харизма¬тические лидеры. Их популистские призывы оказываются ве¬сомее, чем то, что они лично думают как политики. Люди за¬частую неспособны различить слова и лицо, их произносящее. Слова, выражение лица, глаза, манера поведения, находчи¬вость, само присутствие любимого лидера — все это вместе и есть сообщение, влияющее на аудиторию.
Очевидно, нет смысла долго доказывать, что подобные точки зре¬ния как бы разрывают на отдельные части то единое целое, что в ко¬нечном счете представляет собой сообщение. Только в целостности приведенных выше элементов и составных частей сообщение приоб¬ретает законченный вид, достигая наибольшего эффекта воздействия на аудиторию (получателя).
Декодирование
Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель приступит к практическим действиям. Эта стадия комму¬никативного процесса напоминает работу дешифровщика, который берет закодированное сообщение и переводит его на язык общеизве¬стных терминов. Тут опять-таки исключительную роль играет язык. Приступая к работе, декодировщик должен полностью понять смысл сообщения. Если сообщение малопонятное или же декодировщик не уверен в сверхзадаче, которую оно призвано выполнить, то ос¬тается мало шансов, что действия, к которым потом прибегнет по¬лучатель, будут именно такими, каких ожидал отправитель (ис¬точник) сообщения.
193
То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степе¬ни зависит от личного восприятия человека То есть ключ к эффек¬тивной коммуникации обусловлен тем, как адресат рассматривает со¬общение и понимает его. Всегда следует помнить, что каждому чело¬веку свойственна предвзятость; невозможно найти двух людей, абсо¬лютно одинаково воспринявших сообщение. Личная предвзятость объясняется действием многих факторов, в частности, стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой относится инди¬вид, и особенно такой составляющей современной политики, как средства массовой информации.
Стереотипы. Это устойчивые, эмоционально окрашенные, упро¬щенные модели определенной объективной реальности, вызывающие у человека чувства симпатии или антипатии к явлениям, ассоции¬рующимся с конкретным стереотипом. Ныне каждый человек живет и действует в мире стереотипных образов. Например, такие образы-понятия, как номенклатура, клан, элита, бизнесмен, «новый украи¬нец», олигарх, мафия, ветеран, пенсионер, красные директора, рабо¬чие, фермеры и тысячи других, вызывают у людей определенные чув¬ства Представители тех или иных политических течений, партий то¬же воспринимаются на основании сложившихся стереотипов. Среди них: «коммуняки», националисты, патриоты, предатели, левые, цен¬тристы, правые, экстремисты, партия власти и т.д. Хотим мы того или нет, но все мы стали жертвами таких стереотипов.
Символы. Поднятый вверх сжатый кулак, разведенные в виде бук¬вы «V» пальцы, свастика, красная звезда, трезубец — все это у боль¬шинства людей вызывает те или иные эмоции. Расположенные в оп¬ределенном порядке, символы могут выступать эффективными эле¬ментами убеждения. Вспомним колонны демонстрантов или митинги под сине-желтыми и красными флагами, продолжающиеся и поныне жаркие дебаты в Верховной Раде по поводу государственных симво¬лов Украины и мы поймем, какие противоположные убеждения они репрезентовали, какие эмоции побуждают у людей.
Семантика. В политической деятельности для эффективного воз¬действия на людей нужно уметь использовать точные слова и поня¬тия. Это великое искусство, поскольку нередко одни и те же слова разными людьми воспринимаются по-разному. Часто неодинаково воспринятыми и режущими слух для разных людей являются такие широко употребляемые в политике слова и понятия, как патриот (на-
7
В. Королько
194
ционалист), политик-либерал (жирный кот), политическая группа (клан), закон и порядок и т.д. К семантике (словам, понятиям, ярлы¬кам) нужно подходить очень осторожно, поскольку язык и значения слов постоянно изменяются. Опытный коммуникатор обязан всегда думать о последствиях употребления тех или иных слов, прежде чем решиться их использовать. ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294

Другие материалы по теме...


СМИ вообще | пресса | радио | телевидение | интернет


Если у вас тоже есть полезные материалы для журналисткой братии, присылайте их по адресу ...
Создадим вместе самую ПОЛЕЗНУЮ библиотеку для журналистов!
Сайт создан в системе uCoz